В мире искусства есть работы, которые не просто восхищают, но и заставляют остановиться и задуматься о вечном. Одна из таких — картина Винсента ван Гога «Розовые розы», созданная в 1890 году. Это произведение, наполненное любовью и нежностью, словно переносит нас в мир, где время замедляет свой бег, а реальность сливается с мечтами.
На первый взгляд может показаться, что «Розовые розы» — это просто букет цветов, но если присмотреться внимательнее, то можно увидеть нечто большее. В каждом лепестке, в каждом изгибе стеблей скрывается целая история, полная эмоций и чувств. Это история о любви к жизни, о красоте простых вещей и о том, как искусство может сделать нас ближе к прекрасному.
Одним из самых интересных аспектов картины является её композиция. Цветы кажутся настолько реальными, что возникает желание прикоснуться к ним, вдохнуть их аромат. Но есть и нечто необычное — кажется, что картину можно перевернуть, и эффект от этого не изменится. Это отсутствие тяготения и пространственности делает «Розовые розы» уникальными среди других работ Ван Гога.
Но самое удивительное — это цветовая гамма картины. Нежные розовые оттенки создают атмосферу тепла и уюта, а контрастные тёмные мазки придают глубину и насыщенность. Вместе они образуют гармоничное целое, которое заставляет зрителя остановиться и насладиться моментом.
В последние два месяца своей жизни, с мая по июль 1890 года, Винсент Ван Гог жил в Овер-сюр-Уазе — небольшом городке недалеко от Парижа. Здесь он создал несколько замечательных картин с цветами, среди которых особое место занимает «Розовые розы». Это произведение стало одним из лучших в его позднем творчестве.
В отличие от ярких оранжевых и жёлтых оттенков, которые Ван Гог часто использовал в Арле, в «Розовых розах» он создал более мягкое и меланхоличное сочетание цветов, отражающее влажный и плодородный климат севера.
Ван Гог сумел передать ощущение близости цветов к зрителю. Почти невидимая чаша под цветами указывает на низ картины, а глубина передаётся через слегка изменяющуюся форму мазков и лёгкое изменение оттенков зелёного.
Резкие тёмно-синие контуры листьев и стеблей роз, а также вибрирующие и извивающиеся линии являются примером влияния на художника японской резьбы по дереву. Эти приёмы напоминают стиль Поля Гогена и Эмиля Бернара, но Ван Гог использует их в своей уникальной манере.
Картина была подарена Новой глиптотеке Карлсберга в 1923 году Хельгой Якобсен.
«Розовые розы» — это не просто картина, это приглашение к размышлению о том, как искусство может изменить наше восприятие мира. Это напоминание о том, что красота может быть найдена в самых простых вещах, и что искусство может стать мостом между реальностью и мечтами.
Так давайте же остановимся на мгновение, закроем глаза и позволим себе погрузиться в мир, где розовые розы шепчут о любви, где каждый лепесток несёт в себе частичку души художника, и где искусство становится осязаемым..
О нём
За свою недолгую жизнь Винсент Ван Гог создал более 2100 произведений, среди которых около 870 картин, написанных маслом. Его работы включают портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты и полотна с изображением оливковых деревьев, кипарисов, пшеничных полей и подсолнухов. Однако при жизни его творчество не было оценено по достоинству критиками.
Винсент родился на юге Нидерландов, недалеко от границы с Бельгией, в семье пастора реформатской церкви Теодора ван Гога и Анны Корнелии Карбентус, дочери переплётчика из Гааги. Он стал вторым из семи детей, получив имя в честь своего деда по отцовской линии, который также посвятил свою жизнь протестантской церкви. Первый ребёнок Теодора и Анны, родившийся на год раньше Винсента, умер, не прожив и дня, что сделало Винсента старшим в семье.
1 мая 1857 года родился его брат Тео, за ним последовали Кор (17 мая 1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (16 мая 1859) и Вил (16 марта 1862).
Винсент рос непослушным, трудным и упрямым ребёнком со «странными манерами», за что его часто наказывали. Гувернантка не верила в его талант и считала его менее приятным ребёнком. Однако вне семьи Винсент проявлял себя как тихий, серьёзный и задумчивый ребёнок, не игравший с другими детьми.
В семь лет он поступил в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда и стали обучать дома. В 1864 году он поступил в школу-интернат в Зевенбергене, что причинило ему много страданий. Затем он учился в колледже Виллема II в Тилбурге, где ему хорошо давались языки и рисование. В 1868 году он неожиданно бросил школу и вернулся домой. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…»
В июле 1869 года Винсент устроился на службу в гаагский филиал художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент, и начал обучение в качестве продавца. После успехов в работе в июне 1873 года его перевели в лондонский филиал. Он стал разбираться в искусстве, посещая музеи и галереи. Есть версия, что он был влюблён в Евгению Лойер, хотя последние исследования указывают на Каролину Хаанебик. Отказ возлюбленной разочаровал его, и он обратился к Библии. В 1874 году Винсент был переведён в парижский филиал, но вскоре вернулся в Лондон. В 1875 году он начал пробовать себя в живописи, что отнимало у него время. В конце марта 1876 года его уволили из-за плохой работы, несмотря на покровительство родственников.
