Физкульт-привет, дорогие любители, ценители и исполнители музыки! Сегодня мы внезапно будем говорить не о композиторах и их творениях, не о музыкальной культуре, а о культуре физической. Ведь спорт музыканту нужен не только для того, чтобы суметь с контрабасом за спиной догнать уезжающий трамвай, и даже не для того, чтобы в обтягивающем платье красиво выходить на сцену.
Почему физическая культура – это именно культура в полном смысле слова? Как она влияет на сознание, образ мышления и стиль жизни человека? Об этом и многом другом мы поговорили с руководителем кафедры физической культуры в частной школе «Олимп-Плюс», президентом Ассоциации детских клубов при Федерации самбо Москвы Юрием Паровинчаком.
Те, кто уже осознал ценность и значение физической культуры, благодаря этому интервью наверняка смогут увидеть ее новые грани и смыслы. А тем, кто еще «не дружит» со спортом или никак не найдет в себе мотивацию начать, читать и вовсе обязательно!
– Юрий Михайлович, расскажите, пожалуйста, нашим читателям вкратце о себе и своей деятельности.
– Здравствуйте. Я руководитель кафедры физической культуры в частной школе «Олимп-Плюс», президент Ассоциации детских клубов при Федерации самбо Москвы, студент педагогической магистратуры МГИМО. Меломан со стажем.
– Расскажите, почему вы выбрали работу с детьми, детскими клубами? Какие основные цели вы перед собой ставите?
– Тот случай, когда сошлось все – любовь к движению, общению и осознание важности существования значимого взрослого в жизни каждого ребенка. Основной целью можно обозначить формирование у детей представления о том, что наше тело – наше дело и, что важно, – наша ответственность. Это храм, который тебе доверили на время. Его нужно содержать в порядке, в чистоте, удалять все грязное и наполнять прекрасным и здоровым. И это дело очень интересное и многогранное. Физические нагрузки на тренировках – не самоцель. У нас не так: «Здесь мерилом работы считают усталость», как пел Вячеслав Бутусов. Внимание к собственному самочувствию физическому и психологическому позволяет реально оценивать свои возможности в каждый момент времени; опыт преодоления сопротивления существенно прибавляет уверенности и самоуважения, а практика взаимодействия с партнерами на тренировках учит такому важному понятию, как ценность другого.
– В музыке имеет значение, что именно человек слушает, умеет ли услышанное осмыслить, воспринять, отделить хорошее от плохого, ведь не всякая музыка полезна. В спорте так же?
– Абсолютно. И в подготовке музыканта, и в подготовке спортсмена базовое действие – осмыслить. Мой наставник по тренерской работе, великий спортсмен и педагог, Заслуженный тренер СССР Давид Львович Рудман говорил: «Тренируй людям голову. Руки и ноги они натренируют себе сами». Каждый спортсмен внимательно наблюдает за собой и за соперниками. Он четко осознает, что у него, как у любого другого человека, есть сильные и слабые стороны. И в зависимости от целей и задач текущего этапа подготовки он с помощью наставника принимает решение подтягивать слабые стороны или развивать уже имеющиеся преимущества. Через это приходит принятие факта, что все люди разные. И это нормально.
– Как вы считаете, почему и музыкальная, и физическая культуры отнесены именно к понятию «культура»? Что у них общего?
– Думаю, потому, что со времен Античности целью обеих наших «культур», если можно так выразиться, является движение к гармонично развитой личности. И там, и там высшим результатом является ощущение красоты – красоты звучания, красоты движения. Формируясь в такой атмосфере, человек в жизни учится ценить красоту поступков и формулировок, наблюдать красоту природы, видеть и слышать проявления красоты во всем окружающем. Обращали внимание на физическую форму индийских божеств? При этом нередко изображаемых танцующими, играющими на флейте или других музыкальных инструментах.
– В чем разница между физической культурой и спортом?
– Спорт – это соревновательная деятельность. Когда огромное количество времени и ресурсов – человеческих, финансовых, инфраструктурных и прочих, – тратится на подготовку спортсмена к выступлениям на соревнованиях. А физическая культура – это когда люди, занимающиеся производительным трудом, задействованные в сфере искусства, в науке, в бизнесе, что-то делающие для экономики полезное, параллельно следят за состоянием и здоровьем своего тела.
– То есть, можно сказать, что физическая культура – это не столько образ жизни, сколько образ мышления, который действительно влияет на личность, мысли, поступки человека?
– Конечно. Есть такая штука, называется «психология победителя». Что это в нашем ракурсе может означать? Что человек чувствует в себе силу и здоровье, за которыми он следит, поддерживает их. Это не самоцель, а просто инструмент для реализации потенциала человека, творческого прежде всего. Здоровое тело тебя не отвлекает. Когда у человека есть сложности со здоровьем, он не может полностью сосредоточиться на самореализации, демонстрации результатов, на своем вкладе в общественные достижения. Соответственно, когда есть спокойное отношение к регулярной дозированной нагрузке, она у тебя в режиме дня, как утром встать и почистить зубы, есть понимание распорядка, цикличности – ты ценишь время. Ценишь свой день, неделю, месяц, год. Все, что планируешь, ты соотносишь с тем, что происходит прямо сейчас.
