Найти в Дзене
Эволюция в деталях

Считалась взрослой: что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси

Оглавление

Наши мудрые предки были чрезвычайно практичными людьми. Тяжелые условия выживания требовали от общества вообще и от семьи, – в частности определенных навыков, без которых спокойно обходится современный человек.

Большинство населения Руси составляли крестьяне. Их быт был максимально прост: для более или менее сносного существования требовались хорошее физическое здоровье и умение вести хозяйство.

Поэтому родители воспитывали в мальчиках добытчиков, а в девочках – мам и исправных домашних хозяек.

Такой патриархальный подход еще не стал «преданьем старины глубокой», хотя и кажется фантастическим. Ведь именно эта незамысловатая педагогика определяла жизнь миллионов семей нашей страны какие-нибудь 100 лет назад!

Возрастные этапы жизни детей считались семилетками. Только до 7 лет девочка считалась «маленькой».

С 7 до 14 лет – отроческий возраст. В этот период дочка вступала во взрослый возраст (внешним проявлением считалось длинное девичье платье). И, наконец, в последнюю «семилетку» девочка становилась полноценной хозяйкой.

Она могла становиться матерью и вить свое гнездышко, так как к 20 годам уже умела решительно все – и по дому, и по огороду.

Чему же учили девочек в дореволюционной России

В первую очередь, – работе с тканями. Славяне рано выдавали своих дочек замуж, поэтому с детского возраста девочка готовила себе приданное, которое забирала в новую семью. С младых ногтей она училась шить, вязать, прясть, вышивать…

-2

Какие же изделия готовила девочка 100 лет назад? Это были самые необходимые вещи – ткани для одежды, полотенца, скатерти. Сначала девочка училась простейшей операции – наматыванию ниток на специальные берестяные трубочки-катушки – так называемые цевки.

Потом она трепала лен и пряла из него нитки (кудели), а то и вовсе чесала и пряла шерсть. Сначала малышку приучали к веретену и прялке, а потом сажали за ткацкий станок – ткать себе рушник или пояс.

С 5-6 лет будущих хозяюшек приучали и к сельскохозяйственному труду.

Девочке доверяли присмотр за утятами, гусятами, цыплятами, а уже к 12 годам она пасла корову и даже умела ее подоить. С раннего возраста девочка работала и в сарае – убирала навоз и чистила скотину.

В обеденное время она вместе с братьями и сестрами носила отцу обед в поле, а также ходила в лес – по грибы да по ягоды, за хворостом и лечебными травами. Сейчас немыслимо, чтобы ребенок отправился на такую «прогулку» один да еще без гаджета с GPS.

-3

А для деток наших предков это была норма жизни. Как раз этой теме посвящена известная картина Маковского «Дети, бегущие от грозы».

На ней изображена девчушка 10 лет, которая, спасаясь от надвигающегося дождя, тащит на своей спине малыша-братика. Оба только что побывали в лесу и теперь спешат через поле домой.

В младшем возрасте девочка собирала колоски, а потом уже вязала снопы и ворошила сено. А какие работы девочки выполняли на огороде? Сначала это были простейшие поручения – поливка рассады и прополка сорняков; потом сажали рассаду.

И конечно, с малых лет девчушка училась работать по дому – мыть посуду, стирать, прибирать, готовить несложные блюда, чистить бедную мебель (лавки, столы, сундуки), менять лучины и свечи. И наконец, девочкам по мере взросления поручали присмотр за младшими братиками и сестренками.

Невероятно, но факт: совсем недавно крестьянская девочка в 10 лет уже считалась почти взрослой!

Освоив азы первоначальной трудовой школы, она училась топить печь, носить воду из колодца, готовить кашу, варить борщ, печь пироги… словом, становилась почти равноправной хозяйкой в доме.

-4

Совсем юные девочки сами стирали белье в речке (а зимой – в проруби!) и развешивали его на просушку. От такой стирки у девочек рано краснели и грубели руки.

Современным девицам с их сложным маникюром не понять, каково было их ровесницам из царской России! Подросшая девочка уже не только присматривала за братиками и сестричками, но и ухаживала за ними. Она могла их спеленать и распеленать, покормить из рожка, успокоить какими-нибудь незамысловатыми песенками и прибаутками.

Самую расторопную дочку родители отдавали в няньки к соседским ребятишкам.

Такая девочка называлась «пестуньей». За присмотр она получала продукты, отрезы тканей, а то и деньги (от 3 до 5 рублей) – неслыханную роскошь в деревне дореволюционной России!

Значит ли все вышесказанное, что девочка была лишена свободного времени и простых детских радостей? Создается впечатление, что бедняжка была рабыней! Но это не так. Вообще детский труд на Руси (как, кстати, и в просвещенной Европе) не считался эксплуатацией.

Это была норма, которая диктовалась самой жизнью. На самом деле крестьянские дочки при всей своей загруженности оставались детьми: то есть играли, баловались, шутили, резвились...

Какая игра была их любимой

-5

Конечно, – «дочки-матери». Но это была весьма умная игра: она не только развлекала, но и развивала крестьянских девочек. Каким образом?

Играя с куклами, малышки шили для них наряды, одевали, обували и даже украшали. Таким образом, они через игровую форму готовились ко взрослой жизни.

А чем занимались девочки долгими зимними вечерами? Опять работали! Чаще всего – они вышивали полотенца, разбавляя труд песнями и шутками.

Бунтовали ли подростки против столь сурового уклада жизни? Как парадоксально это ни звучит – нет, но принимали свой домостроевский быт, как данность.

Большинство крестьян были верующими людьми, своих детей они воспитывали в вере, главной чертой которой было послушание.

И мальчики, и девочки с раннего возраста приучались беспрекословному послушанию – Богу, церкви и родителям. Взрослые приучали их уважать старость и беречь семью, как главную ценность в жизни.

Поэтому юноши и девушки в своем большинстве вырастали добропорядочными людьми – рачительными хозяевами и заботливыми родителями.

Дорогие читатели, если вам было интересно, поделитесь пожалуйста комментарием или лайком. Для меня это лучшая награда!