В книге "Новая поведенческая экономика" (автор Ричард Талер) рассказывается о моменте появления кредитных карт.
Розничные сети устанавливали разные цены для покупки наличными и кредитной картой. Это снижало привлекательность карт, ведь оплачивая кредиткой розничная сеть делиться частью выручки с банком и соответственно повышает стоимость при такой оплате.
Индустрия кредитных карт придумала хитрую уловку. Пусть цены будут одинаковые, но при оплате наличными будет предоставляться скидка.
С экономической точки зрения - это одинаковые вещи. Если товар стоит 103 рубля, а при оплате наличными цена составляет 100 рублей, то разницу в 3 рубля можно назвать скидкой или надбавкой.
С точки зрения восприятия - надбавка производиться из собственных средств, а скидка лишь недополученная выгода.
Сейчас это сложнее заметить, редко где предлагается скидка при оплате наличными. Содержание банковского терминала и комиссия за эквайринг включены в стоимость товара и мы за это платим вне зависимости от способа оплаты.
Эквайринг — это возможность для торгового предприятия принимать безналичную оплату товаров и услуг пластиковыми картами.
Зато, мы получаем часть от этой суммы в виде кэшбека и называем это нашим доходом.
В "альтернативной вселенной" где нет пластиковых карт, а предприниматели достаточно честны, цены на товары стоили бы на 2-3% меньше, вместо возврата 1% в виде кэшбека. Расходы, условно, уменьшились бы на 3 тысячи, вместо дохода по кэшбеку на 1 тысячу.
Кто-то может сказать, что принимая оплату наличными всё равно нужно нести расходы на инкассацию. И это так, хотя они меньше.
Суть в другом, что за удобство использования карт нужно платить. И нам только кажется, что это бесплатно для нас. Дополнительные расходы, налоги, акцизы, сборы включаются в конечный продукт/услугу и мы за это платим. А не "бедный" предприниматель.
Подумайте над этим, когда в следующий раз услышите о повышении налогов для богатых - в конечном счёте, это оплачивает простой потребитель.
На сегодня всё.
Подписывайтесь на мой канал в Яндекс.Дзен
А так же на мой телеграм-канал.
В телеграме пишу мысли и цитаты, которые не всегда попадают в Яндекс.