– И это помогает избавиться от внутренней несобранности, суетливости и нервозности, с которыми мы нередко по жизни идем?
– Да, есть вещи, которые «раздергивают», отвлекают внимание от приоритетов и человек начинает путаться, отвлекаться. Это у всех так, мы живые люди. Просто кто тренируется, тот понимает, что нет непобедимых. Ты всегда работаешь над тем, чтобы сделать что-то еще лучше. Самая главная победа – это победа над собой. Не важно, насколько ты станешь непобедимым, безупречным и всесильным, но важно, чтобы ты стал лучше, чем ты был вчера. Это формулировка основателя дзюдо Дзигоро Кано.
– Кстати о дзюдо и единоборствах вообще – это ведь достаточно жесткие, агрессивные даже виды спорта. Как это согласуется со стремлением к красоте, гармонии?
– Не просто согласуется, а вместе живет. Это четкое понимание границ и правил, когда в момент поединка прикладываешь все свои силы, желание и страсть сердца. Ты веришь в победу, ты хочешь победы. Но твой соперник тоже этого очень хочет! И все для этого готов сделать. Вы друг другу максимально показали свои возможности, технические, физические, даже превзошли их, и вот получилось, что кто-то победил. Это не значит, что вы вне татами, вне соревновательных условий не можете общаться как коллеги, единомышленники, которые оба прошли очень трудный путь. Вы друг друга еще больше цените, потому что понимаете, чего это стоило. Ты прошел через боль, преодоление, подъемы и лишения, в чем-то себе отказывал – много в чем, кстати. Но и соперник твой тут тоже не случайно оказался, и ты его уважаешь за это.
– Откуда берется в человеке стремление к развитию, самосовершенствованию, готовность чем-то ради этого жертвовать? Ведь бывает, что человек каждый день бегает в зал, а в метро бабушке место не уступит или мусор на улице выкинет. Или того хуже, выходит на улицу и применяет свои бойцовские навыки совсем не спортивным образом.
– Это к вопросу о том, почему и то, и другое называется искусством, почему боевое искусство – это именно искусство. Это оружие как нож или пистолет. Кто-то использует просто для уверенности, чтобы знать, что есть такая подстраховка и через какие-то темные места спокойно можно пройти. А кто-то идет и грабит ближайший ларек. Поэтому, прежде чем вооружать ребенка, а уж тем более взрослого человека, тренеру, наставнику очень важно составить его психологический портрет. Нужно быть уверенным, что ученик не выберет второй вариант, овладев какими-то серьезными навыками. Тренер, наставник – это в том числе психолог.
– Для подростка, например, тренер может стать даже более значимой фигурой, чем родители.
– Да, родители нянчили ребенка с пеленок, а тренер его берет или ребенком, или подростком или даже взрослым человеком и становится для него авторитетом, источником информации и мотивации в том числе. Здесь очень важно, чтобы система ценностей семьи и тренера если и не совпадали, то хотя бы пересекались. Нередки случаи, когда ребят с разрывающим таким энергетическим потоком направляли в нужное русло и позволяли реализовать себя на спортивной арене, в спортивной карьере.
– Значит, даже если среда неблагоприятная и окружение не то – это не приговор?
– Да, но тут важен выбор именно ребенка. Чтобы его зацепило то, что тренер объясняет, транслирует. Я верю, что это вообще главная победа тренера, если он нащупал, в чем интерес ребенка и это в нем развил, показал разлив этой реки. Один из важнейших параметров для реализации человека в спорте – это его любознательность. Чтобы он не был зациклен на чем-то одном. Поэтому я ребятам молодым, кто только из университета выходит или карьеру заканчивает спортивную, говорю: «Вы не спешите сразу набирать группу. Позанимайтесь какими-то другими делами, получите еще какой-то опыт, кроме спортивного». Чтобы кругозор расширился, чтобы было представление о мире, об ассортименте характеров человеческих, что вообще в жизни бывает, кто встречается, как и с кем общаться. Я изучаю боевые искусства уже, страшно произносить,порядка тридцати пяти лет. И продолжаю их изучать, не только преподаю, но и изучаю новое, потому что это бесконечный мир. А это только одна область из многих.
– В музыке так же. Имея узкий кругозор, мало зная об этом мире, о людях, трудно написать музыку, которая тронет. А вот как музыка может помочь в покорении спортивных вершин? И как навыки, полученные в спорте, могут помочь музыкантам?
– Музыка помогает спортсменам, как и любым образованным людям, постоянно. Между тренировками восстанавливаться лучше под классику и джаз, на тренировках в залах нередко звучат бодрящие рокерские композиции. Сейчас на аренах игровых видов спорта каждый перерыв в игре сопровождается выступлением диджея, на профессиональных турнирах по единоборствам практикуется выход участников под определенным образом выбранную мелодию, отражающую настрой и намерения спортсмена. А говоря о спортивных навыках для музыкантов, можно выделить дыхательные техники и навыки центрирования, уравновешивания.
