Общественная жизнь СССР в 1920-х годах была отмечена историческими событиями, к которым относился Международный перелёт Москва-Ангора на самолете "Красная Звезда".
Шестого августа 1926 года в Москву прибыли журналист М. Кольцов, летчик П. Межераун и борт-механик М. Голованов совершившие на самолете "Красная Звезда" международный перелет Москва - Ангора. На торжественном собрании журналист М. Кольцов поделился важными подробностями перелета.
Путешествие
Наш воздушный перелет надо считать вполне удавшимся - как с техническо-летной, так и политической стороны. Наиболее сложный этап перелета Ростов - Ангора мы прошли благополучно, главным образом, благодаря хорошей работе советского мотора. Ряд принятых предосторожностей в виде дежурства советских судов и надетых на нас спасательных жилетов касок и не сыграл бы никакой роли в случае неполадок самолёта. Вся ставка была на бесперебойную работу мотора и эта ставка была "выиграна".
Вылетев глубокой ночью, мы на рассвете достигли первой четверти нашего морского перехода. Но около 5 часов утра погода резко поменялась и путь продолжался в довольно сложной обстановке: грозовые тучи, отсутствие каких бы то ни было точек ориентирования, а внизу вода - на которую невозможно спуститься. Но опытность и находчивость летчика Межерауна спасли положение... Меняя высоту, он как бы "нырнул" под густой слой туч, тянувшихся на несколько десятков километров, и вновь поднялся, обогнав их у самих турецких берегов.
Но после морского участка нас вновь ожидали грозовые тучи, но еще в более сложной комбинации: они закрывали вершины горных хребтов, совершенно скрывая за собой путь. Положение было настолько серьезным что летчики совсем было решили полететь на Запад вдоль южного побережья, держа курс на Стамбул. Но случайный "просвет" в тучах приблизительно в 100 километрах от города Инеболи, дал все же самолету возможность проникнуть вглубь Малой Азии. И таким образом, был преодолен участок в 200 километров над морем, наиболее опасный для нашего сухопутного самолета.
Дальнейший путь над горной страной был очень труден, И не столько благодаря карте, сколь инстинкту и привычке к надгорным полетам - летчик отыскал глубоко запрятанную между горными хребтами столицу новой Турции и мы благополучно спустились в Ангаре в 8 часов утра.
Наш полёт происходил на средней высоте в три километра со средней скоростью в 180 километров в час. Расстояние от Ростова до Ангоры было преодолено за 5 часов.
Турция
Что касается оказанного нашей воздушной экспедиции приема, то его нельзя иначе назвать как великолепным. Недаром иностранцы выражали свое нескрываемое раздражение по поводу торжеств, которые сопровождали наше пребывание в Ангоре и Стамбуле. Большое впечатление произвели на меня прием и беседа с президентом турецкой республики Гази-Мустафой-Кемалем-пашей.
Весьма тепло и сердечно прошел банкет, данный турецкой прессой -советской печати в моем лице. Отношение к нам турецкой общественности, особенно азиатской Турции - было отличное.
В общем, перелет следует считать на 100 процентов удачным. Выполнявшие его летчик товарищ Межераун и бортмеханик товарищ Голованов с честью выдержали трудное испытание.