Найти в Дзене

Последний поход "Петропавловска"

Трагедия в двух действиях с прологом

Действующие лица:

Макаров — адмирал от Бога, человек-легенда, население: один усатый флотоводец и куча идей в голове

"Петропавловск" — броненосец водоизмещением 11 354 тонны, характер нордический, стойкий, на японцев матерится по-русски

Верещагин — художник от слова "худо", знает, как выглядит война, и никому этого не желает

Порт-Артур — крепость со стокгольмским синдромом: построили англичане, отняли японцы, живут русские

Японский флот — малорослый, но наглый, мины ставит по ночам, как дворовый хулиган

Жёлтое море — море жёлтое, характер скверный, мины прячет, трупы не выдаёт

Российская империя — государство, которое очень хотело как лучше

История — дама, которая всё помнит и никому ничего не прощает

Пролог:

(Где-то в кабинетах Санкт-Петербурга, за год до событий)

Российская империя: Так, что у нас там с Дальним Востоком?

Чиновник: Всё путём, ваше величество! Японцы, правда, что-то бурчат...

Российская империя: А что им надо?

Чиновник: Говорят, мы у них Порт-Артур отжали.

Российская империя: А мы что?

Чиновник: А мы говорим — сами виноваты, нечего было такой вкусный порт строить.

История (делая пометки в блокноте): Ох, зря вы это...

Действие первое. "Утро перед бурей"

(Порт-Артур, апрель 1904 года, раннее утро)

Макаров (разглядывая карту): Что-то японцы притихли. Не к добру это.

"Петропавловск": Разрешите доложить, вашество! Они там мины ставят, как огородник картошку!

Макаров: Откуда знаешь?

"Петропавловск": Да вон, Верещагин с мостика всю ночь рисовал. У него все альбомы в силуэтах миноносцев.

Верещагин (не отрываясь от этюдника): Я художник, я так вижу.

Макаров: А что рисуешь?

Верещагин: "Апофеоз войны-2: Теперь в море"

Макаров: Первая часть хоть успешной была?

Верещагин: Не то слово. Черепа в пирамиду так и просятся на полотно.

Макаров (мрачно): Типун тебе на кисть! (к морю) Ну что, выйдем, проверим?

Жёлтое море: А выйдите, выйдите... (прячет японские мины поглубже)

Действие второе. "Последний выход"

(9:43 утра, 13 апреля 1904 года)

"Петропавловск" (гордо рассекая волны): Эх, красота! Вот бы ещё японцев встретить!

Жёлтое море: Careful what you wish for...

"Петропавловск": Чего?

(Грохот взрыва)

"Петропавловск": Ой, мля...

Макаров (хватаясь за поручни): Что за ж...

Верещагин (доставая последний холст): Вот оно! Вот оно! Настоящая война! (пауза) Хотя нет, это уже, кажется, смерть.

История (строчит в блокноте): "...и погибли в пучине морской..."

Жёлтое море (накрывая волной): Занавес.

Эпилог:

(Санкт-Петербург, неделю спустя)

Российская империя: Как же так...

История: А вот так. Война — она такая. Особенно если к ней не готовиться.

Российская империя: Но мы же...

История: Вы — да. А вот они... (показывает на японские миноносцы) Они просто лучше подготовились.

Российская империя: А Макаров? Верещагин?

История: Макаров теперь там, где все адмиралы становятся героями. А Верещагин... (смотрит на "Апофеоз войны") Он свою главную картину уже написал. Теперь пишет новую. Там, наверху.

(Тихий плеск волн Жёлтого моря)

Жёлтое море (убаюкивая погибший броненосец): Спите спокойно, храбрые воины. История вас не забудет.

История (закрывая блокнот): Не забуду. Обещаю.

P.S. Говорят, в тихие ночи на рейде Порт-Артура до сих пор можно увидеть силуэт "Петропавловска". И если всмотреться внимательно, на мостике стоит адмирал с большими усами, а рядом художник что-то торопливо рисует в альбоме. Но это, конечно, только легенда. Хотя море помнит всё.