Найти тему
The IT in Finance

ЦБ хочет ввести рейтинг качества банковских продуктов: лучше поздно, чем никогда

Оглавление

Представьте, утро обычного человека в мире финансов. Он просыпается, проверяет баланс карты, читает рекламу своего банка, обещающего «нулевые проценты» и «отличные условия». Звучит как мечта, не правда ли? Но вот проходит месяц, второй — и наступает суровая реальность: проценты, о которых никто не говорил, скрытые комиссии, непонятные условия. Кто с этим не сталкивался?

И вот тут, наконец, приходит весть — ЦБ РФ задумался о создании рейтинга качества финансовых продуктов. Что ж, новость, конечно, хорошая, но, скажем честно, немного запоздалая. Разве не стоило это обсудить лет 10 назад, когда финтех уже начал стремительно развиваться? Но давайте разберемся, что к чему.

Почему только сейчас?

"Мы внимательно изучаем международную практику", — заявил Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей ЦБ РФ. Честно? Это как сказать, что ты впервые посмотрел, как за границей делают хорошие машины, а до этого довольствовался лишь картонными игрушками. Оказывается, на международной арене уже давно существует практика некредитных рейтингов — инструмент, который оценивает не кредитные риски, а качество продуктов. Ну да, только вот потребители наших банков и так это давно поняли на своей шкуре.

Тысячи историй про "нулевые ставки", скрытые условия и подписанные на коленке договоры. И вот теперь ЦБ предлагает пообсуждать плюсы и минусы создания подобного рейтинга у нас. Но как же это звучит: "пообсуждать". Давайте честно, даже те банки, у которых рейтинг «неплохой», иногда так «честно» прописывают свои условия, что вы только спустя полгода осознаете, что платите за воздух.

Примеры из жизни: где все пошло не так?

Давайте на секунду остановимся и представим обычного человека, который покупает бытовую технику в кредит под, как обещали, "0%". Вроде выгодная сделка. Но через пару месяцев выясняется, что комиссия за ведение счета, обязательное страхование жизни, да еще и странные списания превратили его «нулевой процент» в очень даже позитивный для банка доход. Не зря говорят, что дьявол кроется в деталях.

А как насчет карточек с «бесплатным обслуживанием»? Как выясняется, бесплатно оно ровно до первого смс-сообщения о состоянии счета. И подобных примеров у нас предостаточно.

В то время как за рубежом такие истории вызывают общественный резонанс и потребители могут с уверенностью опираться на независимые рейтинги продуктов, у нас эти рейтинги только начинают обсуждаться.

Как это изменит финтех?

Теперь посмотрим на это с другой стороны. Если такой рейтинг все-таки появится, как это повлияет на банки и финтех-стартапы? Банки будут вынуждены стать более прозрачными, ведь если продукт получит низкий рейтинг, репутация пострадает, а клиенты могут уйти к конкурентам с более высокими оценками. Стартапы же, которые часто предлагают прозрачные условия и готовы конкурировать на рынке, наконец получат шанс доказать свою ценность.

Может быть, наконец появятся честные продукты, а рейтинговые агентства будут напоминать нам систему Michelin, где продукт оценивается не по количеству обещанных звезд, а по реальному качеству обслуживания?

Добро пожаловать в реальный мир!

Итак, ЦБ решил «пообсуждать» новый инструмент, который призван сделать рынок финансовых продуктов более прозрачным. Что ж, добро пожаловать в реальный мир! Остается надеяться, что этот рейтинг не превратится в еще одну формальность, и мы действительно сможем найти банки, которые не скрывают «подводные камни». Возможно, в недалеком будущем мы с вами, уважаемые читатели, будем выбирать финансовые продукты так же легко, как выбираем хорошие рестораны — ориентируясь на звездочки в рейтинге.

А пока, поживем — увидим. Надеюсь, этот рейтинг действительно сделает наши деньги чуть менее загадочными!

Нас можно слушать:

Apple Podcasts

Яндекс Музыка

Литрес

Звук