Найти в Дзене
Дмитрий Ткачук

Транссиб — Великий Сибирский путь

Осенью 2024 года мы с Марией осуществили давнюю мечту — проехать по Транссибирской железнодорожной магистрали и посетить Дальний Восток.

Транссибирская магистраль — самая протяженная железная дорога на планете длиной 9288 км. Строительство Великого Сибирского пути началось 19 (31) мая 1891 года по указу императора Александра III и было завершено 5 (18) октября 1916 года. В процессе строительства были применены тысячи инновационных инженерных решений. Дорога строилась рекордными темпами, развивалась в советское время и продолжает модернизироваться.

Это величайшее сооружение нашей страны и мира, сравнить которое по протяженности можно только с Великой Китайской стеной. Современный Транссиб — двухпутная электрифицированная дорога, которая имеет 4 хода и обеспечивает надежное транспортное сообщение европейской части России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Железная дорога проходит через 3901 мост и 15 тоннелей. Самая высокая точка пути — Яблоновый перевал в Забайкальском крае (1040 м над уровнем моря). Ширина колеи — 1520 мм.

Мы проехали на фирменном поезде «Россия» (002/001Э) по маршруту Москва — Благовещенск (поезд идёт до Владивостока) в обе стороны, проведя в поезде 12 суток, чтобы лучше прочувствовать масштабы Транссиба и нашей страны.

За 6 дней пути преодолели около 8000 км и пересекли 18 регионов России, расположенных в 7 часовых поясах. Это Москва и Московская область, Владимирская, Ярославская, Костромская, Кировская области, Республика Удмуртия, Пермский край, Свердловская, Тюменская, Омская, Новосибирская, Кемеровская области, Красноярский край, Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край и Амурская область.

До конечной станции Транссиба оставались еще ЕАО, Хабаровский и Приморский края, но мы решили проехать эти регионы в следующий раз.

Остановка поезда «Россия» в Костромской области.
Остановка поезда «Россия» в Костромской области.

Поездка выпала на сентябрь–октябрь, и мы не пожалели о выборе сезона! Перед нами сменялись живописные ландшафты равнин, возвышенностей, низкогорий и сопок, золотые леса и степи, сверкающие на солнце реки и озера... Порой казалось, что окно нашего купе — картина из художественной галереи, которая менялась каждые пять минут. Краски осени не были одинаковыми. В регионах с резко континентальным климатом ночью и утром было холодно — здесь осень была более поздней.

В Прибайкалье и Забайкалье дорога петляет, и мы часто видели головной и хвостовой вагоны состава поезда.

Порой было сложно оторваться от пейзажей за окном.
Порой было сложно оторваться от пейзажей за окном.

Из окна поезда мы увидели великие реки, такие как Волга, Вятка, Кама, Тобол, Иртыш, Томь, Обь, Енисей, Ангара, Селенга, Амазар, Зея и Амур. Отдельно скажем про Байкал, который поезд «Россия» проезжает в обе стороны ночью. Береговая линия, волны, поверхность озера отчетливо видны при лунном свете.

Широкая и полноводная Зея — левый приток Амура.
Широкая и полноводная Зея — левый приток Амура.
Красочные осенние закаты Амурской области.
Красочные осенние закаты Амурской области.

В ясные ночи наблюдали осеннее звёздное небо, планеты Марс, Сатурн, Юпитер и даже арку Млечного пути, когда на небе не было Луны.

Созвездие Ориона из окна нашего купе. В безлунную ночь видна Туманность Ориона.
Созвездие Ориона из окна нашего купе. В безлунную ночь видна Туманность Ориона.

Мы проехали более 100 станций, всех не перечислить — отметим лишь те, что нам особенно запомнились. На многих станциях Транссиба есть памятники, музеи, исторические поезда, но остановки поезда «Россия» не превышают часа. Возможность посмотреть вокзал и быстро выйти в город часто зависела от того, на какой путь прибывал наш поезд.

Начинаем наш путь в Центральном федеральном округе. Ярославль проезжали поздней ночью, поэтому первой остановкой, где мы вышли, стала Кострома.

Проезжаем Приволжский федеральный округ.

Кунгур (Пермский край). Остановка здесь недолгая, но стоит обратить внимание на историческое здание вокзала, построенное в 1909 году.
Кунгур (Пермский край). Остановка здесь недолгая, но стоит обратить внимание на историческое здание вокзала, построенное в 1909 году.

Въезжаем в Уральский федеральный округ.

Здесь на путях увидели известный ретропоезд «Уральский экспресс», идущий до Верхней Пышмы.
Здесь на путях увидели известный ретропоезд «Уральский экспресс», идущий до Верхней Пышмы.

Пересекаем Сибирский федеральный округ.

