Найти тему

Учусь у всех понемногу

Оглавление

22 года кандидат медицинских наук, доцент Юлия ТОМАШЕВСКАЯ работает на кафедре «Терапия». Учит студентов врачевать, зажигает в них уверенность в профессиональном выборе и говорит, что у нашей молодёжи большое будущее. В преддверии 25-летия Медицинского института и по случаю личного юбилея Юлия Анатольевна стала героем нашего интервью.

— Юлия Анатольевна, вы работаете в Пензенском государственном университете с 2002 года, придя в совсем «юный» Медицинский институт. Какие у вас воспоминания об этом периоде?

— Да, уже 22 года прошло с того момента, как я, молодой специалист, перешла из Института усовершенствования врачей работать на кафедру «Терапия» Медицинского института. Мы тогда занимали старое здание, практически без крыши, с полупроваленным полом. Парты нам отдали с кафедры «Биология». Во главе с первых дней стоял Валентин Эливич Олейников. Коллектив у нас был небольшим. Валентин Эливич — единственный профессор, два доцента и ассистент. Постепенно росло число сотрудников, увеличился контингент студентов, укреплялась материальная база. Нас переместили в другой корпус, где было больше площадей. В 2004 году я защитила кандидатскую диссертацию на тему тяжёлой артериальной гипертонии у больных с почечной патологией с применением комбинированной антигипертензивной терапии. С этого момента начался мой научный путь. Считаю, важно не останавливаться на достигнутом — принимаю участие в научных исследованиях, которые проводит кафедра «Терапия», участвую в грантах. В планах — докторская диссертация, но для этого нужно ещё потрудиться.

— Молодой перспективный специалист приходит работать не в самые притягательные на первых порах условия. Что вами двигало? Желание внести вклад в развитие медицины, личные амбиции или это влюблённость в то дело, которым занимаетесь?

— Да, я люблю свою профессию и не мыслю себя в какой-то другой сфере. Почему я сделала такой выбор в тот момент? Я поверила профессору Валентину Эливичу Олейникову. Он убедил, что всё будет, главное — стремление, желание и наш добросовестный труд. Сейчас, спустя время, могу подтвердить: наш заведующий был прав, всё получилось!

Мне особенно приятно смотреть, как взрослеют студенты в профессиональном плане, как они становятся высококвалифицированными специалистами. Уже практически во всех сферах здравоохранения, во всех больницах и поликлиниках встречаешь своих выпускников. Это приятно!

-2

— В ноябре мы отметим День преподавателя высшей школы. Этот праздник ассоциируется в первую очередь с наставничеством. Кого вы можете назвать своими наставниками в профессии?

— Я не могу кого-то выделить в период моего студенчества в Самарском мединституте. Признаюсь, я всегда хотела учиться в Пензе. Ждала, когда же, наконец, здесь откроется медицинский вуз и я сразу переведусь. Но он открылся значительно позже. Я приехала в родной город, поступила в ординатуру по специальности «Нефрология» и по окончании стала работать в Пензенском институте усовершенствования врачей. Там моими наставниками были Павел Сергеевич Мальков — мой первый руководитель, профессор, д.м.н., заведующий курсом нефрологии, и к.м.н. доцент Ольга Николаевна Сисина. Это те люди, которые научили меня врачевать и учить. Потом, когда я пришла на кафедру «Терапия», моим гуру в преподавании и науке стал профессор Олейников. Моя диссертация была на стыке двух специальностей — нефрологии и кардиологии, тут уже основным моим учителем и стал Валентин Эливич. Конечно, я учусь у всех понемногу. И весь наш вуз, наш Медицинский институт — это те люди, которые чему-то меня научили: ктото правильно вести себя со студентами, кто-то административной работе. Я всегда равняюсь на наставников и продолжаю учиться у окружающих.

— Было приятно слышать от студентов, что они утвердились в выборе специальности после посещения ваших занятий. Как вы добиваетесь такого?

— Пожалуй, своим примером. Мной в профессии движет любовь к пациентам. Если ты любишь пациентов, ты готов помочь, отдаёшь всего себя. У меня большой практический опыт, рассказываю о клинических случаях из своей практики, так заинтересовываю студентов. Всегда удивительно наблюдать, как у будущих врачей загораются глаза. Окончив специалитет, многие потом хотят пойти в ординатуру. На кафедре я как раз курирую ординаторов. Такое направление работы мне тоже нравится, потому что ординаторы — это уже молодые коллеги, которые активно развиваются в профессиональном мире. Очень интересно смотреть за их погружением из студенческой среды во врачебную. Только вчера сидели за партами — сегодня уже в палате у постели больного, лечат пациентов.

-3

— Насколько охотно молодые врачи идут в профессию и, главное, остаются в ней?

— Этот путь действительно непростой. В медицине постоянно не хватает кадров — молодёжь порой разочаровывается, когда видит высокую нагрузку и несоизмеримую с ней заработную плату. У врачей огромная ответственность: на кону — жизнь человека. Повторюсь, нужно любить пациента и полностью отдаваться своей работе: когда лечишь, ты не должен думать о «хлебе насущном»: сможешь ли позволить записать своих детей в спортивную секцию или куда поехать отдыхать. Финансовый вопрос нередко останавливает молодых людей, особенно тех, кто уже создал семьи. Но те, кто всё же остаётся, это по призванию, это те, кто избрал профессию врача по собственному желанию, это не случайные люди.

— Как вы оцениваете молодую смену в профессиональном плане?

— Скажу без лукавства: наша кафедра — это молодые выпускники Медицинского института, и они на голову выше меня по уровню развития, по своим профессиональным навыкам, по разносторонности. Это те студенты, которых я помню ещё с их третьего курса, в чьи глаза я смотрела, и, да, я ещё тогда была уверена, что в них наше будущее.

— Они стремятся к росту и развитию?

— Не все, конечно, но основная масса — всё же те, кто хочет добиться чего-то в профессии. Участвуют в конференциях, постоянно учатся. В наше время невозможно остановиться на том образовании, которое получил когда-то. Большую роль играет и самообразование.

-4

— Когда вы в первый раз приходите в академическую группу, какие из основных правил хорошего студенчества вы сразу пытаетесь привить?

— Я преподаю у студентов начиная с 3-го курса, и они уже многие организационные моменты знают. Основные правила, на мой взгляд, просты: дисциплина, ежедневная подготовка к занятиям. Если заставить себя готовиться каждый день, хотя бы несколько минут, результат не заставит себя ждать.

— Вы строгий преподаватель?

— Нет, лояльный. Вхожу в положение, стараюсь как-то помочь студентам, если они искренни со мной. Конечно, я тоже ставлю двойки. Но бывает даже так, что за двойки говорят спасибо. Потому что экзамен — это тоже процесс обучения. Если человек не знает, то я потрачу своё время, чтобы ему объяснить. А после этого могу и двойку поставить.

— В преддверии 25-летия Медицинского института что вы пожелаете коллегам?

— Я хочу пожелать всем здоровья и всего, что бесспорно нужно нам в этой жизни, — у каждого свои желания и мечты. Я хочу, чтобы наш институт продолжал развиваться, чтобы у нас были умные студенты, достойные ординаторы. Желаю всем нам достижения поставленных целей и мирного неба над головой!

Наталья ТОЛКАЧЁВА, "Университетская газета" № 7