Найти тему

Отечественный фарфор ХХ века на выставке «Многоликий кобальт». Кусково.

Несмотря на то, что выставка «Многоликий кобальт» представлена большим количеством предметов не только отечественных, но и зарубежных производств и охватывает внушительный временной период. Мне хотелось бы подробнее остановиться именно на советском фарфоре.

Ниже цитирую официальные материалы выставки.

Из экспозиции выставки «Многоликий кобальт» . Кусково. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Из экспозиции выставки «Многоликий кобальт» . Кусково. Фото Н.Ломоносовой. 2024.

Выставка "Многоликий кобальт" посвящена искусству декорирования произведений из фарфора, керамики и стекла самым древним красителем в истории декоративно-прикладного искусства — кобальтом. На ней представлены более 250 предметов, демонстрирующих разнообразные техники и приемы применения кобальта в ХlХ-ХХ веках.

Название химического элемента кобальт происходит от имени мифического духа гор (нем. Кобо — домовой, гном), который по старинным германским поверьям обитал в горах и рудниках.

Кобальт — металл серебристого цвета с синеватым или розовым отливом, на основе которого изготавливают минеральные краски. Краситель кобальт серо-черного цвета. При высокотемпературном обжиге изделий (1200-1400°С) кобальтовая краска меняет цвет на различные оттенки синего. Она подходит для подглазурной живописи, для окрашивания масс тонкой керамики и глазурей, для изготовления надглазурных красок широкой палитры.

Из экспозиции выставки «Многоликий кобальт» . Кусково. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Из экспозиции выставки «Многоликий кобальт» . Кусково. Фото Н.Ломоносовой. 2024.

С начала 1950-х годов на Дулевском фарфоровом заводе им. газеты «Правда» в производство гораздо активней, чем прежде, внедрилась подглазурная роспись.

Тарелка из сервиза "Красавица". Леонов П.В. 1949. Дулевский фарфоровый завод им. газеты "Правда". Фото Н.Ломоносовой.2024.
Тарелка из сервиза "Красавица". Леонов П.В. 1949. Дулевский фарфоровый завод им. газеты "Правда". Фото Н.Ломоносовой.2024.
Чашка с блюдцем из сервиза "Вечерний букет". Яснецов В.К. 1973. Дулевский фарфоровый завод им. газеты "Правда". Фото Н.Ломоносовой.2024.
Чашка с блюдцем из сервиза "Вечерний букет". Яснецов В.К. 1973. Дулевский фарфоровый завод им. газеты "Правда". Фото Н.Ломоносовой.2024.

На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) предприятие получило «Гран-При», представив в числе экспонатов сервизы с кобальтовой росписью.

Предметы из сервиза "Розы в кобальте". Городничев В.А. 1951. Дулевский фарфоровый завод им. газеты "Правда". Фото Н.Ломоносовой.2024.
Предметы из сервиза "Розы в кобальте". Городничев В.А. 1951. Дулевский фарфоровый завод им. газеты "Правда". Фото Н.Ломоносовой.2024.
Предметы из сервиза "Песня". Леонов П.В. 1951. Дулевский фарфоровый завод им. газеты "Правда". Фото Н.Ломоносовой.2024.
Предметы из сервиза "Песня". Леонов П.В. 1951. Дулевский фарфоровый завод им. газеты "Правда". Фото Н.Ломоносовой.2024.

Имея в арсенале обширную цветовую гамму художники экспериментировали как с пастельными оттенками кобальта, так и с красочными, уводящими в декоративность.

На Дмитровском фарфоровом заводе в 1954 году по методу Государственного фарфорового завода им М.В. Ломоносова был освоен новый способ нанесения широких кобальтовых лент на тарелках вместо аэрогрофа использовалась автоматическая отводная кисть.

Предметы из чайного сервиза. Смирнов Е.П. автор росписи. 1951. Дмитровский фарфоровый завод. Фото Н.Ломоносовой.2024.
Предметы из чайного сервиза. Смирнов Е.П. автор росписи. 1951. Дмитровский фарфоровый завод. Фото Н.Ломоносовой.2024.
Бордюков Н.К. 1930-1940гг. Дмитровский фарфоровый завод. Фото Н.Ломоносовой.2024.
Бордюков Н.К. 1930-1940гг. Дмитровский фарфоровый завод. Фото Н.Ломоносовой.2024.

В массовом производстве сплошное крытье и использование в нем кобальта применялось крайне редко, в отличие от малосерийных и уникальных предметов.

Предметы из сервиза "Зима". Коновалов А.И. автор росписи. Ольшевский В.Н. автор формы. 1962. Дмитровский фарфоровый завод. Фото Н.Ломоносовой.2024.
Предметы из сервиза "Зима". Коновалов А.И. автор росписи. Ольшевский В.Н. автор формы. 1962. Дмитровский фарфоровый завод. Фото Н.Ломоносовой.2024.

Бронницкий завод фарфоровых изделий «Возрождение» открывшийся в 1966 году выпускал в основном кобальтовую, так называемую «синюю посуду» - особое явление в новгородском искусстве 1970-х — 1980-х годов.