Омск-Пассажирский. Здание вокзала построено в 1958 году и реконструировано в 2005–2006 гг.
Омск-Пассажирский. Здание вокзала построено в 1958 году и реконструировано в 2005–2006 гг.
На станции Барабинск (Новосибирская обл.) расположен памятник советскому паровозу Л–1067.
На станции Барабинск (Новосибирская обл.) расположен памятник советскому паровозу Л–1067.
Мариинск (Кемеровская область) — первая станция Красноярской железной дороги. На подходах к станции успели рассмотреть скульптуру медведя в железнодорожной форме высотой 5,5 метра.
Мариинск (Кемеровская область) — первая станция Красноярской железной дороги. На подходах к станции успели рассмотреть скульптуру медведя в железнодорожной форме высотой 5,5 метра.
Иркутск-Пассажирский. Здание вокзала было открыто в 1898 и перестроено в 1907 году, это памятник архитектуры федерального значения. Следующая остановка — Слюдянка-1 с вокзалом на берегу Байкала, который полностью выполнен из мрамора. Мы проезжали её поздней ночью.
Иркутск-Пассажирский. Здание вокзала было открыто в 1898 и перестроено в 1907 году, это памятник архитектуры федерального значения. Следующая остановка — Слюдянка-1 с вокзалом на берегу Байкала, который полностью выполнен из мрамора. Мы проезжали её поздней ночью.

И вот мы в Дальневосточном федеральном округе.

Подъезжая к Чите, столице Забайкальского края, можно полюбоваться видами озера Кенон.
Подъезжая к Чите, столице Забайкальского края, можно полюбоваться видами озера Кенон.
Железнодорожная станция Чита-2 открыта в 1900 году, а здание вокзала построено в 1903 году.
Железнодорожная станция Чита-2 открыта в 1900 году, а здание вокзала построено в 1903 году.
Новое здание вокзала в Могоче (Забайкальский край) открылось в конце 2019 года, а в 2024 году завершилась реконструкция станции — были отремонтированы платформа и инфраструктура.
Новое здание вокзала в Могоче (Забайкальский край) открылось в конце 2019 года, а в 2024 году завершилась реконструкция станции — были отремонтированы платформа и инфраструктура.
Белогорск. В этом городе вагоны, идущие до Благовещенска, прицепляются к другому составу, а  фирменный поезд «Россия» продолжает свой путь до Владивостока. Здесь мы сделали пересадку.
Белогорск. В этом городе вагоны, идущие до Благовещенска, прицепляются к другому составу, а фирменный поезд «Россия» продолжает свой путь до Владивостока. Здесь мы сделали пересадку.
Выходя из вокзала Благовещенска, увидели смотровое колесо, расположенное на другом берегу Амура — в городе Хэйхэ. Сразу пошли гулять по прекрасной набережной и любоваться видами.
Выходя из вокзала Благовещенска, увидели смотровое колесо, расположенное на другом берегу Амура — в городе Хэйхэ. Сразу пошли гулять по прекрасной набережной и любоваться видами.
Мы посетили Благовещенск и Хэйхэ, а через неделю нас ждал обратный путь домой.
Мы посетили Благовещенск и Хэйхэ, а через неделю нас ждал обратный путь домой.

О городах мы расскажем в отдельных статьях. А пока несколько моментов, на которые, на наш взгляд, стоит обратить внимание при поездке по Транссибу:

— Стоит выкупить купе полностью. Так поездка пройдет комфортно, и будет больше места для размещения багажа. В вагоне также есть душевая кабина. Продажа билетов на сайте РЖД открывается за 90 дней;
— Взять с собой запас питания, питьевой воды, аптечку и лекарства;
В поезде есть вагон-ресторан, но в него не всегда было легко попасть. Можно заказать доставку еды или купить питание на станциях, но цены могут отличаться от привычных. Отметим, что предоплаченное питание, входящее в стоимость билета, предоставляется 1 раз за рейс;
— Удобно иметь под рукой распечатанный график остановок и карту России с указанием часовых поясов. Стрелки часов в пути нужно будет переводить до 7 раз, но адаптация к переменам поясов происходит плавно;
— Обязательно уточняйте время остановок у проводника или в приложении «РЖД Пассажирам». Случается, что прибытие поезда задерживается, и время стоянок сокращается;
— Интернет и мобильная сеть хорошо работают только на станциях, поэтому заранее загружайте музыку, книги и фильмы на устройства. В купе поезда есть розетки 220 В, можно использовать зарядные устройства;
— Если любите наблюдать звёзды, то для лучшего ориентирования по звёздному небу стоит установить приложение Stellarium на смартфон;
— Если поездка состоится в холодное время года, то нужно утепляться. Зимой в поезде работает система отопления, но на станциях Забайкалья и Приамурья температура может опускаться до –50 °C. Будет короче и световой день;
— По Транссибу ходят экскурсионные поезда, такие как «Золотой орёл», «Императорская Россия». Они отличаются ретро интерьерами и долгими остановками. Для нас фирменный поезд «Россия» был оптимальным.
-38
Завтрак в вагоне-ресторане поезда фирменного поезда «Россия».
Завтрак в вагоне-ресторане поезда фирменного поезда «Россия».

Поездка по Великому Сибирскому пути — Транссибу оставила яркие впечатления и пополнила багаж географических знаний.

Продолжение: Благовещенск — столица Приамурья на границе с Китаем

✍️📷 Дмитрий Ткачук и Мария Ерохина © 2024
🔔
Приглашаем подписаться!