Несмотря на то, что выставка «Многоликий кобальт» представлена большим количеством предметов не только отечественных, но и зарубежных производств и охватывает внушительный временной период. Мне хотелось бы подробнее остановиться именно на советском фарфоре.
Ниже цитирую официальные материалы выставки.
Выставка "Многоликий кобальт" посвящена искусству декорирования произведений из фарфора, керамики и стекла самым древним красителем в истории декоративно-прикладного искусства — кобальтом. На ней представлены более 250 предметов, демонстрирующих разнообразные техники и приемы применения кобальта в ХlХ-ХХ веках.
Название химического элемента кобальт происходит от имени мифического духа гор (нем. Кобо — домовой, гном), который по старинным германским поверьям обитал в горах и рудниках.
Кобальт — металл серебристого цвета с синеватым или розовым отливом, на основе которого изготавливают минеральные краски. Краситель кобальт серо-черного цвета. При высокотемпературном обжиге изделий (1200-1400°С) кобальтовая краска меняет цвет на различные оттенки синего. Она подходит для подглазурной живописи, для окрашивания масс тонкой керамики и глазурей, для изготовления надглазурных красок широкой палитры.
С начала 1950-х годов на Дулевском фарфоровом заводе им. газеты «Правда» в производство гораздо активней, чем прежде, внедрилась подглазурная роспись.
На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) предприятие получило «Гран-При», представив в числе экспонатов сервизы с кобальтовой росписью.
Имея в арсенале обширную цветовую гамму художники экспериментировали как с пастельными оттенками кобальта, так и с красочными, уводящими в декоративность.
На Дмитровском фарфоровом заводе в 1954 году по методу Государственного фарфорового завода им М.В. Ломоносова был освоен новый способ нанесения широких кобальтовых лент на тарелках вместо аэрогрофа использовалась автоматическая отводная кисть.
В массовом производстве сплошное крытье и использование в нем кобальта применялось крайне редко, в отличие от малосерийных и уникальных предметов.
Бронницкий завод фарфоровых изделий «Возрождение» открывшийся в 1966 году выпускал в основном кобальтовую, так называемую «синюю посуду» - особое явление в новгородском искусстве 1970-х — 1980-х годов.
Тонкий фарфор и очень темный кобальт гармонично сочетались с изящным декором, выполнен белым цветом или золотом.
Вторая половина 1940-х — 1950-е годы представляют широкий диапазон экспериментов с кобальтом на Государственном фарфоровом заводе им М.В. Ломоносова. Кобальтовое крытье применялось как для массовых изделий, так и для уникальных и малосерийных.
Знаковым для истории стал сервиз «Кобальтовая сеточка», созданный А.А. Яцкевич на форме «Тюльпан» в конце 1944 года к 200-летию основания завода.
Первая проба была сделана кобальтовым карандашом, но он оказался непрактичным, поэтому было принято решение использовать кисть. Позднее появились иные, не менее красочные вариации, однако именно синее оформление сервиза тиражируется по сей день и является визитной карточкой завода.
Особую индивидуальность в жанре натюрморта кобальт приобрел в творчестве А.М. Ефимовой.
Уже в конце 1940-х годов появляются ее известные кобальтовые этюды, ставшие характерными для творчества этой художницы.
В 1960-1970-е годы в художественной лаборатории завода работали около тридцати художников, из них в творчестве лишь двух подглазурная роспись стала ключевой - В.М. Городецкого и В.М. Жбанова.
Выставку «Многоликий кобальт» можно посетить до 31 декабря 2024 года.
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Искусствовед, художник куратор выставок.