Аннотация: Обычный московский милиционер Никита Ивашов пытался догнать бандитов и случайно попал в параллельное измерение. В нем ожили русские народные сказки: на троне сидит царь Горох, в своей избушке колдует Баба Яга, а Кощей Бессмертный – аналог местной мафии. Вернуться в родной мир у Ивашова не выходит, поэтому он решает остаться и даже получает звание сыскного воеводы.
Вместе с Бабой Ягой и простым деревенским парнем Митькой ему предстоит раскрывать запутанные дела и даже спасать мир.
Мнение: После ознакомления с современным прочтением сказок (с результатами можно прочитать тут) решил обратить внимание на более ранний вариант этого направления литературы.
Сколько же лет прошло с момента первого открытия книги. Но, давайте не будем предаваться воспоминаниям и перейдём к произведению.
Сейчас, зная всю последующую историю книги и цикла (о котором в те времена и не подозревал), «Тайный сыск царя Гороха» воспринимается несколько иначе, чем во времена выхода. Перечитывая сейчас подмечаешь некоторые особенности, которых не встретишь у современных «цикловых» произведений. Одной из основных особенностей является то, что произведение закончено и воспринимается как самодостаточная история, то есть в конце чёткое ощущение «и жили они долго и счастливо», нет никаких клиффхенгеров и «крючков» на покупку будущих томов – всё понятно и законченно. Честно, только от этого получил удовольствие и был вынужден констатировать: большинство молодых авторов не умеют заканчивать историю и ставить точку в повествовании.
Касательно самого наполнения книги, то это вполне интересное прочтение очередного попаданца в сказку, несколько наивное, но всё же. Сам главный герой вызывает интересное ощущение своей нестандартностью: это и не «мастер-убивашка сотого уровня» и не обратных вариант, когда герой оказывается абсолютно неприспособленным к событиям, свалившимся на него. Нет, тут уважаемый автор постарался и показал психологию человека, вырванного из привычного мира и старающегося уберечь свой рассудок путём выполнения привычных действий. Именно этот факт сильно объясняет многие странности в поведении героя и, хоть это очень непривычно, именно это позволяет привнести довольно большой уровень реализма в сказочную историю. Честно, мне очень хочется, чтобы большинство современных произведений, хотя бы на треть от такого уровня, обращали на психологизм феномена попаданцы.
Второстепенные герои тоже получились колоритные и яркие, со своими особенностями и характерными как внешними, так и внутренними чертами. Да, они следуют определённым архетипам, два из которых отсылают возрастного читателя к комедийным боевикам про работу полиции и сыщиков, однако А. Белянин сильно поработал над ними и органично вплёл в мир и ткань повествования. Так что герои получились хорошо запоминающиеся и с потенциалом на развитие, что и было раскрыто в следующих книгах одноимённого цикла.
Сам сюжет романа классический для детективной истории и для знающих жанр не будет откровением: преступление – расследование – торжество закона. Единственное что обращает на себя внимание – мягкое знакомство с предысторией Никиты Ивашова, то есть читатель начинает чтение не зная о главном герое ничего, кроме того, что он не вписывается в антураж заявленного мира. История лейтенанта милиции является загадкой для читателя и её раскрытие также интересно, как и основная линия повествования. Этот эффект достигается тем, что читатель сначала проникается чувствами к герою и только потом, уже не являясь бесстрастным наблюдателем, узнаёт его жизненный путь.
Однако есть у произведения определённые минусы – схематичность заявленного мира. При чтении меня не покидало ощущение, что я смотрю театральную постановку, действие которой происходит в пяти – шести сценах, что происходит за основной сценой толком не понятно и сводится к классическому: «крики толпы» и «на дальнем плане виднеется церковь». Но повторюсь – это претензия только к этому роману. Ещё есть ощущение, что на автора сильно подействовали сериалы в духе «Улицы разбитых фонарей» и подобных процедуралов, что впрочем и не удивительно.
Общее впечатление от романа с современных лет – достойно и вполне читаемо, книга, не смотря на то, что вышла в 1999 году, сохранилась хорошо.
Выводы: Роман может заинтересовать любителей детективного жанра в нестандартом сеттинге. Интересный образчик не «поточной» литературы, то есть произведения, что достался читателю целиком сразу, без всяких подписок и выхода глав по расписанию.
Спасибо за внимание.