Мария Луиза Катарина Бреслау (фр. Louise Catherine Breslau; 1856–1927) — швейцарская художница-портретистка немецкого происхождения, одна из немногих женщин-художниц. Её вполне можно назвать «человеком мира», поскольку она происходила из семьи польского еврея, живущего в Мюнхене. Её отец был уважаемым врачом-гинекологом, а когда Луизе исполнилось два годика, его пригласили в Швейцарию, посулив должность главврача Цюрихского университета. От таких предложений не отказываются, и семья перебралась в Цюрих.
Спустя восемь лет случилось несчастье: отец Луизы во время вскрытия мёртвого тела заразился стафилококковой инфекцией, а поскольку антибиотиков тогда не было, то это стало смертным приговором. В довершение всего Луиза с детства страдала от астмы и с каждым годом приступы случались всё чаще. Чтобы вылечиться, она по настоянию родных поехала в женскую школу при монастыре, расположенную на Боденском озере. Делать там особенно было нечего, и Луиза от скуки всерьёз увлеклась рисованием, помогавшим скрасить тоскливые вечера.
Постепенно детская забава переросла в серьёзное увлечение. Она вернулась домой в Цюрих и стала брать уроки у академиста Эдуарда Пфайфера. Но рассчитывать на поступление в местную художественную академию не стоило — женщин туда не брали. Выход был лишь один: поступить в парижскую частную академию Жюлиана — единственное художественное заведение в Европе, где могли учиться женщины. Там Бреслау стала самой лучшей и способной ученицей и единственная из всего выпуска смогла выставить свои картины на знаменитом парижском Салоне.
Бреслау заметили, ей стали заказывать картины, о её работах с восторгом отзывались критики и зрители. Писала она в основном портреты на заказ, и недостатка в заказчиках не наблюдалось. Началась обычная жизнь успешной портретистки: работа, участие в парижских салонах и дивиденды в виде медалей, наград, общественного признания и неплохих заработков. Она даже стала первой иностранкой во Франции, получившей орден Почётного легиона, а такими наградами просто так не разбрасывались.
Но вот личная жизнь Бреслау была достаточно своеобразной. Она предпочитала больше общаться с подругами, избегая общества мужчин. Если поначалу такое поведение только приветствовалось, то впоследствии, когда ей уже пора было бы выходить замуж, на художницу стали посматривать косо. Но зачем нужны мужчины, если есть Мадлен Зиллхардт: лучшая подруга, муза, модель, доверенное лицо и, по мнению некоторых искусствоведов, ещё и возлюбленная.
Бреслау помимо портретов на заказ писала и изображения «подруг», глядя на которые кажется, что они принадлежат кисти какого-нибудь талантливого мужчины-художника, который является большим охотником до женщин. В них очень много страсти, чувственности, скрытого желания, эротизма. Понятное дело, благовоспитанной девушки такие картины выставлять было нельзя. Это всё создавалось исключительно для самой художницы и её близких подруг, но, как известно, любовь и чувственность мотивируют на творчество куда сильнее, нежели просто деньги.
Когда началась Первая мировая война, Бреслау отказалась переезжать в тихую Швейцарию, а осталась в Париже: многие мужчины-художники поступили в точности наоборот, писала там впечатляющие портреты солдат и медсестёр, впитывая в себя всю боль, которую приходилось испытывать им.
Лишь после войны Бреслау поехала с Мадлен Зиллхардт в Швейцарию и прожила остаток жизни в своём поместье, рисуя цветочные натюрморты и наслаждаясь спокойной старостью рядом с близким человеком. После её смерти Зиллхардт унаследовала поместье и всё творческое наследие художницы. В поместье она продолжила жить, а рисунки и картины подарила музею изящных искусств в Дижоне.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.