Я перефразировала название известной книги Э.Берна, потому что важно и то и другое - не только какие игры, но и какие дети.
Сейчас все объясню.
Я не детский психолог, поэтому мое вИдение будет не совсем обычным.
Когда я обдумывала, о чем буду писать, то как-то сам собой в голове возник вопрос: «а какая у меня была любимая игрушка?»
Я помню свои игрушки - в нашем детстве их было не так уж много.
Помню куклу Таню, которой я выстригла на голове «корону», помню куклу Бэтти - негритянку. И ещё одну - очень большую, ростом с годовалого ребёнка. Ее звали Наташа, и получила я ее в подарок на 5-летие, вместо «ходячей», о которой грезила, поэтому подарком была разочарована.
Мне нравилось наряжать кукол, шить им одёжки, а потом я научилась делать импровизированные бальные платья из простых шелковых платков.
Короче говоря - я такая девочка-девочка, никаких странных наклонностей в этом плане не проявляла.
Но вот любимой игрушки у меня не было!
Знаете, такой, чтобы с ней не расставаться даже ночью.
Любимыми у меня были детские книжки и журналы! Был в моем детстве журнал «Веселые картинки», мне его выписывали, и я его обожала!
Вот с этими книжками и журналами я и спала! Прекрасно помню, как на моем раскладном кресле, рядом с подушкой лежала стопка детской литературы.
Я рассматривала картинки перед сном и когда просыпалась, если взрослые ещё спали.
Ничего не напоминает?
Ну да, гаджеты!
Но к этому мы ещё вернёмся.
Итак, возраст 3-6 лет в психологии называется возрастом игры. Именно через игру ребёнок учится взаимодействовать с миром. В том числе учится доброте и человечности.
В какие игрушки он будет играть? Разумеется в те, которые вы ему купите! Поэтому, в первую очередь, отнеситесь сами со всей ответственностью к этой задаче.
Много оружия - воспитание агрессии.
Куклы мальчику, машинки и пистолетики девочке - ребёнок может запутаться в половой самоидентификации.
(К слову, меня есть знакомые г е и, это глубоко травмированные люди. Мое мнение таково - это не ошибка природы, а психическое расстройство, развившееся в результате психотравмы).
Игрушки в виде животных - любовь к братьям меньшим.
Большой ошибкой будет сунуть ребёнку новую игрушку и считать свою миссию выполненной. Поиграйте с ним! Покажите, что нужно делать с куклой, машиной, мишкой или собачкой.
Ребёнок воспитывается на подражании взрослым!
Наблюдайте за тем, как ваш малыш играет, не пускайте игру на самотёк, но и не ограничивайте его свободу.
Если ребёнка развлекать постоянно, то он не научится занимать себя сам(часто такое наблюдаю).
Обратите внимание каким игрушкам ребёнок отдаёт предпочтение. Дети никогда не играют всеми игрушками, которые у них есть.
Таким образом вы сможете развивать его природные задатки, которые являются основой способностей и талантов.(В моем случае это были всё-таки не игрушки, а книжки).
Теперь пару слов о том, почему мне не нравится Wish List(вишлист) - список всех пожеланий ребёнка, который взрослые стремятся полностью «отоварить».
Человек растёт с мыслью, что все будет само падать с неба, стоит только пожелать или попросить. (На этом-то заблуждении и зарабатывают инфо-ц ы г а н е.
Но самое плохое то, что в конце концов уже ничто не радует, разве что в момент получения подарка. Запросы растут, а чувства удовлетворения нет.
А дальше - больше. Растут дети - меняются игры. Вот уже на смену скакалке и «казакам-разбойникам» пришли квадроберы.
А я, как психолог, нередко слышу: «Мы делали для него все, а он увлёкся наркотиками(сел за руль пьяным, не хочет учиться и работать, ничем не интересуется и тд).
У такого человека отсутствуют так необходимые ему чувства насыщения и радости жизни.
Теперь о гаджетах. Будем честны: всем играм дети предпочитают именно их.
Почему? Ответ банален и прост: там интереснее! Там более яркая и насыщенная жизнь, там общение!
Родители, которые хотят ограничить пребывание ребёнка в виртуальном мире, стараются насытить его впечатлениями в мире реальном. Это посещение игровых центров, развивающих занятий, секций, театров, аттракционов. Это общение с детьми, настольные игры, совместные домашние дела.
Но совсем отбирать у ребёнка планшет все же не стоит. Мы живем в стремительно развивающемся, динамичном мире! А гаджеты, интернет - его неотъемлемая часть.
Я знаю, что есть программы, блокирующие определенного рода информацию, но это уже вопрос к программистам.
Подведу итог: интересуйтесь своим ребёнком, наблюдайте за ним, принимайте участие в его жизни! А главное, что надо знать: дети на нас смотрят, они нам подражают, берут с нас пример!
Ольга Грачева-Валевская, психолог-психотерапевт, семейный системный психотерапевт, перинатальный психолог.