Человек, в той или иной мере интересующийся психологией, в какой-то момент может обнаружить, что с ним не так буквально все. Причем «та или иная мера» тут может варьироваться от чтения популярных статей на развлекательных ресурсах до профильного обучения.
Читаешь и понимаешь: ни отношения ты строить не умеешь, ни в контакте с собой пребывать, ни границ у тебя, ни сепарации от родителей. В общем, не человек, а один большой комок психологических проблем. Правда, многие из них не только не были идентифицированы долгие годы, но и жить никогда не мешали.
По этому поводу мне обычно вспоминается отрывок из одной известной повести.
Как-то раз я зашел в библиотеку Британского музея, чтобы навести справку о средстве против пустячной болезни, которую я где-то подцепил, - кажется, сенной лихорадки. Я взял справочник и нашел там все, что мне было нужно, а потом от нечего делать начал перелистывать книгу, просматривая то, что там сказано о разных других болезнях. Я уже позабыл, в какой недуг я погрузился раньше всего, - знаю только, что это был какой-то ужасный бич рода человеческого, - и не успел я добраться до середины перечня "ранних симптомов", как стало очевидно, что у меня именно эта болезнь. Несколько минут я сидел, как громом пораженный, потом с безразличием отчаяния принялся переворачивать страницы дальше. Я добрался до холеры, прочел о ее признаках и установил, что у меня холера, что она мучает меня уже несколько месяцев, а я об этом и не подозревал. Мне стало любопытно: чем я еще болен? Я перешел к пляске святого Витта и выяснил, как и следовало ожидать, что ею я тоже страдаю; тут я заинтересовался этим медицинским феноменом и решил разобраться в нем досконально. Я начал прямо по алфавиту. Прочитал об анемии - и убедился, что она у меня есть и что обострение должно наступить недели через две. Брайтовой болезнью, как я с облегчением установил, я страдал лишь в легкой форме, и, будь у меня она одна, я мог бы надеяться прожить еще несколько лет. Воспаление легких оказалось у меня с серьезными осложнениями, а грудная жаба была, судя по всему, врожденной. Так я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка.«Трое в лодке, не считая собаки», Джером К. Джером
И тут все довольно логично. Человек в принципе склонен примерять новые знания на личный опыт. Это помогает нам разобраться с ними, систематизировать, убедиться в достоверности и вообще понять насколько это применимо в повседневной жизни. А с психологическим знанием это делать чрезвычайно удобно: оно ведь и так про нас.
Однако здесь есть и еще одна закономерность. Получая знания из авторитетного источника, мы порой можем не просто проверять его прочность на личной практике, а сужать свое видение до поиска конкретных подтверждений. Разумеется, ненамеренно. А информация, поданная без широкого контекста, может отдельно этому способствовать.
Что я под этим подразумеваю.
Допустим, я пишу статью о том, что некоторые люди склонны угождать окружающим в ущерб себе. Быть «удобными».
Я пишу о возможных причинах, о том, как это проявляется в жизни и, возможно, о том, что с этим можно сделать. То есть даю, казалось бы, самую нужную и важную информацию по текущему вопросу.
Но при этом, сколько бы ремарок я ни делала, раскрыть всех нюансов у меня не получится. Потому что их невероятно много. Для меня эта тема встроена в общую систему знаний и неизбежно переплетается с другими. С темой семьи, эволюционного развития человека, ответственности, самосознания, самоотношения и кто его знает чего еще. Однако в публикации мне, вероятно, придется отсечь все остальные связи, чтобы подать структурированный материал по конкретному вопросу.
Поэтому человек, на этот материал наткнувшийся, получит его без пресловутого широкого контекста. А потом, начав примерять на себя написанное, с высокой долей вероятности сможет найти в своем опыте подтверждения того, что он действительно угождает окружающим. Ведь кто из нас хотя бы пару раз в жизни не поступался своими интересами в пользу другого, верно?
Аналогичная ситуация может сложиться и с другими темами. Потому что автор не может добавить все возможные «но». А читатель почти наверняка сталкивался с этим на личном опыте.
И тут мне, как обычно, хочется добавить гору тех самых несчастных «но», которых всегда мало. Вместо этого перейду к самой сути.
Если я нашла у себя то, о чем прочитала, значит ли это, что у меня оно действительно есть? Не обязательно.
Тогда, возможно, у меня этого нет? Возможно.
Но единственный критерий проблемности проблемы – это, по-прежнему, наши чувства. И тут личный контекст каждого приобретает особое значение.
Публикуя свою статью, я понятия не имею: часто ли вы стремитесь угодить кому-то, почему лично вы это делаете и мешает ли это лично вам. Однако у вас есть ответ на каждый из этих вопросов, даже если найти его может быть трудно. И, сталкиваясь с этой сложностью, мы можем либо призывать на помощь то самое авторитетное мнение, положиться на которое проще, либо продолжать искать ответы сами. И единственно верного варианта тут нет, как бы мне того ни хотелось.
Автор: Лозовская Елена Андреевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru