Найти тему

Ирвин Пенн: фотограф, который изменил представление о моде и искусстве

Оглавление

Ирвин Пенн (Irving Penn) — одна из самых загадочных и влиятельных фигур в мире фотографии. Его имя стало синонимом качества, новаторства и безупречного художественного вкуса. Несмотря на всемирную известность и огромный вклад в фотографию, Пенн оставался закрытым человеком, редко давая интервью и всегда предпочитая, чтобы его работы говорили за него.

За свою полувековую карьеру Пенн не просто создал сотни культовых изображений, но и буквально переписал правила фотографии. Его работы затронули разные жанры: от модных съёмок до натюрмортов и документальных портретов людей со всех уголков мира.

В этой статье я подробнее рассмотрю уникальный путь Ирвина Пенна, его философию и методы работы, которые до сих пор остаются эталоном для фотографов по всему миру.

Женщина с платком (Джин Пэтчетт), Нью-Йорк, 1951 год. Фотограф Ирвин Пенн
Женщина с платком (Джин Пэтчетт), Нью-Йорк, 1951 год. Фотограф Ирвин Пенн
Женщина в марокканском дворце (Лиза Фонсагривс-Пенн), 1951 год. Фотограф Ирвин Пенн
Женщина в марокканском дворце (Лиза Фонсагривс-Пенн), 1951 год. Фотограф Ирвин Пенн
Девушка с фруктами, ботинком и бабочками, Нью-Йорк, 1946 год. Фотограф Ирвин Пенн
Девушка с фруктами, ботинком и бабочками, Нью-Йорк, 1946 год. Фотограф Ирвин Пенн
Двенадцать самых фотографируемых моделей, Нью-Йорк, 1947 год. Фотограф Ирвин Пенн
Двенадцать самых фотографируемых моделей, Нью-Йорк, 1947 год. Фотограф Ирвин Пенн
Черно-белая обложка Vogue (Джин Пэтчетт), Нью-Йорк, 1950 г. Фотограф Ирвин Пенн
Черно-белая обложка Vogue (Джин Пэтчетт), Нью-Йорк, 1950 г. Фотограф Ирвин Пенн

Скромные начала и стремление стать художником

Ирвин Пенн родился 16 июня 1917 года в Плейнфилде, штат Нью-Джерси, в семье еврейских иммигрантов. Его отец Гершон Пенн был часовщиком, а мать Соня — медсестрой. Несмотря на простое происхождение, Пенн с ранних лет интересовался искусством. Он мечтал стать художником, а не фотографом, и поступил в Школу промышленных искусств в Филадельфии, где изучал живопись, рисунок и графический дизайн.

Джон Кейдж, Нью-Йорк, 1946 год. Фотограф Ирвин Пенн
Джон Кейдж, Нью-Йорк, 1946 год. Фотограф Ирвин Пенн

Одним из его преподавателей был Алексей Бродович, известный арт-директор Harper’s Bazaar, который заметил необыкновенный талант Пенна и предложил ему стажировку в журнале. Пенн успешно прошел её, создавая иллюстрации и рекламные дизайны, но неожиданно отказался от предложения стать постоянным сотрудником. Вместо этого он отправился в Мексику, где решил посвятить себя живописи.

Однако этот этап его жизни оказался недолгим и не таким успешным, как он надеялся. После возвращения в Нью-Йорк Пенн вновь задумался о смене деятельности и решил попробовать свои силы в фотографии.

Николь Кидман в платье Jean Paul Gaultier Couture, Нью-Йорк, 2004 г. Фотограф Ирвин Пенн
Николь Кидман в платье Jean Paul Gaultier Couture, Нью-Йорк, 2004 г. Фотограф Ирвин Пенн
Женщина в шляпе с перьями, Нью-Йорк, 1991 г. Фотограф Ирвин Пенн
Женщина в шляпе с перьями, Нью-Йорк, 1991 г. Фотограф Ирвин Пенн
Жакет John Galliano с головным убором из красных перьев, Нью-Йорк, 2007 г. Фотограф Ирвин Пенн
Жакет John Galliano с головным убором из красных перьев, Нью-Йорк, 2007 г. Фотограф Ирвин Пенн
Джесси Норман, Нью-Йорк, 1983 год. Фотограф Ирвин Пенн
Джесси Норман, Нью-Йорк, 1983 год. Фотограф Ирвин Пенн
Герцогиня Виндзорская, Нью-Йорк, 1948 год. Фотограф Ирвин Пенн
Герцогиня Виндзорская, Нью-Йорк, 1948 год. Фотограф Ирвин Пенн

Вход в мир моды и противоречивый успех

Путь Пенна в мир модной фотографии начался в Vogue, где его первым наставником стал знаменитый арт-директор Александр Либерман.

Либерман предложил Пенну начать с ассистентской работы в отделе дизайна, но вскоре его фотографический талант проявился настолько ярко, что ему предложили создать обложку для журнала.

Этот эксперимент ознаменовал начало долгой и плодотворной карьеры, в течение которой Пенн снял более 150 обложек для Vogue.

Балетное общество, Нью-Йорк, 1948 г. Фотограф Ирвин Пенн
Балетное общество, Нью-Йорк, 1948 г. Фотограф Ирвин Пенн

Однако Пенн никогда не следовал традиционным канонам модной фотографии. Его подход к работе часто шёл вразрез с требованиями редакторов и ожиданиями зрителей. Например, его знаменитые «портреты в углу», где модели были буквально «загнаны» в угол двух серых стен, вызвали неоднозначную реакцию. Пенн верил, что такое ограниченное пространство помогает людям расслабиться и снять маску, раскрывая их истинную сущность.

Аль Пачино, Нью-Йорк, 1995 год. Фотограф Ирвин Пенн
Аль Пачино, Нью-Йорк, 1995 год. Фотограф Ирвин Пенн

Кроме того, его минималистический стиль, использование простого фона и естественного света сделали его работы отличительными от пышных и сложных композиций, типичных для модной фотографии того времени.

Этот подход казался слишком простым и даже сухим для некоторых критиков, но со временем именно такая лаконичность стала фирменным стилем Пенна и новым стандартом в модной съёмке.

Надя в Miyake Fashion by Moving Light, Нью-Йорк, 1996 г. Фотограф Ирвин Пенн
Надя в Miyake Fashion by Moving Light, Нью-Йорк, 1996 г. Фотограф Ирвин Пенн
Джин Патчетт, Лима, 1948 год. Фотограф Ирвин Пенн
Джин Патчетт, Лима, 1948 год. Фотограф Ирвин Пенн
Больная нога (Джин Пэтчетт), Лима, 1948 год. Фотограф Ирвин Пенн
Больная нога (Джин Пэтчетт), Лима, 1948 год. Фотограф Ирвин Пенн
Александр Либерман, Нью-Йорк, 1956 год. Фотограф Ирвин Пенн
Александр Либерман, Нью-Йорк, 1956 год. Фотограф Ирвин Пенн
Наоми Кэмпбелл, Нью-Йорк, 1994 год. Фотограф Ирвин Пенн
Наоми Кэмпбелл, Нью-Йорк, 1994 год. Фотограф Ирвин Пенн

Не только мода: революционные натюрморты и портреты

Ирвин Пенн был не просто модным фотографом. Одним из его самых значимых вкладов в фотографию стали его натюрморты. Здесь он снова показал себя как новатор и мастер композиции.

Его знаменитые натюрморты с окурками, цветами и продуктами питания — это не просто фотографии предметов, а глубокие философские размышления о бренности жизни и красоте повседневного.

Кирсти Хьюм, Нью-Йорк, 1996 год. Фотограф Ирвин Пенн
Кирсти Хьюм, Нью-Йорк, 1996 год. Фотограф Ирвин Пенн

Особенно известными стали его работы, изображающие предметы, подверженные разложению, такие как гнилые фрукты и растения. В этих кадрах Пенн находил удивительное сочетание красоты и декаданса, превращая обыденные объекты в произведения искусства.

Его натюрморты не раз подвергались критике за их «некрасивость» и чрезмерную реалистичность, но с годами их стали воспринимать как вызов устоявшимся нормам и восхищаться их мастерством.

Цыганская семья, Эстремадура, Испания, 1965 год. Фотограф Ирвин Пенн
Цыганская семья, Эстремадура, Испания, 1965 год. Фотограф Ирвин Пенн

Пенн также много путешествовал и создавал документальные серии, запечатлев образы людей со всего мира. Особенно впечатляющими были его портреты аборигенов Африки и Новой Гвинеи.

Эти работы стали ещё одним вызовом обществу, поскольку многие считали их слишком «глянцевыми» для документальной фотографии. Однако Пенн был уверен в своём подходе и всегда снимал так, как считал правильным, невзирая на критику.

Мужчина закуривает сигарету девушки (Джин Пэтчетт), Нью-Йорк, 1949 год. Фотограф Ирвин Пенн
Мужчина закуривает сигарету девушки (Джин Пэтчетт), Нью-Йорк, 1949 год. Фотограф Ирвин Пенн
Блузка Yves Saint Laurent, Нью-Йорк, 2005 г. Фотограф Ирвин Пенн
Блузка Yves Saint Laurent, Нью-Йорк, 2005 г. Фотограф Ирвин Пенн
Атласное платье Christian Lacroix Duchesse, Париж, 1995 г. Фотограф Ирвин Пенн
Атласное платье Christian Lacroix Duchesse, Париж, 1995 г. Фотограф Ирвин Пенн
Три альпиниста-шерпа, Непал, 1967 год. Фотограф Ирвин Пенн
Три альпиниста-шерпа, Непал, 1967 год. Фотограф Ирвин Пенн
Старик Дагомеи, 1967 г. Фотограф Ирвин Пенн
Старик Дагомеи, 1967 г. Фотограф Ирвин Пенн

Фотография как ремесло: перфекционизм и уникальный подход

Пенн был невероятным перфекционистом.

