Цели: совершенствование умений проявлять устойчивый интерес к внешнему виду, деталям костюма, настроению другого человека; развитие навыка приветствия детьми друг друга и прощания в момент расставания; стимулирование процессов памяти воображения.
Ход игрового занятия
1. «Правила вежливости».
Цель: обучение детей умению использовать мимику, пантомимику, интонацию для передачи доброжелательного отношения к гостям.
Описание: дети по очереди здороваются с гостями, соблюдая следующие правила: при произнесении слова «Здравствуйте» ребенок должен посмотреть на гостей, улыбнуться.
Педагог (П.). Чтобы наши гости запомнили наши имена, мы с Вами сыграем в игру «Наши имена».
Цель: обучение детей умению обращаться друг к другу по имени, оказание помощи в запоминании имен всех детей группы; развитие памяти.
П. Молодцы! Теперь наши гости знают, как вас зовут, а сейчас я хочу посмотреть, можете ли вы быть внимательны друг к другу.
2. Игра «Что изменилось?»
Описание: педагог указывает на одного из детей и спрашивает: «Вы этого мальчика (девочку) знаете?» Дети, конечно, говорят что знают. После этого педагог предлагает игровое задание: в течение одной минуты рассмотреть этого ребенка с тем, чтобы запомнить, какой он сегодня (во что одет, какая у него прическа, цвет волос, глаз, какое настроение). По истечении времени педагог уводит ребенка и изменяет ему внешность (расстегивает пуговицу, изменяет причёску и т. д.). Затем ребенка показывают детям, и они должны ответить, что у него изменилось.
П. Молодцы! Вы очень внимательны друг к другу.
3. «Вежливые слова».
Цель: обогащение знаний детей о «вежливых» словах, употребляемых в общении.
Материал: кукла Маша и цветные полоски бумаги.
Описание: педагог рассказывает детям историю: «Маша стала грубой и невоспитанной, потому что растеряла все «волшебные слова». Далее детям предлагается оказать помощь попавшей в беду Маше. Они берут цветную полоску, которая по цвету подходит к названному ими «волшебному» слову, и кладут ее в корзинку. К концу игры должна собраться целая коробка с «вежливыми» словами. Педагог оказывает помощь детям, задавая наводящие вопросы:
1. Когда нужно поблагодарить другого человека, какие слова он может сказать? (Спасибо, я вам признателен, благодарю.)
2. Какие слова-извинения вы знаете? (Простите, извините, я прошу прощения, не сердитесь пожалуйста, я виноват перед вами.)
3. Какие слова-прощания (До свидания, до скорой встречи, всего наилучшего, всего хорошего, всего доброго, будьте счастливы, счастливо.)
В конце игры дети дарят корзинку с «вежливыми» словами кукле и желают всего наилучшего.
4. Подвижная игра «Полосатая змея»
Цель: развитие навыков группового взаимодействия: снятие психологического напряжения.
Описание: играющие стоят друг за другом, держась руками за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова «змеи», последний — кончик хвоста. По сигналу змея начинает двигаться «голова» пытается догнать «хвост». Остальные дети держатся друг за друга. В ходе игры педагог обращает внимание детей на то, что они должны цепко держаться друг за друга.
5. «Ритуальные действия»
Цель: сосредоточение внимания детей на их состоянии, а также окружающей обстановке; развитие умения устанавливать телесный контакт во время общения.
П. А теперь сядем на коврик, сожмем крепко руки, крепко-крепко закроем глазки и скажем сами себе: «Мы будем спешить делать добро».
Педагог продолжает: Теперь прижмите правую руку к сердцу. Как оно бьется у вас?
Дети. Тук, тук.
П. (в конце игры): Сейчас у вас какое настроение, хорошее или плохое?
Дети. Хорошее!
П. Тогда давайте частичку хорошего настроения положим на ладонь и подарим нашим гостям.
Дети «сдувают» с ладони в сторону гостей «настроения».