В этом году Альфреду Шнитке исполнилось бы 90 лет. Нельзя сказать, что юбилей очень уж широко празднуется, но многое все же происходит в рамках этой даты – уже хорошо. У меня такое ощущение ( может быть я не права), что до сих пор для многих творчество Шнитке слишком противоречиво, классиком он признан, но словно бы не хотят его пускать в свои сердца «серьезные» меломаны. Для других же любителей музыки он так и остался слишком «авангардным», как будто его музыка таким образом до сих пор существует в некоем чистилище.
Программа этого концерта была настолько интересной, сильной, был представлен Шнитке, который не может не вызывать интерес, а зал был заполнен едва ли на треть. Мне было очень обидно. Правда потом выяснилось, что в этот же вечер в консерватории был Теодор Курентзис с оркестром, можно предположить, что множество «ушей» было именно там, но в иные дни никакие пересечения не мешают заполняться нескольким концертным площадкам.
Однако те, кто собрались, оказались очень отзывчивыми слушателями. Народ был действительно интересный и как будто четко понимающий, зачем пришел. А как горячо люди благодарили музыкантов в финале, сколько раз вызывали на поклоны!
Вершина программы – кантата « История доктора Иоганна Фауста» была исполнена именно на сцене КЗЧ в 1983 году и дирижировал тогда Валерий Полянский, коллектив под его управлением долгие годы остается адептом музыки Шнитке, и ряд произведений ( в том числе и это) проходили адаптацию к сцене под чутким контролем самого композитора.
Но к ней я еще вернусь, а начался концерт с исполнения сюиты из музыки к фильму «Сказка странствий». Мне кажется, что ее лейтмотив знаком буквально всем, просто не все идентифицируют авторство. Это Шнитке с мелодическим даром, шлягерный, играющий с легким жанром.
У меня есть особенность: я могу знать музыку из фильма, при этом фильм не смотрела, какой бы степени легендарности он ни был. Иногда наверстываю и смотрю, однако сам по себе он меня не так впечатляет, я как «зашла» с музыкой, так с ней одной и выхожу. Такое у меня, к примеру, с музыкой Эдуарда Артемьева.
Шнитке, конечно, не только киномузыкой славен, однако ключевые его работы в кино живут в моей голове абсолютно самостоятельно, без привязки к кадру.
Не видела «СС», не уверена, хочу ли смотреть ( сказки-притчи в большинстве случаев – не мое), когда слушала эту музыку, то пыталась представить, что в связи с ней чувствует человек, который не жил в СССР, возможно даже и в России, что может ему открыться?
Не то, чтобы музыка должна быть понятна, как конкретный язык, но в моем восприятии именно к этой мелодии из «СС» привязан целый временной пласт, определенная среда, атмосфера. Как и к вальсу из «Агонии». Я слышу в них жизнь человека позднего СССР, человека из интеллигенции, обманутого (возможно даже самим собой), недостаточно жесткого, склонного к эскапизму, ищущего новые смыслы взамен картонных. И как будто добро очень хочет победить зло ( в фильме, думаю, и победило, в жизни – сами знаете).
Пожалуй, еще Каравайчук схож по интонациям и ощущениям, а вот если поискать там, за рубежом, через чью музыку можно было бы попробовать ощутить дух нации, страны, общества?
Затем играли «Гоголь-сюиту», которая изначально была музыкой к спектаклю Ю. Любимова « Ревизская сказка» в Театре на Таганке. Это Шнитке очень стильный, по-настоящему театральный, изобретательный. Мне очень понравилась музыка - такая точная, исполненная фарса и в то же время боли и сопереживания. По сюжету этой фантастической пьесы Гоголь рассказывает о своих героях и беседует с ними. У сюиты есть озаглавленные согласно сюжету спектакля части (к примеру, Детство Чичикова, Шинель, Бал и.т.д) и даже без появления самих героев по настроению музыки можно «визуализировать» гоголевскую реальность. Шнитке невероятно понимал писателя, такое создается впечатление.
Музыканты капеллы устроили на исполнении «Гоголь-сюиты» настоящий перформанс. В определенный момент оркестранты вдруг стали запускать бумажные самолетики, кто-то – поднимать плакаты с надписями « Долой дирижера!», «Даешь премию!», « Работа! Хорошо, что она есть!» и несколько других, а на сцену эксцентрично-безумно, в духе группы «АукцЫон» вышел солист капеллы Максим Сажин в смирительной рубашке и стал декламировать реплики из «Записок сумасшедшего».
Несмотря на, казалось бы, отвлекающие маневры, исполнена « Гоголь-сюита» оркестром была очень четко и чисто.
Кульминационное произведение вечера - «История доктора Иоганна Фауста», кантата для контратенора, контральто, тенора, баса, хора и оркестра.
Гете, как оказалось, тут не причем. Шнитке взял за основу легенду из средневековой немецкой «Народной книги», сюжет которой уже потом переработал и Гете, и другие авторы. Музыка кантаты представляет собой невероятное сочетание жанров: от среденевековой европейской до авангардной, от хоралов до «низкого» жанра, представленного знаменитым танго. Еще не поэтизированная, прямолинейная и показательная история об искушении человека дьяволом словно бы рассматривается под разными углами благодаря этой мультижанровости.
Я бы сказала, уникальное произведение: почти что площадное представление по смыслу и такое утонченное по партитуре и исполнению. К сожалению, немного подпортил впечталение звук.
Расказчик (Максим Сажин) и одно из лиц Дьявола (Рустам Яваев) пели на хорах зала Чайковского. Я сидела во втором амфитеатре, поэтому их я слышала более-менее четко. Слова хора и солистов, поющих на сцене, по большей части было не разобрать. Наверное в партере дела обстояли лучше, у меня ощущения немного смазались. Практика субтитров даже при исполнении произведений на русском языке все же нужна. Плюс иногда оркестр «перекрывал» поющих.
А послушать вокально есть что!
Во-первых хор: как будто самые разнообразные «Страсти» отразились в кривых зеркалах. Во-вторых: два пола и бесполость Дьявола одновременно: контртенор и контральто! Первый как будто зло рафинированное, вторая - издевающееся. Рустам Яваев – интересный голос, Евгения Сегенюк – еще более интересный, ибо редкий. Слушаешь – и реально можно запутаться, кто из них кто, существует ли пол вообще - классная задумка композитора и очень достойное исполнение в этот вечер!
Все солисты были очень артистичны, облачение каждого дополняло впечатление. Руслан Розыев (Фауст) в уютном домашнем халате, как будто не успел даже переодеться в нарядное, чтобы почувствовать триумф, а уже пришел час расплаты. Контратенор красовался в белом костюме, дьяволесса – в черном плаще, перьях, в руке длинный мундштук с сигаретой.
Даже несмотря на какие-то огрехи по звуку, считаю, что концерт был очень необходимым, актуальным, эмоциональным, ярким и отражающим искреннее желание маэстро В. Полянского и его коллектива поделиться своими чувствами к композитору Шнитке и разделить их с публикой.