Суть онтологии здесь – философское знание
Свойств и строения главных частей мироздания,
То есть, устройства материи и сознания.
Первоматерию любят искать метафизики,
Ныне же верить в неё не даёт уже знание физики.
Формам материи не существует предела!
Тело любое – она, и она же есть всё, что не тело,
Но, кроме мыслей, вокруг существует действительно –
Действуя, то есть, на вещи и мысль убедительно.
Свет и поля силовые – совсем не тела,
Но они могут тела раскалить добела!
Всё в этом мире всегда и везде изменяется,
И на покой никогда до конца не склоняется.
Даже в самом абсолютном, казалось бы, вакууме
Видим всегда, повсеместно движения всякие мы:
Всюду частицы рождаются в нём виртуальные,
И колебанья полей происходят реальные.
Если, допустим, ты рядом летишь с электроном,
Всё ж не покоится он для тебя, по природным законам:
Кружится он, словно вихрь (называется в физике спин).
Также и мы до конца не покоимся, пусть даже спим;
Ну, а с концом в нашем теле начнутся распады,
Хоть и движенью такому мы вовсе не рады.
В сути, движенье – материи сторона,
А без него она, строго сказать, неполна.
Если спросить, состоит она из чего,
«Формула» будет: движение плюс вещество.
Вещи всегда существуют в пространстве и времени,
Но есть материи важные виды без этого бремени.
Так, проницает нас вакуум всюду физический,
Вроде ничто, но фундамент Вселенной космический.
Как общий корень явлений любых, без изъятия,
Неуловим он для всякого восприятия;
В нём ещё места различие не в чести,
Вот оттого и «запутанность» микрочастиц!
Спутник как будто движению тела он всякого,
В нём потому скорость света всегда одинакова
(физика знает эффект уникальный такой,
Он называется «инвариантный покой»).
Но не является вакуум тот абсолютной субстанцией:
Много «вселенных» за нашей «последней инстанцией»!
Есть, вероятно, какие-то связи меж ними,
Но не сильны мы тут знаниями своими.
А о глубинной природе пространства и времени
Спорят доныне роды философского племени.
Для метафизиков время – извечный поток, и пространство –
Тоже субстанция вечного постоянства:
Сколько б вещей и событий туда мы ни помещали,
Те же они, мол, как были пустыми вначале.
Релятивист возражает, в мышленьи безумием смел:
«Разнятся время-пространство для разных по качеству тел.
Метрики ведь не субстанции, а лишь вещей отношения,
Значит, от качества тел их должны бы зависеть решения;
Много поэтому есть, де, пространств и времён».
Даже Вернадский был мыслью такой увлечён.
Взгляд экзотический этот порой и сейчас насаждается,
Только вот трезвой наукой никак он не подтверждается.
Верно, что метрики это вещей отношения,
Но ведь не все отношения – соединения.
Время с пространством такие материи снасти,
Что разделяют явления на отстоящие части.
А ведь делимость – количество, а не качество,
Так что экзотика тут отметается начисто!
Знал Аристотель о том, и другие мыслители истые,
Гегель же прямо сказал, что всё это количества чистые.
И ведь недаром их метрикою зовут,
Правду язык уже сам зафиксировал тут!
Быть в них не может по качеству новизны,
Есть только разные степени «кривизны»,
Ну а точней – неевклидовость геометрии,
Что тяготением задана всей этой метрике;
И отражаются в этом не собственные приметы
Метрик самих, но лишь то, как влияют предметы.
Нету в пространстве извечного постоянства,
Но лишь поскольку тела изменяют пространство;
Темпы меняет погода для прорастания семени –
Это зависит совсем не от «качества» времени!
Также нет толку искать нам у метрики атомы:
Ведь не разрежешь разрез,
хоть бы вдруг попытались когда-то мы!
А ведь пространство и время и есть лишь «разрезы» простые,
Лишь промежутки, от ставших явлений пустые,
Хоть заполняют все их «пузырьки» становления,
Не превращаясь в устойчивые явления.
Также, нелеп и вопрос тот затаскано-вечный:
Правда ль, что мир наш метрически бесконечный?..
Может, у нашей Вселенной конечные срок и объём,
Но в рассуждении этом мы дальше пойдём.
Метрики в каждой «вселенной» гнездятся внутри,
Извне ты их не уловишь, в какой микроскоп ни смотри.
Внешне вселенная каждая – только «фридмон»,
И не имеет почти протяженности он;
Много «вселенных» таких как бы рядом зависло,
Складывать метрики их нет разумного смысла.
Не повторением метрик всё тех же наш мир бесконечен,
Он созиданием нового неисчерпаем и вечен!
––
Вспомним: в развитии действует всюду триада,
Больше ступеней прогресса и нет, и не надо.
Вот и в пространстве находим лишь три измерения,
Три состояния знаем мы только во времени:
Прошлое, будущее и настоящее
(только на месте одном никогда не стоящее).
Кто ищет больше, тот болен рассудком печально,
Или же связи любые решил толковать он локально,
И усложняет в научном своём огороде
То, что решается просто в реальной природе.
Тщетно схватить он пытается левой рукой
То, что без лишних усилий поймал бы другой.
Но – любит он, наслаждаясь сердечною мукою,
Свою философию бедную, однорукую!
А «для любви не названа цена,
Лишь только жизнь» – здесь, правда, не одна.
Громадными деньгами, жизней сотнями
Обходится плохая философия!
Немало стоил и Эйнштейн один,
Бесплодным ставший ранее седин.
Поля объединить пытался он;
Локальностью одной лишь увлечён,
Включил и тяготение сюда же
В «принципиальном» локалистском раже.
Чтоб воплотить такие намерения,
Пришлось ему добавить измерения –
И 40 лет напрасно он потратил;
Но физики – рабы всё тех же правил!
Они и «суперструны» и «мембраны»
Изобрели, чтоб залатать прораны,
И измерений больше десяти
Придумали, не зная где найти, –
А лишь бы был всего быстрее свет!..
Да только толку не было и нет.
И пусть педант меня за то осудит,
Скажу я прямо: тут его не будет!
Решат проблемы физики глобальные,
Когда признают связи нелокальные.
(в следующей публикации - о сознании)