Термин «джек-фонарь» сначала применялся к людям, а не к тыквам. Еще в 1663 году это слово обозначало человека с фонарем или ночного сторожа. Лишь через десятилетие оно стало использоваться для описания загадочных огней, иногда видимых ночью над болотами, трясинами и марями.
Эти призрачные огни, которые могут называться джек-фонарями, свечами мертвецов или огнями дурака, возникают в результате свечения газов, выделяющихся при разложении растительного материала. На протяжении веков, прежде чем было известно научное объяснение, люди рассказывали истории, чтобы объяснить появление этих таинственных огней. В Ирландии, начиная с 1500-х годов, такие истории часто вращались вокруг некоего персонажа по имени Джек.
Этот мифологический Jack стал символом хитрости и обмана, что было связано с его биографией в народных сказаниях. Со временем, джек-фонарь, изначально относящийся к людям и их историям, преобразился в знакомый нам атрибут Хэллоуина, ассоциируясь с тыквами и светом, озаряющим тьму в осенние ночи.
Легенда о скупом Джеке
Скупой Джек, часто описываемый как кузнец, однажды пригласил дьявола выпить с ним. Однако Джек не хотел платить за напитки из своего кармана и убедил дьявола превратиться в монету, чтобы расплатиться по счету. Дьявол согласился, но Джек, вместо того чтобы расплатиться, сбежал с билетом, сохранив дьявольскую монету в своем кармане вместе с серебряным крестом, чтобы дьявол не смог вернуться к своему оригинальному облику.
В конце концов, Джек выпустил дьявола на свободу, но заставил его поклясться, что тот не будет мстить Джеку и не заберет его душу после смерти. Эта хитрая уловка сделала Джека известным среди людей, и его история о хитрости и обмане передавалась из уст в уста.
Когда скупой Джек в конце концов умер, Бог не пустил его на небеса, а дьявол, сдерживая свое слово, отказался принять душу Джека у ворот ада. Вместо этого дьявол дал ему уголь, чтобы осветить его путь, и отправил блуждать в ночь, чтобы «найти свой собственный ад». Джек поместил уголь в выдолбленную репу и с тех пор, по преданию, бродит по земле с этим импровизированным фонарем.
В Ирландии огни-призраки, видимые на болотах, считались блуждающими фонарями Джека, который бесцельно скитался по окраинам. Его и эти огни прозвали Джеком Фонарем. Эта история не только укрепила миф о Джеке, но и привела к традиции вырезания фонарей, которые сегодня являются важным символом Хэллоуина, напоминая каждому о хитрости, находчивости и вечном поиске света в темноте.
Зарождение традиции
Ирландские иммигранты перенесли легенду о Джеке-фонаре в Америку, где она столкнулась с другой традицией и культурой. Изготовление овощных фонарей было давней традицией Британских островов — выдолбленные репы, свекла и картофель наполнялись углем, древесными углями или свечами, служа импровизированными фонарями для празднования осеннего урожая. В качестве шалости дети иногда выходили с дороги с горящими овощами, чтобы разыграть своих друзей и путешественников, заставляя их думать, что они — Скупой Джек или другая потерянная душа.
В Америке тыквы легко было достать и они идеально подходили для вырезания. Они были интегрированы как в традицию резьбы по овощам, так и в связанную с этим традицию. Со временем дети усовершенствовали эту шутку, начав вырезать грубые лица в тыквах, чтобы увеличить элемент страха и сделать фонари похожими на оторванные головы. К середине 1800-х годов прозвище Скупого Джека стало применяться к шутливым тыквам-фонарям, перекликаясь с его собственным светильником, и тыквенный джек-фонарь получил свое имя.
К концу 19 века джек-фонари из простой шалости превратились в стандартное сезонное украшение, включая высокопрофильную вечеринку на Хэллоуин в 1892 году, организованную мэром Атланты. В одном из первых случаев использования джек-фонаря в декоре Хэллоуина жена мэра выставила несколько тыкв, зажженных изнутри и вырезанных с лицами, вокруг вечеринки, положив конец бродяжничеству Джека и начав его ежегодное властвование над подоконниками и крыльцами Америки.