В 1876 году он стал учителем в интернате в Рэмсгейте и помощником пастора в Айзлворте под Лондоном. В ноябре он прочитал свою первую проповедь, решив проповедовать беднякам. Он работал в книжном магазине в Дордрехте, переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский. В мае 1877 года он уехал в Амстердам, где готовился к экзамену в университет на отделение теологии, но разочаровался и уехал. Он прошёл трёхмесячный курс проповеди в Протестантской миссионерской школе под Брюсселем. В декабре 1878 года он стал миссионером в посёлке Патюраж в Боринаже, бедном шахтёрском районе на юге Бельгии. Он проповедовал, обучал детей и рисовал карты Палестины, чтобы заработать. Местные жители и члены Евангелического общества высоко оценили его самоотверженность, и ему назначили жалование в пятьдесят франков. Он отказался от обучения в Евангельской школе, считая плату за обучение дискриминацией, и был отстранён от должности синодальным комитетом протестантской церкви Бельгии, что сильно повлияло на него.
Ван Гог, спасаясь от депрессии после событий в Патюраже, решил учиться живописи и уехал в Брюссель в 1880 году, где посещал Королевскую Академию изящных искусств, но через год вернулся к родителям. Он считал, что талант художника не важен, главное — усердный труд, и продолжил занятия самостоятельно.
В это время он влюбился в вдову Кее Вос-Стрикер, но она отвергла его, что вызвало неприязнь в семье. Он уехал в Гаагу, где брал уроки у Антона Мауве и изучал жизнь бедных кварталов. Он смешивал техники — мел, перо, сепию, акварель на одном холсте. Большое влияние на него оказало пособие Шарля Барга «Курс обучения рисунку».
В Гааге он женился на уличной женщине Христин, с которой познакомился на улице, но семейная жизнь не сложилась из-за её тяжёлого характера. Он переехал в Дренте, где проводил много времени на природе, рисуя пейзажи и крестьян.
Ранние работы ван Гога можно отнести к реализму, хотя его манера и техника не вполне реалистичны. Одной из проблем стало неумение изображать человеческую фигуру, что привело к уподоблению человека природе. Это видно в картинах «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих) и «Красные виноградники» (1888, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва).
В своих произведениях середины 1880-х годов, таких как «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884–1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам) и «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), художник создавал гнетущую атмосферу психологической напряженности.
В этот период он начал по-новому воспринимать пейзаж, выражая свое внутреннее восприятие природы через аналогии с человеком. Его кредо стало: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».
Осенью 1885 года Ван Гог покинул Дренте из-за конфликта с местным пастором, который обвинил его в аморальном поведении. Он переехал в Антверпен, где начал посещать занятия живописью в Академии художеств. В феврале 1886 года он отправился к своему брату Тео в Париж.
Начался парижский период жизни Винсента, который оказался очень плодотворным. Художник посещал студию Фернана Кормона, изучал импрессионизм, японскую гравюру и синтетические произведения Поля Гогена. Палитра ван Гога стала светлее, исчезли землистые оттенки, появились чистые голубые, золотисто-желтые и красные тона.
Японская живопись и ксилография привнесли в творчество художника спокойствие и умиротворение, характерные для импрессионистов. Он познакомился с Тулуз-Лотреком, Писсарро, Дега, Гогеном, Бернаром и другими художниками, благодаря чему смог участвовать в выставках импрессионистов.
Однако его творчество не было оценено публикой, что заставило его изучать теорию цвета Делакруа, фактурную живопись Монтичелли и японские гравюры. В этот период было создано около двухсот тридцати картин, в том числе серия «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор).
В работах появились воздух, атмосфера и яркие цвета. Художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, что привело к появлению нового стиля — постимпрессионизма.
Несмотря на творческий рост, картины ван Гога не находили покупателей, что раздражало художника. В феврале 1888 года он решил переехать в Арль, где хотел создать «Мастерскую Юга» вместе с Полем Гогеном. В Арле окончательно сформировалась творческая манера художника и его программа: «Вместо точного изображения я использую цвет произвольно, чтобы выразить себя». Винсент начал синтезировать рисунок и цвет для передачи сути природы.
Хотя Ван Гог утверждал, что не является импрессионистом, его работы все же были пронизаны влиянием этого течения. Это особенно заметно в его мастерстве передачи света и воздуха, а также в использовании крупных цветовых пятен.
Ван Гог создавал серии картин, посвященных одному и тому же виду, стремясь максимально передать живую природу. В то же время он экспериментировал с новыми художественными формами в своих портретах.
