Тревожно осознавая потерю тотального контроля над кыргызскими и таджикскими властями, США приступили к плану «В», решив переформатировать главного приспешника Госдепа, организатора «цветных революций» – контору запрещённого в России агентства USAID*. Расчет на то, что при помощи недавно состоявшихся кадровых перестановок удастся расшатать ситуацию в названных центральноазиатских странах.
Так, на фоне недавнего принятия Бишкеком закона о некоммерческих организациях Сара Верт, назначенная новым директором миссии агентства США по международному развитию в Кыргызстане, рьяно приступила к выполнению деструктивных задач, «нарезанных» ей американскими хозяевами.
Исходя из сухой информации на самом сайте USAID*, довольно привлекательная блондинка (что не особо свойственно представителям данной структуры) занимала до этого должность заместителя директора миссии агентства в Нигерии (2022-2024 гг.), где курировала здравоохранение, гуманитарную помощь, экономический рост, образование, демократию и управление. Кроме того, дамочка успела покрутиться в Ливии (2018-2021 гг.), Гондурасе (2015-2018 гг.), Гватемале (2010-2013 гг.). Колумбии (2008-2010 гг.) и Бангладеш (2006-2008 гг.). А до прихода в USAID в 2006 году она работала в неправительственных организациях в Бангладеш и Вашингтоне и даже была волонтером запрещённого в РФ корпуса мира в Литве (1997-1999 гг.).
Но, пожалуй, самым интересным фактом в биографии госпожи Верт является получение в 2022 году степени магистра стратегии национальной безопасности Национального военного колледжа при Национальном университете обороны в Вашингтоне, выпускники которого впоследствии оказывают большое влияние на формирование национальной и внешней политики как в мирное, так и в военное время. Между тем для поступления в данное заведение абитуриент должен быть «при погонах» – подполковником или полковником со стажем службы не менее 16 лет. Как поговаривают злые языки, симпатичную американку успели завербовать еще в 1997-1999 годах во время ее «благой» миссии в Литве в корпусе мира, более известном в качестве кузницы агентов ЦРУ.
Короче говоря, столь занимательный послужной список С. Верт, специализирующейся на африканских странах (что ещё раз подчёркивает отношение к кыргызам как некому африканскому племени) и к тому же являющейся кадровым офицером-разведчиком США, позволит ей продвигать непопулярные в стране «демократические» прожекты.
Напомним, что накануне обозначенного назначения весной этого года председатель Кабинета министров Кыргызстана Акылбек Жапаров в ходе рабочей поездки в Вашингтон встретился с администратором USAID* Самантой Пауэр, выразившей серьёзную озабоченность Вашингтона законами «об НКО» и «о СМИ» и предупредившей, что они могут привести к сокращению помощи. По её оценке, такие законы заставят ключевых партнёров в сфере здравоохранения, образования, управления и СМИ покинуть Кыргызстан или сократить финансирование, «ставя под угрозу прогресс развития и общие цели».
Стоит напомнить, что за последние 20 лет агентство выделило в общей сложности 800 млн долларов на «поддержку» развития Кыргызстана в образовании, здравоохранении, бизнесе, сельском хозяйстве и других сферах. Правда, каких-либо положительных результатов от американских «щедрот» до сих пор так никто не увидел. Но при этом USAID не только не покинул территорию страны, но и, наоборот, укрепил свое положение, внедрив в Бишкек агента ЦРУ «в юбке».
Не лучше ситуация складывается и в Таджикистане, куда в августе США определили руководителем представительства USAID офицера Джона Риордана.
И опять та же картина: «биг» босс начинал свою работу в Таджикистане и Кыргызстане, где трудился в 1998-2000 годах волонтёром американского Корпуса мира, тесно связанного, как было отмечено выше, с разведслужбами. Кстати, здесь просматривается «семейный подряд»: сестра Риордана тоже работала на благо Корпуса мира США, только уже в другой центральноазиатской стране – Казахстане.
По мнению большинства специалистов, на протяжении многих лет американский Корпус мира выполняет задачи по социально-политической и экономической разведке на первичном этапе. И в том числе ведет такую «полевую работу», как мониторинг ситуации, составление карты расселения этносов, выявление болевых точек их взаимоотношений и т. п.
Засветился упомянутый идейный американец и в представительстве агентства в Румынии (2005-2006 гг.), затем он резко рванул в соседнюю Молдову, где с большим удовольствием изучал социальные настроения в Приднестровье и какой-то корысти ради продвигал производство местного мёда.
Риордан также умудрился побывать в советниках USAID по вопросам развития в командовании объединенных оперативных групп 101 и 82 в Афганистане (2008-2009 гг.), дважды работал в Ираке (в 2006 и 2008 гг.) в ранге заместителя директора отдела управления конторы и офиса группы по послевоенному восстановлению страны, а затем помог создать совместную межведомственную целевую группу в многонациональных силах в Ираке.
Между тем Риордан тяготеет не только к центральноазиатским обычаям и традициям, но и, как оказалась, испытывает огромное влечение к славянской культуре. Так, в 2009-2013 годах, будучи страновым директором USAID в Беларуси и выезжая в командировки в Киев, Джон познакомился и впоследствии женился на некоей Елене из Восточной Украины, которая сейчас вовсю пашет на Вашингтон, являясь политическим сотрудником в Госдепе США и одновременно – специалистом по управлению проектами для экономического роста в том же USAID.
Учитывая описанные выше «туристические» поездки любителя покататься «по шарику» Джона Риордана, немудрено понять весь масштаб бедствия, который сейчас может обрушиться на Душанбе. Тем более что, помимо богатого практического опыта, он поднаторел в научно-экспертной деятельности.
В частности, в 2002-2003 годах в рамках стипендиальной программы нежелательного в России Фонда Фулбрайта, финансируемого американским Госдепом. Риордан был допущен «в святая святых» – госархив Ферганской области Узбекистана, на основе которого в 2008 году выпустил исследование о сопротивлении басмачества большевикам в советском Туркестане, изучив программы советской власти по развитию ирригации, аграрного и промышленного сектора в регионе. При этом он провёл параллели для использования этого исторического опыта в деятельности США в Афганистане и Ираке.
По мнению авторитетных учёных, для анализа конфликта он использовал концепцию американских военных под названием DIME, принципы которой относятся к применению всех элементов национальной мощи – дипломатической, информационной, военной и экономической – для достижения целей внешней политики США. К слову, данное исследование было одобрено школой передовых военных исследований при Колледже командования и Генерального штаба армии США.
Более того, накануне своего назначения 30 июля Риордан выступил в университете Висконсин-Мэдисон с лекцией «От Молдовы до Таджикистана, от Беларуси до Узбекистана: формирование и развитие национальной идентичности от позднецарских времен до наших дней», где изложил свои выводы относительно басмачества и «формирования национальной идентичности» в постсоветских странах, а также о том, как этот дискурс влияет на политическую дискуссию и на электорат в республиках.
Резюмируя вышеизложенное, нетрудно догадаться, какой ущерб новые руководители USAID в ЦА, неплохо подкованные с точки зрения истории государств постсоветского пространства и донельзя пронизанные антироссийской идеологией, способны нанести странам пребывания. Тем более что в этом им будут помогать тамошние русофобы, не понаслышке знающие менталитет своих народов.
Рустам МАСАЛИЕВ
Ещё больше новостей и материалов – на нашем сайте и Telegram-канале