Найти тему
Смотреть позже

Субстанция: лучший боди-хоррор или провал?

Оглавление

Громкий вызов современному медиабизнесу и проблеме непринятия своей внешности в новом боди-хорроре от Корали Фаржа. Получился ли он? В чем сильные и слабые стороны фильма?
Осторожно, спойлеры!

Кадр из фильма "Субстанция" (2024)
Кадр из фильма "Субстанция" (2024)

Общая информация

Субстанция (2024)

Страна: Великобритания, Франция

Жанр: ужасы, драма

Рейтинг IMDb: 7.7

Рейтинг Кинопоиска: 7.2

Личный рейтинг: 7 из 10

Режиссер: Корали Фаржа

В главных ролях: Деми Мур, Маргарет Куолли, Деннис Куэйд и другие

Продолжительность фильма: 2 ч 21 мин

Кадр из фильма "Субстанция" (2024)
Кадр из фильма "Субстанция" (2024)

Особенности боди-хорроров и главный замысел картины

Боди-хоррор – особый жанр в кинематографе, вид хорроров, где основа базируется на изощренных трансформациях человеческого тела. В качестве таких изощрений могут быть применены элементы гниения, мутации, паразитов и прочей жути. Поэтому здесь сразу стоит отметить, что фильм «Субстанция» точно не для слабонервных.

Главной целью просмотра боди-хоррора обычно служит именно получение сильных эмоций и эмоций отвращения и жути в том числе, но для режиссера очень важно снять картину так, чтобы эмоции от неэстетичной картинки не перекрывали главную мысль произведения.

Основной замысел «Субстанции» состоит в отражении проблем современности в неприятии своих тел и комплексах, в желании всегда достичь идеальной картинки, которая так сильно распространяется по всем возможным каналам связи.

Элизабет – главная героиня фильма работает в Голливуде и ведет свое собственное фитнес-шоу, но его решают перезапустить с более молодой и красивой ведущей. Элизабет в свою очередь не может принять факт своего старения и потери популярности и прибегает к секретному препарату, который обещает получение лучшей версии себя. Так появляется Сью – знойная молодая красотка, которая моментально сводит с ума всех продюсеров и фанатов, затмевая собой Элизабет. Важно обозначить, что Элизабет не превращается в Сью, Сью – является порождением препарата, отдельной личность со своими собственными целями. С Элизабет её связывает только принцип действия субстанции. Девушки могут сосуществовать исключительно поочередно: пока одна находится в «спячке», другая живет, меняться они должны каждую неделю, если этого не происходит, «живая» забирает молодость и жизненные силы у спящей. Основные элементы боди-хоррора начинают проявляться именно на моменте, когда Сью не меняется и начинает проживать не свои дни.

Кадр из фильма "Субстанция" (2024)
Кадр из фильма "Субстанция" (2024)

Смотри, смотри, любуйся

Первые 30 – 40 минут фильма посвящены идеальной картинке женской фигуры в виде Сью. Обнаженная грудь, откровенные наряды и привлекательные части женского тела крупным планом. Корали Фаржа будто говорит зрителям: «Любуйся, наслаждайся, пока можешь». В какой-то момент мне уже стало даже тошно от повторений одних и тех же кадров оголенных ягодиц. Режиссер создала идеальную картинку, все доведено до блеска, совершенства. Гротеск во всей проекции был настолько силен, что я действительно убеждена в том, что это все было сделано только с целью обратного эффекта: в конечном счете мы не должны были получать такое наслаждение от идеальной картинки.

Кадр из фильма "Субстанция" (2024)
Кадр из фильма "Субстанция" (2024)

А не переборщили ли с концовкой?

Постепенно Сью все больше забирает дни у Элизабет, превращая её в ужасного монстра. Вторая в какой-то момент наконец-то решает прекратить все происходящее и применить деактивацию своего продукта, то есть Сью. Казалось бы, можно было закончить именно на этом моменте, замысел раскрыт, а ужасы боди-хоррора хоть и были жуткими, но не доводили зрителя до рвотных порывов. Но Элизабет передумывает прямо во время деактивации, что приводит к тому, что девушки становятся живыми одновременно. И тут начинаются сцены полные комичности и неестественности. Вот Сью с ноги через всю гостиную пинает Элизабет, которая уже превратилась в такую старушку, что, казалось бы, развалится, если просто упадет со стула. Но бабуля выдерживает и нас ждет еще 5-ти минутная сцена, как Сью выбивает все возможное из своего породителя. Девушка остается одна, но теряет свою красоту, потому что не может существовать вне Элизабет. И, заново применяя начальную сыворотку активации, создает монстр ЭЛИЗАБЕТСЬЮ.

Хотел больше красивого тела? Получай! Вот тебе и грудь, выпадающая из глаза, и ухо сверху черепа, который по своим размерам напоминает пуфик. Чудовищность и отвращение всего происходящего затмевает всю идеальную картинку из первой части фильма. Полное противопоставление настолько сильно, что доводит до ужаса. Кажется, что Корали добилась желаемого еще минут 20 назад, на моменте попытки деактивации. Но нет, монстр показывается со всех сторон еще очень долго. Брызги крови и полуразвалившийся мутант еще долго будут преследовать зрителя. Каждую секунду финала я мечтала только об одном: «Пожалуйста, пусть это закончится как можно быстрее, я все поняла, я уже не могу».

Кадр из фильма "Субстанция" (2024)
Кадр из фильма "Субстанция" (2024)

Главная претензия к фильму

Выражу свое негодование: мне совсем не был понятен мотив главной героини Элизабет. Зачем порождать эту лучшую версию себя, если тобой она является лишь частично? Почему в конце фильма Элизабет решила прервать акт деактивации субстанции и оживить Сью, если та буквально сделала из нее монстра? Этот сюжетный поворот совсем не был раскрыт в фильме. Альтруизм, жертвенность и привязка главной героини к Сью была раскрыта лишь короткими фразами «Ты так прекрасна, ты должна победить». За точность фраз я уже не ручаюсь, но смысл был именно таковым.

В фильме с таким сюжетом этот аспект должен быть максимально раскрыт, так как без него может разрушиться замысел в целом.

Ну, а про абсурдность, комичность и нереальность некоторых сцен я уже молчу.

Кадр из фильма "Субстанция" (2024)
Кадр из фильма "Субстанция" (2024)

Общее впечатление о фильме

Фильм стоит внимания, если вы, конечно, не сильно впечатлительный человек (если да, то поберегите свои нервы). Снят он потрясающе: операторская работа, цвет, ракурсы, художественная постановка – все шикарно. Насколько силен гротеск? Это уже другой вопрос. Затянутость части сцен, доведение изначальной задумки в сценах до абсурда может вызвать обратные эмоции от тех, что задумывал сам автор.

Кадр из фильма "Субстанция" (2024)
Кадр из фильма "Субстанция" (2024)

Если вам понравился обзор/подборка, то подписывайтесь на наш канал «Смотреть позже» – здесь вы найдете подборки лучших фильмов и сериалов, их обзоры, кинопремьеры и разборы работ известных (и не очень) режиссеров.

Приятного просмотра!

Автор: Сергеян Арина