и как выйти из этой паузы
В современном мире студенчество – это период не только обучения, но и активного поиска себя, построения карьеры, налаживания личной жизни. Однако, все чаще наблюдается феномен, который можно назвать "студенческим синдромом отложенной жизни", когда студенты откладывают "взрослую" жизнь – карьеру, отношения, серьезные решения – до окончания учебы. Многие моменты также приходится откладывать до «лучших времен» - когда сдадим сессию, получим диплом и так далее. В данной статье мы рассмотрим, что из себя представляет этот синдром и как с этим эффективно бороться.
Синдром отложенной жизни (СОЖ) – это комплекс установок, ценностей, характеризующихся ожиданием лучших времен, подготовкой к ним, отказом от удовлетворения нужд настоящего. Проявляется преобладанием действий, ориентированных на будущее: откладыванием денег, работой без выходных, усердной учебой и т.д. в ущерб актуальным потребностям (сон, качественное питание, отношения).
Признаки синдрома:
• Отсутствие четких планов на будущее: студенты не определяются с профессией, не строят карьерные цели, откладывают поиск работы до получения диплома.
• Нежелание брать на себя ответственность: студенты не стремятся к самостоятельности, ожидают от родителей финансовой поддержки и решения жизненных проблем.
• Отсутствие долгосрочных отношений: студенты предпочитают краткосрочные романтические связи, не строят семейные планы, не думают о декретном отпуске и воспитании детей.
• Фокусировка на учебе как на главной цели: студенты считают, что учеба – это единственный приоритет в их жизни, и не уделяют достаточно времени другим сферам жизни.
Причины синдрома:
• Страх неудачи: студенты боятся делать ошибки, принимать ответственные решения, поэтому откладывают их на более поздний срок.
• Давление социума: существует общественное мнение, что студенчество – это время для веселья и отдыха, а не для строительства карьеры и семьи.
• Недостаток информации и поддержки: студентам не хватает информации о возможностях строительства карьеры, не хватает поддержки от родителей, учителей и друзей.
• Нестабильность экономической ситуации: студенты опасаются неустойчивости на рынке труда и откладывают поиск работы до того, как ситуация станет более стабильной.
Последствия синдрома:
• Прокрастинация и отсутствие мотивации: студенты откладывают важные дела на последний момент, теряют интерес к обучению и к жизни в целом.
• Проблемы с самооценкой: студенты считают себя не достаточно компетентными или подготовленными к взрослой жизни, что может привести к депрессии и беспокойству.
• Сложности с установлением долгих и прочных отношений: студенты не готовы к серьезным отношениям, что может привести к неудачным отношениям и одиночеству.
• Финансовая нестабильность: студенты, откладывающие поиск работы, могут оказаться в зависимости от родителей или в тяжелом финансовом положении после окончания учебы.
В одном из университетов даже было проведено исследование, в ходе которого была выявлена следующая мысль:
Дарья Галкина, ординатор кафедры психиатрии и наркологии ТМУ:
– Мы выяснили, что многие студенты, независимо от пола и возраста, проживают такой синдром каждый раз во время сессии. Они концентрируются на сдаче экзаменов, откладывая все дела на потом, в результате испытывают выгорание. С этим можно бороться, главное, осознать свое состояние. Эффективность, конечно, зависит от личной воли и мотивации. Мы предлагаем создать для студентов адаптированный ежедневник с когнитивными техниками, которые помогали бы им фиксировать свои эмоции, планировать время и проживать негативные установки комфортно и продуктивно с учетом негативного опыта.
К сожалению, не во всех учебных заведениях планируют ввести подобную практику, но мы находимся на правильном пути.
Как выйти из синдрома:
• Поставьте себе цели: определите, что вы хотите достичь в жизни, и составьте план действий.
• Начните действовать: не бойтесь делать ошибки, просто начните делать что-то, что приблизит вас к вашим целям.
• Обращайтесь за поддержкой: поговорите с родителями, друзьями, психологом, чтобы получить поддержку и советы.
• Не бойтесь менять свои планы: жизнь непредсказуема, и ваши планы могут измениться. Будьте гибкими и готовы адаптироваться к новым условиям.
• Начните жить "здесь и сейчас": не думайте только о будущем, уделяйте время своим интересам, отношениям, увлечениям.
Заключение:
"Студенческий синдром отложенной жизни" - реальная проблема, которая может отрицательно повлиять на психическое здоровье и качество жизни студентов. Важно понимать причины этого синдрома и применять практические советы, чтобы избавиться от него и жить полной жизнью.