Каждая его работа была тщательно продумана, от постановки кадра до постобработки. Пенн часто использовал старые методы фотопечати, сочетая их с новейшими технологиями своего времени.

Он лично занимался процессом печати своих снимков, часто тратя часы на создание одного идеального изображения.

Эта преданность своему делу принесла ему славу одного из самых техничных и вдумчивых фотографов своего времени.

Маршан де Конкомбр, Париж, 1950 Продавец огурцов. Фотограф Ирвин Пенн
Маршан де Конкомбр, Париж, 1950 Продавец огурцов. Фотограф Ирвин Пенн

Его работы отличались удивительной детализированностью и вниманием к каждому элементу.

Например, если Пенн фотографировал стекло, то это был знаменитый хрусталь Баккара, а если он снимал древние артефакты, то это были подлинные исторические предметы. Пенн стремился к идеалу во всём, и эта настойчивость сделала его работы уникальными.

Мода Курреж , Париж, 1964 год. Фотограф Ирвин Пенн
Мода Курреж , Париж, 1964 год. Фотограф Ирвин Пенн
Прозрачный плащ (Верушка), Нью-Йорк, 1965 год. Фотограф Ирвин Пенн
Прозрачный плащ (Верушка), Нью-Йорк, 1965 год. Фотограф Ирвин Пенн
Платье Арлекин (Лиза Фонсагривс-Пенн), Нью-Йорк, 1950 г. Фотограф Ирвин Пенн
Платье Арлекин (Лиза Фонсагривс-Пенн), Нью-Йорк, 1950 г. Фотограф Ирвин Пенн
Юг Америки, 1941 г. Фотограф Ирвин Пенн
Юг Америки, 1941 г. Фотограф Ирвин Пенн
Специалист по подбитым глазам, Бауэри, Нью-Йорк, 1939 год. Фотограф Ирвин Пенн
Специалист по подбитым глазам, Бауэри, Нью-Йорк, 1939 год. Фотограф Ирвин Пенн

Наследие Ирвина Пенна

Ирвин Пенн ушёл из жизни в 2009 году, но его работы продолжают оказывать огромное влияние на фотографов и художников по всему миру. За свою карьеру он выпустил девять книг, каждая из которых стала важной вехой в истории фотографии.

Его новаторские идеи, уникальный стиль и философия до сих пор вдохновляют и изучаются.

Мужчина с сумкой для одежды, Юг Америки, 1941 год. Фотограф Ирвин Пенн
Мужчина с сумкой для одежды, Юг Америки, 1941 год. Фотограф Ирвин Пенн

Пенн оставил после себя не только культовые обложки для Vogue, но и бесценное наследие, которое демонстрирует, как фотография может быть больше, чем просто средством выражения моды.

Она может стать средством для исследования внутреннего мира человека, его эмоций, его связи с окружающей средой.

Молодой человек с сигаретой, Новый Орлеан, 1941 год. Фотограф Ирвин Пенн
Молодой человек с сигаретой, Новый Орлеан, 1941 год. Фотограф Ирвин Пенн

Ирвин Пенн показал, что в фотографии нет ничего незначительного.

Даже окурки на асфальте могут стать частью великого произведения искусства, если подойти к ним с правильной перспективой и глубоким осмыслением.

Молодая женщина в сети (дизайн Мияке), Нью-Йорк, 1993 г. Фотограф Ирвин Пенн
Молодая женщина в сети (дизайн Мияке), Нью-Йорк, 1993 г. Фотограф Ирвин Пенн
Платье Issey Miyake из морских водорослей, Нью-Йорк, 1987 год. Фотограф Ирвин Пенн
Платье Issey Miyake из морских водорослей, Нью-Йорк, 1987 год. Фотограф Ирвин Пенн
Эдит Пиаф, Нью-Йорк, 1948 год. Фотограф Ирвин Пенн
Эдит Пиаф, Нью-Йорк, 1948 год. Фотограф Ирвин Пенн
Фрэнсис Бэкон, Лондон, 1962 г. Фотограф Ирвин Пенн
Фрэнсис Бэкон, Лондон, 1962 г. Фотограф Ирвин Пенн
Трумэн Капоте, Нью-Йорк, 1979 г. Фотограф Ирвин Пенн
Трумэн Капоте, Нью-Йорк, 1979 г. Фотограф Ирвин Пенн

Приходите на мой бесплатный мастер-класс "Идеальный кадр" 22 октября в 19:00 мск, который точно станет для вас источником вдохновения!

Там вы сможете найти ответы, которые помогут создавать кадры, полные смысла и глубины. Это новый и живой мастер-класс, где вы научитесь находить идеи даже в самых, казалось бы, обыденных вещах.

Ссылка на регистрацию: https://web.holycam.net/uperfectframe?s=dzp22102024