Найти тему
МИР (Море История Россия)

Башни "крейсеров" типа "Измаил" (И почему ж это их не построили?)

"Крейсер" с артиллерией больше чем у линкора, это круто. Беда в том, что проектируя "крейсер" "Измаил" Российская Империя еще не имела 14-дюймовых пушек. Но, не беда.

"Заграница нам поможет!" (С) Ильф и Петров

Но так было не сразу. Параллельно с конкурсом общих проектов броненосных крейсеров Морское министерство в октябре 1911 года объявило конкурс на лучший проект трехорудийной 14" установки для них. Все участники конкурса получили эскиз и ТЗ )техническое задание. В нем был указан угол вертикального наведения (от -5° до +25°), диапазон углов заряжания (от -5° до +15°), электрический тип приводов башенных механизмов (с указанием напряжения), и, кроме того, указывалась необходимость наличия башенного дальномера с 9-метровой базой (это уже круто). Цикл заряжания (без учета времени наводки) не должен был превышать 20 с.

В ГУК поступили проекты от отечественных заводов Металлического, Обуховского, Путиловского, «Наваль» и... британской компании «Виккерс» (куда же без сэра Бэзила Захарова!).

Ну... как "отечественных"...

Путиловский представил проект своего партнера, фирмы "Крупп", "Наваль" представил проект фирмы "Крезо". Проект Обуховского завода (составленный самостоятельно) "бортанули", сказав, что "по мнению комиссии он не обеспечит должной скорости заряжания", англичан "бортанули" потому как у них система была гидравлической, а не электрической. В общем, победил Металлический завод.

Этот проект в целом основывался на разработанном двумя годами ранее аналогичном проекте 12" трехорудийной установки для «Севастополя», но с одним существенным отличием - теперь все башенные механизмы работали на трехфазном переменном токе вместо постоянного и применены были немецкие асинхронные двигатели. Всего на одну установку приходилось 18 трехфазных асинхронных двигателей суммарной мощностью 510 л.с.

Здесь явно торчали "уши" немецкой разработки.

Разработчик оборудования с использованием этой системы распределения тока польский шляхтич, родившийся в России Доливо-Добровольский (хоть его и числят русским), с 1887 года работал в AEG (Allgemeine Elektrizitäts-Gesellschaft) а в 1909 году он был назначен директором и проработал в этой должности до конца жизни. Немцы ценили кадры, не то что... некоторые.. "другие, но тоже хорошие" страны (С реклама стирально порошка).

Сложность в том, что изначально на линейном крейсере планировали использовать сеть постоянного тока, напряжением 110 вольт. Но... (планы, это такое...).

Башня опиралась на шаровый погон со 136-ю 8-дюймовыми (203-мм) шарами (у 12-дюймовых башен были 6-дм шары).

Бронирование башни было прилияным: лобовые, бортовые и тыльные броневые плиты имели толщину 300 мм, крыша 125 мм. (у Севастополей было 203 и 75-мм соотвественно) Противоосколочные "щиты" орудий у амбразур выполнялись из 50-мм брони. Орудия в башне разделялись 25-мм продольными траверзами. Вход в боевое отделение (с тыльной стороны башни) закрывался 300-мм "дверью". Вертикальная и горизонтальная наводка не отличалась от принятой для 12" трехорудийных установок и могла производиться как от электропривода, так и вручную. Непрерывное изменение скорости вращения от наименьшей до наибольшей, согласно требованиям ГУК, достигалось как для вертикального, так и для горизонтального наведения регулятором скорости системы У. Дженни.

По требованию проекта, каждая башня должна была иметь дальномер. А, теперь, давайте угадаем, какой дальномер поставил Металлический завод. Неужели Бара и Струда? Ага, щаз! (С) М.Задорнов.

Дальномер (естественно) стоял Цейс. Вернее как "стоял"... Должен был стоять. Причем дальномер не 9-метровый (как требовалось), а 6-метровый, потому, как Металлический завод сказал, что 9-метровый старить "нерационально".

Общий вес вращающейся части 14" установки «Измаила» с тремя орудиями, броней и полным снабжением (маслом, жидкостью в гидроцилиндрах и проч.) составлял 1390 т (у трехорудийных 12"/52 установок «Севастополя» и почти аналогичных им башен «Императрицы Марии» - соответственно 780 и 872 т) Стоила такая башня 2,6 млн рублей (примерно как один приличный пароход целиком или как один "Новик"). Но изнаачально цены были ниже (они подросли потом).

Неприятным сюрпризом для Металлического завода стало то, что ему достался всего один комплект. Уведомления о заказе 14" установок для всех четырех кораблей были выданы ГУК 31 мая 1913 года следующим заводам: Металлическому («Измаил») - по 1970 тыс. руб. за каждую установку, Обуховскому («Бородино»), Адмиралтейскому («Наварин») и «Наваль» («Кинбурн»). Срок предъявления установок для испытаний на кораблях был установлен 1 июня 1916 года для первых двух и 1 сентября для вторых.

Но... до начала войны оставалось чуть более года.

При чем здесь война? Ведь башни строили отечественные заводы! Да, при том, что Металлический завод все сразу заказал на заводах фирмы "Шкода" (Австро-Венгрия) и на заводах Круппа. Как минимум: стальные отливки и поковки с проточкой для станков орудий, подъемные сектора с шестернями для механизмов вертикальной наводки и погоны «хромоникелевой стали высокого качества». Остальные участники заказали все это у Круппа. Все электрооборудование (естественно) было заказано у фирмы AEG. Дальномеры заказали Цейсу, 8" шары для вращения башен заказали германскому заводу «Фриз унд Гепфлингер» и... (естественно) все это ушло в п...(пустоту).

Это все, что смогли на Металлическом заводе (остальные смогли намного меньше, потому, как заказывали позже)
Это все, что смогли на Металлическом заводе (остальные смогли намного меньше, потому, как заказывали позже)

Ну, а потом мы удивляемся, отчего ж их не достроили, и перевели во "вторую очередь" А потом и вовсе прекратили стройку (по распоряжению Временного правительства, не надо трогать "красных", они тут не при чем).

Это мы еще к стволам не добрались... (доберемся)