Найти тему

Крах и зарождение электрического снегоходостроения. Taiga умерла, да здравствует eSled?

Вот и кончилась канадская Taiga?..
Вот и кончилась канадская Taiga?..

Не радостные вести приходят к нам из-за океана. Похоже, как раз в канун нового сезона на одну марку снегоходов в мире скоро станет меньше. Но мир этого не почувствует, а Россия — тем более.

Немногие знали о существовании снегоходов марки Taiga, потому и горевать по ним мало кто станет. Мне же чисто по-человечески, а также как инженеру, уважающему любой созидательный труд, честно: жалко.

Канадская компания Taiga Motors начала проявлять свою публичную активность в 2022 году. Занялась она серийным выпуском снегоходов и гидроциклов. Ее отличительной фишкой от других стала тяга, на которой работали ее снежные и водные мотоциклы: электрическая.

Единственный серийный снегоход компании
Единственный серийный снегоход компании

По слухам, коммерческий проект развился из студенческого стартапа. Похоже, тем студиозусам за время учебы в ихних университетах сильно мозги засорили зеленые всех оттенков и мастей, вот они и прониклись. Точнее, повелись. Видимо, решив, что зеленая зараза скоро поразит весь мир, а потому надо как можно быстрее его окучить, захватив рынок, который пока еще не занят.

Вбухали в проект немалое количество краснобаксов* и начали серийное производство собственных моделей гидроциклов и снегоходов.

Молодые всё люди... А "молодые" и "зеленые" в английском языке часто синонимы
Молодые всё люди... А "молодые" и "зеленые" в английском языке часто синонимы

Однако при проектировании допустили одну, но существенную ошибку. Модели хоть и были свои, но по сути состояли из скопированных у других известных производителей традиционных бензиновых снегоходов. То есть, по большому счету, тайговцы меняли бензиновые ДВСы на электромоторы, делая все остальное немного по-своему, чтобы не быть обвиненными в копировании. Китайцы бы не стали на тему плагиата даже париться, но эти-то не китайцы, к тому же и BRP, и Polaris рядом.

И хотя с точки зрения маркетинга и рекламы они все делали хорошо и правильно (ну, разве что ролики на российском телевидении не показывали), однако покупатели не выстаивались в очередь.

Taiga Motors даже в Европе заявила о себе. Ее снегоходы поучаствовали в освоении Антарктиды и плотно обосновались на многих горнолыжных курортах Северной Америки. Но потребитель их так и не понял.

К сегодняшнему дню в линейке Taiga Motors одна модель снегохода — утилитарный Nomad ("кочевник") — и, по сути, тоже одна — Orca (вид кита) — модель гидроциклов. Цена на снежик начинается от 22 тыс. канадских долларов, на гидрик — от 25,5 тыс.

При такой стоимости запас хода снегохода составляет всего 100 км (при мощности 90 л.с.). Как по мне, так для утиля это слишком мало! Похоже, что потенциальные покупатели оказались со мной согласны, что и показали своим нежеланием покупать такую технику.

Гидроцикл Taiga Orca, наверно, еще поплавает...
Гидроцикл Taiga Orca, наверно, еще поплавает...

Судьба гидроциклетного направления «Тайги» пока не известна, но не удивлюсь, если и оно отправится по тому же пути.

А тем временем на другом континенте зародилась новая компания по выпуску… тоже электрических снегоходов. Случилось это в Финляндии, фирма называется Aurora Powertrains Oy, а свое детище она нарекла незамысловато — eSled (т.е., электросани).

Финский электроснегоход eSled от компании Aurora Powertrains
Финский электроснегоход eSled от компании Aurora Powertrains

Принципиальное ее отличие от умершей канадской «Тайги» в том, что создавалась финская модель с нуля, то есть, сразу под электромотор. Снегоход, пока только утилитарный, он легче "Тайги", что позволяет ему проезжать на одной зарядке те же 100 км (при аккумуляторе емкостью 21 кВт·ч), но таская при этом батарею меньшего веса. А их можно выбрать на 7, 14 и 21 кВт·ч.

-7

Аккумуляторные модули, кстати, эти финны производят сами. В городе Миккели летом открылся новый завод, который будет выпускать только электроснегоходы. И уже в ближайшие дни должны начаться первые поставки готовой продукции заказчикам. Цены пока не анонсируются.

Aurora Powertrains балуется электроснегоходами с 2015 года, суммарный пробег ее продукции за все это время перевалил за 200 тыс. км, в том числе по Шпицбергену. Финны хвастаются, что их батареи продолжают двигать снегоходы даже когда мороз переваливает за 40 градусов. И я почему-то им верю.

_________________

* так канадские выходцы из СССР называют местные доллары за их окраску.

U.P.D.: о путешествии на электрических снегоходах Taiga можно почитать здесь.