Найти в Дзене
Михаил Исаев

Практика использования наскальных рисунков в языческих обрядах

В Южной Сибири и восточной Азии найдено огромное количество наскальных рисунков и ни одного документа, который раскрывал их смысл и назначение. Но на западе тибетского нагорья еще сохранились народы, которые до сих пор используют рисунки в своих обрядах. Например калаши[1]. Попробуем на их примере разобраться в этом феномене. Рисунки важный атрибут культовых мероприятий этого народа. Они рисуют на домах, на камнях и на скалах. Это происходит в преддверии зимнего солнцестояния, во время праздника Чаумос. Он начинается за 12 дней до астрономического события и длится 15 дней. Подготовка к рисованию начиналась на шестой день. Из обуглившейся скорлупы грецких орехов делали черную краску. На утро седьмого дня на стенах домов для танцев и собраний рисовали животных. Чаще всего диких козлов или домашних коз. Встречаются также фигуры хищников и даже сцены охоты. Иногда рисуют человека с особо подчеркнутым половым органом. Это объясняют стремлением способствовать размножению животных, либо го

В Южной Сибири и восточной Азии найдено огромное количество наскальных рисунков и ни одного документа, который раскрывал их смысл и назначение.

Но на западе тибетского нагорья еще сохранились народы, которые до сих пор используют рисунки в своих обрядах. Например калаши[1]. Попробуем на их примере разобраться в этом феномене.

Рисунки важный атрибут культовых мероприятий этого народа. Они рисуют на домах, на камнях и на скалах. Это происходит в преддверии зимнего солнцестояния, во время праздника Чаумос. Он начинается за 12 дней до астрономического события и длится 15 дней. Подготовка к рисованию начиналась на шестой день. Из обуглившейся скорлупы грецких орехов делали черную краску.

На утро седьмого дня на стенах домов для танцев и собраний рисовали животных. Чаще всего диких козлов или домашних коз. Встречаются также фигуры хищников и даже сцены охоты. Иногда рисуют человека с особо подчеркнутым половым органом. Это объясняют стремлением способствовать размножению животных, либо говорят – это в память и ради возрождения тех древних времен, когда все существа жили вместе.

Вечером того же дня пекут фигурные хлебы, также изображающие диких и домашних животных, а кроме того, и пастуха. Их торжественно размещают возле задней стены каждого дома.

Затем в козьем хлеву делают с соблюдением всех правил очищения три небольших хлеба и фигуру горного козла. Его помещают на доске у задней стены дома для ритуальных танцев и собраний. На рассвете следующего дня его разбивают, бросая в него камни или стреляя из лука. С этого момента начинают гнать диких животных. Молодые парни неистовствуют по всему селению, утверждая, что они гонят невидимую дичь вверх по долине, туда, где когда древние времена пришли к концу, люди и животные превратились в изображения.

"У калашей то место расположено в одной из боковых долин. Там есть скала, которая носит название «Камень творения». Под этой скалой на огромных каменных глыбах и были рисунки явно разного возраста. Большинство из них изображало дикого козла с орнаментально стилизованными рогами. Там есть и человеческие фигуры. Считалось, что здесь божество заключило изгнанных животных в камень. Раньше совершая обряд изгнания животных доходили до этого места" сообщает К.Йеттмар [3].

Чтобы понять изложенные далее суждения следует узнать о богине Дизани. Она даровала жизнь детям и забирала души людей к себе после смерти. Смерть считалась возвращением в дом матери.

Теперь сфокусируем внимание на объяснении местных жителей, в котором говорится, что каменные глыбы с рисунками – находятся в месте, где животные превратились в рисунки. В шаманской практике рисунок может быть вместилище духа, умершего существа - животного или человека. Шаман договаривается с духом и тот, живет в рисунке. Например, цепочка людей, часто изображаемая на шаманских бубнах – духи предков. (см. "Зачем и что рисовали на шаманских бубнах").

По аналогии рисунок на камне – вместилище духа умершего животного, например, принесенного в жертву. А место, где нанесено множество рисунков животных может рассматриваться как хранилище духов.

В этом месте люди просят, чтобы духи воплотились в животных – пришли в мир людей. В свою очередь люди обязуются как можно скорей вернуть эти души, потому что смерть – это возвращение в дом матери. И козлов калаши действительно приносили в жертву едва ли не по всякому случаю.

При таком взгляде на культ, скалы и камни обильно покрытые рисунками можно назвать местом творения. Здесь принимается решение о воплощении душ в тела животных. И чтобы у богини «под рукой» оказалось как можно больше душ, люди сгоняют разбежавшихся духов в это место творения.

В зависимости от места жительства народы были заинтересованы в размножении разных животных: козлов, лошадей, быков, косуль, оленей, лосей. Но идея о том, что смерть животного - добрый поступок, а именно акт возвращения его души в дом матери - была широко распространена и в Азии, и в Сибири.

[1] Дартский народ в горах южного Гиндукуша.

[2]Питер Сной, в настоящее время сотрудник Ин-
ститута Южной Азии Гейдельбергского университета.

[3] К.Йеттмар "религии Гиндукуша"