– Читала, что вы учитесь играть на барабанах. Почему именно этот инструмент вас заинтересовал и что лично вам дают занятия музыкой?
– Тут хочется привести цитату Михаила Михайловича Жванецкого о чувстве ритма («В мужчине заложено чувство ритма, нужно только ему разрешить» – прим. ред.). А если серьезно, первое впечатление от группового выступления шоу барабанщиц я получил на церемонии открытия Спартакиады по самбо среди воспитанников детских домов и кадетских корпусов на призы профессора Е.Л.Глориозова. И окончательное решение принял после того, как оказался на ночном сейшне на берегу океана: вокруг костра около двадцати барабанщиков из разных стран несколько часов импровизировали, поочередно передавая инициативу друг другу. Это стало одним из мощнейших впечатлений последних лет. Через некоторое время знакомые пригласили на мастер-класс и карнавал, который устраивали в Москве специально приглашенные бразильские барабанщики. И вот с тех самых пор.
– Есть ли у вас идеи, какие совместные мероприятия музыкально-спортивной направленности было бы полезно и интересно устраивать, чтобы привлекать больше детей, да и родителей тоже, к музыке и спорту?
– В течение учебного года оптимальным форматом мне представляется проведение спортивно-музыкальных фестивалей или конкурсов. Как очных, так и онлайн. И конференции либо семинары. Во время летних каникул можно организовать тематическую смену в оздоровительном лагере. Задача организаторов мероприятий – сделать праздник с мощным эмоциональным выплеском для зрителей, чтобы каждый получил что-то такое, чего нет больше нигде. Чтобы даже случайно прикоснувшийся к этому зрелищу человек захотел бы еще. Например, это может быть одна и та же арена, где сначала выступят музыканты, зажгут. А после них выйдут спортсмены. Это может быть любое состязание, от ГТО, общефизической подготовки, до каких-то командных видов. И чередовать спорт и искусство. Когда они чередуются, мне кажется, это интересно зрителям.
– А сейчас такого мало?
– Да, сейчас мало.
– Какие проблемы вы можете отметить у подрастающего поколения? Сейчас часто жалуются, что дети мало двигаются, много сидят в «гаджетах» – чем это грозит?
– Жаловаться - самое непродуктивное времяпрепровождение. Если что-то не устраивает, если что-то отличается от желаемой модели – нужно с этим что-то делать. Обязательно начинать с себя. Спокойно, трезво оценить: что я делаю, сколько я сам двигаюсь, какой пример я подаю и какие условия я создаю для ребенка, чтобы он (она) больше двигался? Вторая часть вопроса, чем грозит постоянное зависание в гаджетах – это к медикам. А физическая культура о том, как не дойти до этой стадии. О профилактике.
– Уроков физкультуры в школе недостаточно?
– Смотря для чего. Для ознакомления с базовыми понятиями и для освоения школьной программы, получения дозированной нагрузки в минимальном объеме – вполне достаточно. Грамотный педагог познакомит с историей предмета, расскажет о современном состоянии основных видов спорта, тактично выяснит интересы ребенка, поможет сориентироваться в ассортименте секций и направит на пробное занятие. А дальше – выбор учащегося.
– Дети сейчас бывают очень загружены. Школа, кружки, кто-то в музыкальные школы ходит, а еще надо делать уроки и хотя бы немного отдохнуть. Часто в такой ситуации родители выбирают или спорт, или музыку. Что вы можете порекомендовать родителям, как найти баланс?
– Жалко, что вопрос стоит «или-или». Я бы в качестве «балансира» предложил здоровье, благополучие ребенка, основанное на его выборе. Я благодарен своим родителям за все, в том числе и за художественную школу. Для тех, кто выбрал регулярные тренировки в спортивной секции (скажем, через день), я бы рекомендовал посещение музыкальной или художественной школы (курсов) два раза в неделю, в свободные от тренировок дни. И раз в месяц поход в музей или на концерт. Тем ребятам, кто увлечен искусством, неплохо делать регулярные прогулки, пробежки в парке, посещать секцию йоги, заниматься воркаутом, выполнять упражнения с резиновыми жгутами и собственным весом. Дома можно заниматься с гантелями и гирей, очень полезно для осанки. И раз в месяц посещать соревнования в качестве зрителя, заряжаться энергией трибун и накалом борьбы на арене.
– Какое напутствие или совет вы бы дали нашим читателям, родителям? А детям?
– Сначала детям. Выбирайте то, что нравится вам лично и на что вы готовы тратить время. Не ждите, что будет легко. В любом деле наступает стадия, когда нужно будет себя преодолеть, заставить, чтобы продвинуться. Ставьте достижимую цель. И, как только ее достигнете, сразу же ставьте следующую. Изучайте весь путь успешного в вашем деле человека, а не только его победный финал и восхождение на пьедестал.
Родителям: будьте примером для своих детей. Не кнутом и не пряником, а поддержкой и вдохновением.
Беседовала Елена Ракша
Проект МУЗКУЛЬТУРА