Привет, киноманы!
Просмотр фильмографии Вуди Аллена подходит к концу. После знакомства по всеми картинами можно будет составить рейтинг самых любимых фильмов. Нужно признать, режиссёр очень плодовитый: выдавать по фильму в год, а иногда и по два, сможет не каждый. Но и раз на раз не приходится: есть шедевры, когда хочется записать каждую реплику, а есть откровенная халтура, когда Аллен работал не в полную силу. Тем не менее, постаралась выделить плюсы и минусы в каждой картине. Представляю вашему вниманию новую пятерку фильмов Вуди Аллена.
1.«Сентябрь» (1987), США
- Моя оценка на КП 5/10
- Рейтинг КП 6.6/IMDb 6.5
Камерная драма, в которой Вуди Аллен отдает дань уважения Чехову и Бергману, выбивается в его фильмографии, как и «Интерьеры». Полюбив неприкрытую сатиру и едкую иронию над самым запретным, скрытым, интимным и скромно обсуждаемым, к стилю в кардинально другом жанре нужно привыкнуть. Увы, проникнуться сюжетом и драматизмом не получилось. Отношения и диалоги 6 героев сводятся к выяснению, кто кого любит или нет. Хождения по дому мучительны и достигают эмоционального пика лишь однажды. Меланхоличное настроение подходит осени. Но пребывание родных и любовников в одном доме отдает холодом, отчужденностью и тем самым творческим режиссерским провалом, который не стал спустя десятилетия неожиданным успехом и, тем более, признанной классикой, обязательной к просмотру. Несмотря на хороший актерский состав, диалоги и интерьеры, самой истории чего-то не хватает, чтобы выбить слезу или сжаться сердцу от боли.
2.«Сексуальная комедия в летнюю ночь» (1982), США
«Я верю в секс и в науку»
- Моя оценка на КП 5/10
- Рейтинг КП 6.7/IMDb 6.6
Все, что вы хотели знать о сексе, но пропустили в других работах Вуди Аллена, сконцентрировано здесь. 6 героев с разной половой активностью, притязаниями и возможностями встречаются в одном доме.
Врач-донжуан берет в качестве спутницы на уикенд первую попавшуюся медсестру. Которая, в свою очередь, отлично разбирается в анатомии и знает, где и как работать с нужными эрогенными зонами. Профессор в возрасте, у которого сил хоть отбавляй, но на научные дебаты, критику и философские рассуждения. Его будущая жена молода и прекрасна, она сводит всех мужчин с ума одним появлением на горизонте. Экспериментатор - изобретатель бесполезных, но опасных вещей, чья половая жизнь зашла в тупик. Его жена узнает, что смена мест любовных утех может привнести разнообразие в их жизнь.
Вуди, как и во многих других фильмах, устами героев поднимает темы: девственность и брак, влияние возраста на женщин и разницу в годах между супругами. Некоторые фразы вызывают улыбку, зная, что Вуди с сарказмом подходит к диалогам и характерам персонажей («Я ее там потеряла - в гамаке. Конечно, нужно держать равновесие»; Брак - это конец надежды. А выбор всегда оказывается неверным»; «Женщины, которые воспитывались монахинями, абсолютно невероятны в постели»). Но история такая каламбурная, что к финалу закипает мозг, как и спиритический шар «гения ненужных вещей» (тему с вызовом духов мы позже встретим в «Магии лунного света»). Кувырком по постелям и чувствам героев Аллен делает небольшие паузы съемками на природе, акцентами на флоре и фауне, представителям которых не чужды влечение и страсть в жаркие, летние ночи. Но это не лучший перформанс режиссёра и актера.
Любопытно, что это первая картина, где появилась Миа Фэрроу, и она сразу же принесла Золотую малину фильмографии Аллена. Разговоры об искусстве, классическая музыка, упоминания Бальзака и Шекспира, диалоги о существовании космоса, явный оммаж Бергману. Здесь всего так много, что становится душно.
3.«Пурпурная роза Каира» (1985), США
- Моя оценка на КП 8/10
- Рейтинг КП 7.6/IMDb 7.7
Зачем мы смотрим кино? Чтобы отвлечься от будней, забыть про работу, уйти от рутины, помечтать и окунуться в мир грез, фантазий и магии кино. Вымысел, сказки и волшебство достигают пика внутри нас во времена самой глубокой депрессии вокруг. Когда все валится из рук на работе, когда считаешь копейки, когда у мужа нет работы, когда вокруг упадок, нищета и отсутствие перспектив. Заменив сплин на мечты и воодушевление, ты погружаешься в другой мир: праздника, радости, любви, красоты и феерии.
Героиня в исполнении некогда музы режиссёра актрисы Мии Фэрроу после тяжелых рабочих дней, неудач и ссор с мужем находит отдушину в кинотеатре. Однажды с экрана в ее объятия спускается любимый актер и персонаж. Стоит ли говорить, как меняется ее жизнь, как переворачивается с ног на голову жизнь маленького городка и его обитателей? Даже внутри фильма среди персонажей начинается переполох.
Вуди одновременно возносит силу кинематографа и демонстрирует зрителю и персонажам иллюзии вокруг него. Любовь к герою на экране или голливудскому актеру - это фантазия, которая делает счастливым обычного человека лишь на мгновения, а разочаровывает и возвращает на землю в один миг беспощадно и бесповоротно. Кино - это искусство, которое не всегда идет рука об руку с обывателями. Люди с Олимпа и люди у подножия горы славы и популярности - это люди из разных Вселенных, которые редко пересекаются. Не забывает Аллен и о закулисье кинематографа: съемочной группе, актерах, продюсерах и киностудиях, которые варятся в особом ритме и атмосфере. Как и его любимый режиссер Феллини, Вуди Аллен напоминает нам, что тот самый мир грез, о котором мы мечтаем, сидя у экранов, суматошен, беспощаден, бескомпромиссен, алчен, порой жесток, абсурден и необъясним. Но мы продолжаем его любить, восхищаться и погружаться в него, несмотря ни на что.