В его пейзажах и зловещих образах можно увидеть пламенный художественный темперамент, стремление к гармонии и красоте, а также страх перед враждебными силами. Динамика цвета и мазка оживляют природу и предметы, делая его картины более динамичными и напряженными.
Жанна Кальман, проведшая всю свою жизнь в Арле, впервые встретилась с Ван Гогом в магазине своего отца, когда ей было 13 лет. Художник показался ей «грязным, плохо одетым и недружелюбным».
Гоген приехал в Арль 25 октября 1888 года и вскоре поссорился с Ван Гогом. После одной из ссор Ван Гог отрезал себе мочку уха, что некоторые исследователи считают проявлением безумия.
24 декабря Ван Гога отправили в психиатрическую больницу, где врачи поставили ему диагноз «эпилепсия височных долей». Гоген, не навестив Ван Гога, уехал.
В периоды улучшения Ван Гог просил отпустить его в мастерскую, но жители Арля настояли на его изоляции. 3 мая 1889 года Ван Гог переехал в больницу для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс. Там он создал более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей, которые отличались нервным напряжением, динамизмом, контрастными цветами и полутонами.
В конце 1889 года Винсент Ван Гог принял участие в выставке «Группы двадцати» в Брюсселе. Его работы вызвали большой интерес, но, к сожалению, не принесли ему радости. В январе 1890 года в журнале «Меркюр де Франс» появилась восторженная статья о картине «Красные виноградники в Арле», что также не добавило ему хорошего настроения.
Весной 1890 года Ван Гог переехал в Овер-сюр-Уаз, где впервые встретился со своим братом Тео. В это время его стиль стал более нервным и гнетущим, в его творчестве появились искажённые контуры.
В июле 1890 года была создана картина «Пшеничное поле с воронами». 27 июля художник выстрелил себе в сердце из револьвера, который купил для отпугивания птиц, но пуля прошла мимо. Ван Гог самостоятельно добрался до гостиницы и вызвал врача, который сообщил о случившемся Тео.
Тео приехал на следующий день и провёл с Ван Гогом всё оставшееся время до его смерти 29 июля от потери крови. Существует версия, что художника подстрелил один из подростков, с которыми он часто выпивал.
Тео сообщил, что последними словами Ван Гога были: «La tristesse durera toujours» («Печаль будет длиться вечно»).
30 июля Ван Гог был похоронен в Овер-сюр-Уазе, где его проводили брат и друзья. Тео, который организовал посмертную выставку работ Ван Гога, умер через полгода от нервного расстройства в Голландии. В 1914 году его останки были перезахоронены рядом с могилой брата.
При жизни Ван Гога было продано не менее 14 работ, первая из которых — «Красные виноградники в Арле» — была продана за 400 франков на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе в конце 1889 года. После первой выставки известность художника росла среди коллег, искусствоведов, дилеров и коллекционеров. В начале XX века состоялись ретроспективы в Париже и Амстердаме, а также групповые выставки в Кёльне, Нью-Йорке и Берлине, которые оказали влияние на последующие поколения художников. К середине XX века Ван Гог считался одним из величайших и самых узнаваемых художников. В 2007 году он был включён в «Канон голландской истории», наряду с Рембрандтом и группой «Стиль».
Творчество Винсента Ван Гога по праву считается одним из самых дорогих в мире. Его работы часто становятся предметом аукционов и частных коллекций, где их стоимость достигает огромных сумм.
Среди самых дорогих полотен Ван Гога можно выделить «Портрет доктора Гаше», «Портрет почтальона Жозефа Рулена» и «Ирисы», которые были проданы за более чем 100 миллионов долларов.
В 1993 году картина «Пшеничное поле с кипарисами» установила рекорд, будучи продана за 57 миллионов долларов. «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой», созданный в конце 1990-х, также стал предметом значительных торгов, достигнув цены в 80–90 миллионов долларов.
На аукционах можно увидеть и другие выдающиеся работы художника: «Портрет доктора Гаше» был продан за 82,5 миллиона долларов, а «Вспаханное поле и пахарь» — за 81,3 миллиона.
В своем последнем письме к брату Винсент признавал, что его картины являются плодом его творчества. Историк Саймон Шама утверждал, что у Ван Гога действительно был ребёнок — экспрессионизм, и множество наследников, которые вдохновлялись его стилем. К числу таких художников можно отнести Виллема де Кунинга, Говарда Ходжкина и Джексона Поллока.
Фовисты и немецкие экспрессионисты расширили использование цвета и свободу в его применении, вдохновлённые работами Ван Гога. Абстрактный экспрессионизм 1940-х и 1950-х годов частично вдохновлён широкими мазками Ван Гога.
Искусствовед Сью Хаббард отмечала: «В начале XX века Ван Гог дал экспрессионистам новый язык живописи, который позволил им выйти за рамки поверхностного восприятия и проникнуть в суть истины. Возможно, не случайно, что в это же время Фрейд открывал глубины подсознания. Эта прекрасная интеллектуальная выставка ставит Ван Гога на место первопроходца искусства модерна».