Найти в Дзене

Что они делали до «Арии»? Дубинин, Холстинин и «Волшебные сумерки»

Сегодня Виталию Дубинину — культовому бас-гитаристу и одному из столпов группы «Ария» — исполнилось 67 лет. За свой вклад в рок-музыку он получил от фанатов уважительное прозвище Дуб. Но брутальным металлистом Виталий Дубинин был отнюдь не всегда. По молодости он пел оду лени, надев соломенную шляпу... Мастер, чей бас уже несколько десятилетий задает пульс легендарной группе «Ария», начинал свой путь на сцену не как чистый инструменталист. Его биография могла бы сложиться иначе, ведь в начале карьеры Виталий Дубинин пробовал себя в роли вокалиста и не сразу перешёл к тяжёлым жанрам. Плодотворный творческий союз Виталия Дубинина с гитаристом Владимиром Холстининым зародился ещё в стенах Московского энергетического института, где оба числились студентами. В 1976 году друзья организовали группу с загадочным названием «Волшебные сумерки», в которой Виталий отвечал за бас-гитару и вокал, а Владимир писал гитарные партии. Команда базировалась в подмосковных Люберцах — серьёзном центре советс

Сегодня Виталию Дубинину — культовому бас-гитаристу и одному из столпов группы «Ария» — исполнилось 67 лет. За свой вклад в рок-музыку он получил от фанатов уважительное прозвище Дуб. Но брутальным металлистом Виталий Дубинин был отнюдь не всегда. По молодости он пел оду лени, надев соломенную шляпу...

  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Мастер, чей бас уже несколько десятилетий задает пульс легендарной группе «Ария», начинал свой путь на сцену не как чистый инструменталист. Его биография могла бы сложиться иначе, ведь в начале карьеры Виталий Дубинин пробовал себя в роли вокалиста и не сразу перешёл к тяжёлым жанрам.

Плодотворный творческий союз Виталия Дубинина с гитаристом Владимиром Холстининым зародился ещё в стенах Московского энергетического института, где оба числились студентами. В 1976 году друзья организовали группу с загадочным названием «Волшебные сумерки», в которой Виталий отвечал за бас-гитару и вокал, а Владимир писал гитарные партии.

-2

Команда базировалась в подмосковных Люберцах — серьёзном центре советской рок-культуры, из которого вышли, скажем, «Любэ» и «Круиз». «Волшебные сумерки» выступали в студенческих общежитиях и на школьных танцах. Для официальной работы требовались одобрение худсовета и филармоническая «прописка», чем группа, естественно, не могла похвастаться. Поэтому музыканты шли другим путем, организуя подпольные концерты.

-3

Постепенно состав группы образовал классический квартет: к дуэту основателей присоединился барабанщик Леонид Могилевский, с которым Холстинин играл ещё в школьные годы, а также клавишник Алексей Максимов.

Начав с чужих песен, «Волшебные сумерки» постепенно начали писать собственный материал в духе хард-рока и арт-рока. В Люберцах группа обрела культовый статус, но фанаты следовали за группой, когда она выбиралась в Москву.

-4

После окончания института в 1979 году участники коллектива разбрелись, столкнувшись с вечной дилеммой: сочетать профессиональную карьеру и создание семьи с рок-н-рольным образом жизни оказалось невозможно.

Но творческое наследие «Сумерек» не ушло в песок. В 1982 году Холстинин, Могилевский, Максимов и Дубинин вновь собрались в студии, чтобы записать старый материал, включая такие песни, как «Лень», «Наполеон» и шуточную «Йокогаму».

Группе даже удалось записать несколько песен на телевидении — целую небольшую «рок-оперу» для детской передачи. Разумеется, звучали они предельно далеко от хэви-метала, иначе съёмки не пустили бы в эфир.

Правда, по словам Владимира Холстинина, это уже точно был финал истории группы: «В 1981 году нашего звукорежиссёра Юрия Фишкина пригласили работать в "Автограф", и он ушёл туда вместе со всей аппаратурой, на которой мы играли и репетировали. Группа оказалась в очень сложной ситуации, потому что в то время остаться без аппаратуры было равнозначно смертному приговору. Но какое-то время мы еще просуществовали. Потом ушёл Виталик Дубинин и увёл с собой клавишника».

Записанные в тот период композиции легли в основу альбома, вышедшего в 1985 году под названием «Осень» и формально считающегося сольной работой Виталия Дубинина. Сам музыкант с такой формулировкой не согласен, называя релиз «сборной солянкой», которую составили треки, записанные ещё в 1981 году и написанные другими авторами. Четыре вещи, по его словам, были фактически творениями «Волшебных сумерек», записанными с Холстининым.

В том же 1985 году Виталий Дубинин, устроившись в Северо-Осетинскую филармонию, исполнял эти песни в гастрольных поездках с группой, которая без особого энтузиазма аккомпанировала ему в пяти-шести номерах.

Вскоре Виталию Дубинину было суждено возродить творческий тандем с Владимиром Холстининым на радикально новом уровне. После распада первого состава «Арии» в 1987 году Виталий был приглашён на место ушедшего Алика Грановского. К тому времени басист успел наработать солидный стаж в группе «Альфа» и ВИА «Поющие сердца». И даже окончить Гнесинку по классу вокала.

С самого начала творческого пути великой группы Дубинин выступал в качестве постоянного композитора, подарив поклонникам хиты «Штиль», «Герой асфальта» и «Осколок льда».

Значительную часть музыкального материала, включая весь альбом «Игра с огнём», он написал в соавторстве с Владимиром Холстининым. Студенческий дуэт, рождённый в «Волшебных сумерках», оказался способен порождать хиты хэви-метала.

В 2022 году Виталий Дубинин обрадовал публику выходом сольного альбома «Бал-маскарад», для которого написал всю музыку на стихи Маргариты Пушкиной, а также исполнил партии бас-гитары и основного вокала. Опыт, полученный в Гнесинском училище, не пропал даром. Как и многолетняя страда в составе «Арии»...

Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!