Баночка для специй из комплекта "Забава". Круглов А.С. 1987. Бронницкий завод фарфоровых изделий "Возрождение". Фото Н.Ломоносовой.2024.
Баночка для специй из комплекта "Забава". Круглов А.С. 1987. Бронницкий завод фарфоровых изделий "Возрождение". Фото Н.Ломоносовой.2024.
Баночка для специй из комплекта "Забава". Круглов А.С. 1987. Бронницкий завод фарфоровых изделий "Возрождение". Фото Н.Ломоносовой.2024.
Баночка для специй из комплекта "Забава". Круглов А.С. 1987. Бронницкий завод фарфоровых изделий "Возрождение". Фото Н.Ломоносовой.2024.

Тонкий фарфор и очень темный кобальт гармонично сочетались с изящным декором, выполнен белым цветом или золотом.

Ваза "Беседка". Круглов А.С. 1987. Бронницкий завод фарфоровых изделий "Возрождение". Фото Н.Ломоносовой.2024.
Ваза "Беседка". Круглов А.С. 1987. Бронницкий завод фарфоровых изделий "Возрождение". Фото Н.Ломоносовой.2024.

Вторая половина 1940-х — 1950-е годы представляют широкий диапазон экспериментов с кобальтом на Государственном фарфоровом заводе им М.В. Ломоносова. Кобальтовое крытье применялось как для массовых изделий, так и для уникальных и малосерийных.

Знаковым для истории стал сервиз «Кобальтовая сеточка», созданный А.А. Яцкевич на форме «Тюльпан» в конце 1944 года к 200-летию основания завода.

Предметы из сервиза " Кобальтовая сеточка". Яцкевич А.А. Автор росписи. Яковлева С.Е.  автор формы. 1951. Государственный фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Предметы из сервиза " Кобальтовая сеточка". Яцкевич А.А. Автор росписи. Яковлева С.Е. автор формы. 1951. Государственный фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.

Первая проба была сделана кобальтовым карандашом, но он оказался непрактичным, поэтому было принято решение использовать кисть. Позднее появились иные, не менее красочные вариации, однако именно синее оформление сервиза тиражируется по сей день и является визитной карточкой завода.

Тарелка. Розендорф Е.Б. автор росписи. Государственный фарфоровый завод. 1919. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Тарелка. Розендорф Е.Б. автор росписи. Государственный фарфоровый завод. 1919. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Тарелка "Синяя птица". Городецкий В.М. автор росписи. 1969. Ленинградский фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Тарелка "Синяя птица". Городецкий В.М. автор росписи. 1969. Ленинградский фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.

Особую индивидуальность в жанре натюрморта кобальт приобрел в творчестве А.М. Ефимовой.

Ваза декоративная "Яблоки". Ефимова А.М. автор росписи. Яковлева С.Е. автор формы. Июнь 1953. Государственный фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Ваза декоративная "Яблоки". Ефимова А.М. автор росписи. Яковлева С.Е. автор формы. Июнь 1953. Государственный фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Предметы из сервиза "Мичуринский первый". Ефимова А.М. автор росписи. Озерова М. исполнитель росписи. Яковлева С.Е. автор формы. Апрель 1949. Государственный фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Предметы из сервиза "Мичуринский первый". Ефимова А.М. автор росписи. Озерова М. исполнитель росписи. Яковлева С.Е. автор формы. Апрель 1949. Государственный фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.

Уже в конце 1940-х годов появляются ее известные кобальтовые этюды, ставшие характерными для творчества этой художницы.

Чашка с блюдцем "Русский орнамент". Протопопова Л.В. автор росписи. Яковлева С.Е. автор формы. 1949. Государственный фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Чашка с блюдцем "Русский орнамент". Протопопова Л.В. автор росписи. Яковлева С.Е. автор формы. 1949. Государственный фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Чашка с блюдцем "Можжевельник". Лебединская Л.И. автор росписи. Яковлева С.Е. автор формы. 1955. Государственный фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Чашка с блюдцем "Можжевельник". Лебединская Л.И. автор росписи. Яковлева С.Е. автор формы. 1955. Государственный фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.

В 1960-1970-е годы в художественной лаборатории завода работали около тридцати художников, из них в творчестве лишь двух подглазурная роспись стала ключевой - В.М. Городецкого и В.М. Жбанова.

Ваза "Звери и фигуры". Воробьевский А.В. автор росписи. Яковлева С.Е. автор формы. Август 1946. Государственный фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Ваза "Звери и фигуры". Воробьевский А.В. автор росписи. Яковлева С.Е. автор формы. Август 1946. Государственный фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Чашка с блюдцем "Синие фрукты". Воробьевский А.В. автор росписи.  Июнь 1936. Государственный фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Чашка с блюдцем "Синие фрукты". Воробьевский А.В. автор росписи. Июнь 1936. Государственный фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Ваза "Снежная зима". Жданов В.М. автор росписи. Яковлева С.Е. автор формы. 1972. Ленинградский фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Ваза "Снежная зима". Жданов В.М. автор росписи. Яковлева С.Е. автор формы. 1972. Ленинградский фарфоровый завод им.М.В. Ломоносова. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Плакетка "Сосна в снегу". Жданов В.М. АОЗТ. "Ломоносовский фарфоровый завод". 1993. Фото Н.Ломоносовой. 2024.
Плакетка "Сосна в снегу". Жданов В.М. АОЗТ. "Ломоносовский фарфоровый завод". 1993. Фото Н.Ломоносовой. 2024.

Выставку «Многоликий кобальт» можно посетить до 31 декабря 2024 года.

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!

Н.Ломоносова. Искусствовед, художник куратор выставок.