Принято считать, что военно-промышленный комплекс СССР полностью полагался на вооружение собственного производства. Наша советская Родина действительно прикладывала огромные усилия для развития отечественной военной промышленности: от создания атомного оружия до разработки различных типов танков, самолетов и кораблей.
Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам
После Великой Отечественной войны Страна Советов не верила зарубежным союзникам и стремилась к абсолютной самостоятельности в производстве военной техники. Учитывая экономические возможности Советского Союза, это было вполне осуществимо.
Была и другая причина. С началом холодной войны СССР не собирался рисковать своей обороноспособностью, полагаясь на оружие или технику, произведенную в странах потенциального противника. Оказаться без необходимых запчастей или боеприпасов в условиях конфликта — это всё равно, что подписать капитуляцию без боя.
Кроме того, в послевоенный период вооружение быстро модернизировалось, и существовал риск, что импортные образцы окажутся менее современными, чем те, что разрабатывались внутри страны.
Помощь союзников
Однако каждая медаль имеет две стороны. Советский Союз периодически всё же осуществлял закупки импортной военной техники и оружия как в эпоху индустриализации, так и во времена холодной войны.
МТ-ЛБ
«Мотолыга» или «Объект 6» — это лёгкий бронированный многоцелевой тягач, заступивший на боевое дежурство в 1964 году с конвейера Харьковского тракторного завода имени Серго Орджоникидзе. Коллектив ХТЗ был настолько загружен заказами, что не успевал выполнить заявку Министерства обороны СССР. Поэтому сборка тягача МТ-ЛБ была делегирована на заводы стран соцлагеря: Болгарию и Польшу.
Ми-2
Многоцелевой вертолёт — гордость МВЗ им. Миля. Разработан в начале 1960-х годов. В сентябре 1962 года первый опытный экземпляр был представлен членам советского правительства и военному руководству Польской Народной Республики. После осмотра Ми-2 было принято решение освоить серийный выпуск вертолета в Польше силами концерна PZL. В начале 1964 года польская сторона получила лицензию на постройку летательного аппарата и двигателей к нему. Советский Союз гарантировал закупку готовой авиатехники в Польше.
На территории Страны Советов серийный выпуск МИ-2 так и не был налажен. А вот польские «братчики» умудрились провести несколько модернизаций вертолёта. Усовершенствованные экземпляры для нужд СССР не продавали.
Aero L-29 Delphin и Aero L-39 Albatros
Чешские товарищи поставляли в СССР не только учебно-тренировочный самолёт Aero L-29 Delphin, но и учебно-боевой Aero L-39 Albatros.
«Дельфины» отличались высокой надежностью и простотой управления. С 1963 года Чехословакия передала СССР более 2000 самолётов данной марки. Большинство машин было поставлено на боевую службу в воинские части. Оставшиеся «Дельфины» распределялись между организациями ДОСААФ. Самолеты до сих пор помогают молодым лётчикам отрабатывать навыки пилотирования.
«Альбатросы» были созданы для смены Aero L-29 Delphin на боевом посту. Производились на том же заводе, что и «Дельфины» — Aero Vodochody с 1971 по 1999 года. Самолет зарекомендовал себя с положительной стороны как учебно-тренировочная модель пилотирования в простых и сложных метеоусловиях. Военно-воздушные войска России используют Aero L-39 Albatros в учебных целях и сейчас.
САУ Dana
152-мм самоходная пушка-гаубица производилась в дружественной Чехословакии. Поставлялась в СССР с 1977 по 1979 года. САУ разработана на шасси 4-осного крупнотоннажного грузовика Tatra. Именно эта техническая особенность придавала пушке мобильности при наличии твердого покрытия на дороге. Нужно заметить, что САУ отличалось и высокой скорострельностью. Поэтому кроме СССР, боевую машину покупали Польша и Германия.
В 1979 году на Ржевском полигоне выявили отсутствие преимуществ САУ Dana перед отечественной 2СЗ Акация. После чего поставки чешской «самоходки» были прекращены.
Tatra-813
Крупнотоннажный грузовой автомобиль разрабатывался для нужд чехословацкой армии. Применяли вездеход в качестве тягача и грузовика, способных к передвижению по бездорожью и глубокому снежному покрову. За высокую проходимость машину прозвали «осьминогом». Руководству Советской Армии Tatra-813 приглянулась за счёт высокой ремонтопригодности в полевых условиях. Использовали грузовик для обслуживания аэродромов, подразделений ПВО, в инженерных войсках.
За годы сотрудничества в СССР поступило не более 1500 экземпляров. Малое количество машин определило и дефицит запчастей к ним. Не подлежащие восстановлению Татры становились «донорами» для оставшихся грузовиков этой серии.