Найти тему
Культурный рассвет

О "попаданцах" в отечественном кинематографе

Если вы когда-нибудь бывали в книжных магазинах, то наверняка видели длинные стеллажи изданий с аляповатыми обложками, где крепкие мужчины в камуфляже сражаются с бойцами вермахта, белогвардейцами, красноармейцами, татаро-монголами и т.д. и т.п. - подобными рисунками обычно оформляются фантастические серии про так называемых попаданцев (в англоязычной версии прием называется более солидным термином Accidental travel, т.е. "случайное путешествие").

Сюжетный стереотип этого бульварного направления строится на допущении, что современный человек каким-либо образом попадает (отсюда и "попаданец") в другую реальность, отдаленную от него во времени или пространстве. Наибольшее распространение в российской фантастике XXI века получило перемещение в прошлое, обычно в наиболее кризисные моменты истории.

Увлечение такой беллетристикой именно в России можно объяснить и склонностью к реваншизму, и повальным увлечением конспирологией. Ибо сама идея попаданчества построена, с одной стороны, вокруг державной ностальгии, с другой - вокруг почти метафизической уверенности в том, что можно решением одного человека в любой точке развернуть историю в принципиально ином направлении, будто бы не существует никакой суммы общественных, экономических и исторических обстоятельств.

Поэтому в жанре полно сюжетов о том, как попаданец со знанием "ужасов ХХ века" одним махом пресекает Февральскую и/или Октябрьскую революции; предотвращает распад СССР; выигрывает Русско-японскую войну - в зависимости от идеологических предпочтений литератора.

К слову будет вспомнить слова Энгельса, сказанные по другому поводу, но иронизирующие по поводу похожих фантазий:

"Выходит, что если бы Ричард Львиное сердце и Филипп-Август ввели свободу торговли, вместо того, чтобы впутываться в крестовые походы, то можно было бы избежать 500 лет нищеты и невежества".

Однако, если с популярностью литературного течения все более или менее ясно, то лично у меня возникает вопрос, почему российский крупнобюджетный кинематограф до сих пор не взялся за попаданцев со всем своим привычным нахальством? Ведь эта эстетика позволяет одновременно спекулировать на идеологии, сработать на готовую целевую аудиторию и создать внешне пестрый продукт.

И тем не менее, из вышедшего за последние 15 лет, мне на память приходят лишь "Мы из будущего", "Рубеж" и "Последний богатырь", при этом первые два посвящены Великой Отечественной и не следуют стандартной схеме попаданцев в плане изменения вектора истории; а третий вообще использует перемещение в фэнтезийный мир. Странное невнимание к жанру со стороны наших просвещенных кинопродюсеров. Что думаете?

_________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!