«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: „Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему“» (Ис. 14:12-14).
В Ис. 14:12 берут свое начало несколько интересных идей. В первой части стиха говорится: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!»
В наиболее старом из современных английских переводов, «Версии короля Иакова», вместо «денница», что значит «утренняя звезда», употреблено слово «Люцифер». Большинство слышало, что Люцифер это дьявол и что он падший ангел. То, что он был некогда ангелом и находился в присутствии Божьем на небесах, выводится некоторыми как раз из Ис. 14. Дьявол, может, и был падшим ангелом, но этот стих не говорит о дьяволе. Еврейское слово здесь — хелел, что буквально означает «сияющий», и стих здесь, как и в остальном контексте, начинающемся со стиха 4, говорит о царе вавилонском.
Идея, что дьявол это падший ангел, выражена в «Потерянном рае» Джона Мильтона. Чтобы обосновать эту идею, некоторые также используют книгу Иезекииля. Бог послал пророку для передачи следующую весть: «...ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием...» (Иез. 28:12, 13).
Однако Бог конкретно указал Иезекиилю, что эта весть была адресована царю тирскому (Иез. 28:12). И текст не говорит, что лицо, к которому обращаются, в буквальном смысле пребывает в Эдемском саду из Быт. 3. Он просто означает, что царь находился в хорошем месте. В Иез. 28:14-17 Бог продолжает свою речь к царю тирскому: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою...»
Именно на стихе 17 строится расхожее мнение, что падение дьявола было вызвано его гордостью: «От красоты твоей возгордилось сердце твоё...» Считается, что это история дьявола. Но весь раздел полностью был написан о царе тирском, как и указывает 28:12.
Еще один стих, с помощью которого формируют идеи о падении дьявола, — 1 Тим. 3:6: «Не должен быть из новообращённых, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом». В этом контексте Павел говорит о требованиях, предъявляемых к старейшинам. Однако люди спорят о том, говорил ли Павел, что возгордившегося человека заберет дьявол, или он говорил, что возгордившийся подпадет тому же осуждению, какому подпал дьявол за то, что возгордился.
И еще один знаменитый отрывок, на который часто ссылаются как на относящийся к дьяволу, — это Откровение, глава 12: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (ст. 7-9).
Некоторые считают, что эти события происходили до начала времен на земле и что они подтверждают то, что дьявол был падшим ангелом. Однако Откровение — книга символическая. Отрывок мог говорить о времени, когда Иоанн писал свою книгу, и о том, что сила дьявола будет сломлена и что Божий народ победит несмотря на великое гонение, которое они испытывали около 90 г. н.э. Выше были перечислены основные стихи, которые используют, рассказывая историю дьявола. Идея, что дьявол возгордился и захотел стать как Бог, взята из Ис. 14:13, 14. Считалось, что боги пребывают на севере. Очевидно, царь вавилонский думал, что может отправиться на север и тоже стать богом. Хотя этот текст приложили к сатане, Исаия говорил о царе вавилонском.