4.«Мужья и жены» (1992), США
- Моя оценка на КП 8.5
- Рейтинг КП 7.3/IMDb 7.5
Одно из лучших философских, фрейдистских, психотерапевтических исследований Вуди Алленом взаимоотношений мужчины и женщины, секса и тем около него.
Почему люди расстаются? Почему со временем в браке прекращается интимная жизнь? С кем и почему изменяют мужья? Почему мужчин в возрасте тянет к молодым? Как выходит, что мужчина после расставания встречает женщину быстрее, чем женщина мужчину? Что будет с союзом, если один из супругов не хочет второго ребенка? Как начать новые отношения после расставания? Как мужчины и женщины выбирают партнера для секса? Что есть вечная любовь? Бывает ли одновременный оргазм? Как личностные изменения влияют на отношения людей в браке. Что укрепляет брак (хороший левак?)? Чем делятся в беседе мужчины о семейной и интимной жизни? Какого это жить одной, расставшись с партнером? Сводничество или случайное знакомство перерастут в крепкие отношения и большую любовь? Так много вопросов и так мало ответов. Ведь все истории разные. Разочарований с возрастом становится все больше, шансы разлюбить супруга все выше, а встретить новую любовь могут вовсе не представиться.
На фоне любимых разговоров о сексе и любви без иронии и сарказма герой Вуди Аллена не только рассуждает о научно-исследовательской работе своей студентки «Оральный секс и эпоха деконструкции», но и не забывает упоминать великих классиков русской литературы (Тургенев, Толстой, Достоевский) и фильмы любимого Бергмана («Земляничная поляна»). Герой режиссера с экрана делится эмоциями и мыслями о самой незабываемой женщине. Женщина-камикадзе, как он ее называет, оставляет неизгладимый след в памяти и яркий сексуальный опыт в его жизни. Комментарии второстепенных героев про партнеров напоминают интервью у случайных прохожих на улице, которыми вдохновлялись создатели «Секса в большом городе» в первых сериях спустя несколько лет.
Ручная камера, движущаяся за персонажами и подчеркивающая мельтешение, создает раздрай и суматоху в беседе. Рваный монтаж вносит впечатление запутанности самих персонажей: что они хотят от жизни, что чувствуют, что их гложет, куда они идут, к чему приведут их эксперименты в личной жизни? Но идеально отражает внутреннее настроение героев, их чувства и мысли. Радикальные эксперименты удались Аллену, что подтверждает актуальность сюжета спустя десятилетия, свежесть сценария несмотря на смену поколений, подкрепляется актерской игрой и копируется режиссерами в других исследованиях тем любви, секса и отношений.
5.«Зелиг» (1983), США
- Моя оценка на КП 8.5/10
- Рейтинг КП 7.8/IMDb 7.6
Грандиозные перевоплощения гения комедии в роли человека-хамелеона на протяжении всего фильма доказывают, насколько талантлив Вуди как актер. А сценарий и режиссура в его же исполнении не дают сомневаться и в других его качествах. Он снял документалку до того, как это стало мейнстримом. И вынес на всеобщий суд главные пороки общества, которые только станут муссироваться СМИ, телевидением, блогерами, инфлюенсерами и прочими медийными персонами, раздувающими из мухи слона и создающими проблемы на пустом месте, спустя десятки лет.
Черно-белая хроника событий вокруг гения-мистификатора и псевдо комментарии современников в цвете не дают заскучать. Множественные личности героя - символа всего в одном лице, которого не могли разгадать психотерапевты, ученые, социологи и философы, служители церкви. На него обратил внимание Фицджеральд, простил его грехи и преступления Президент, им восхищалась публика, он становился никем и взлетал на вершину популярности, заполняя первые полосы газет заголовками о своих делах и поступках, он попадал в объективы камер рядом с голивудскими звездами, был вхож в аристократические круги, красил дома и принимал роды, он совершил первый полет вниз головой. Но никто так и не смог понять, что двигало фигурой во всех перевоплощениях: поиск себя или попытка раствориться в обществе, скрывая свои природные таланты.
Аллен с серьезным лицом своих персонажей высмеивает популяризацию любой личности, демонстрирует наглядно всеобщее помешательство и обескураженность общества после публикации разоблачений, создает шумиху из ничего, достает из чулана низменные тайны вроде объявившихся жен и внебрачных детей, выдвигает обвинения в плагиате, рукоплещет и линчует еврея в стране морали с чистым обществом. Его невозможно остановить в едком сарказме, это и есть Вуди в лучшем проявлении своих комплексов, страхов, обид и сомнений. Ведь успех выбирает тех, кто может первым посмеяться над собой.
Фильм - отличное пособие, как привлечь внимание к личности или событию, создать новости из непримечательного факта, сделать деньги на рекламе и имени человека, который многолик и зауряден одновременно. Все зависит от подачи и запроса публики в данный момент истории. Думаю, ни раз еще пересмотрю эту работу, потому что в ней так много упоминаний и отсылок, что вкусить и насладиться тонким юмором и интеллектом создателя картины за один просмотр не удается.
***
Что из перечисленного смотрели?
Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.