Хорошо плескаться в освежающих майских водах Чёрного моря
– В начале мая 1979 года, конечно, вода в Чёрном море не совсем ещё готова к купальному сезону, но мы все приехали сюда из разных «суровых» краёв, кто с Дальнего Востока, кто с Севера, а кто из глухих Брянских лесов и время отпуска мы не выбирали. Это нам ещё повезло, что май на дворе, обычно лейтенантов отправляют в отпуск в «бре», когда или холодный дождь пьёт, или «белые мухи» летают. Такие уж неписанные правила существовали в Советской Армии и приходилось их безоговорочно принимать. Поэтому лезем в воду почти с удовольствием, плаваем и ныряем, получаем законное удовольствие, которым надо запастись надолго вперёд. Многие из нас вообще впервые на море, хочется быстрее познакомиться с этой солёной морской водой. В морской воде «купальщиков» единицы, никто никому не мешает, морское водное пространство сильно свободно. Но в майском воздухе достаточно тепло. Всё-таки здесь юг и даже эта часть черноморского побережья является субтропиками. Вылезаем из воды освежёнными, бодрыми, греемся в лучах майского солнца.
Пляж сухумского военного санатория ПВО
– Пока морская вода не совсем нагрелась, народ усиленно загорает. Буквально с каждым днём пляж заполняется всё больше и больше. Это заметно, что говориться, невооружённым глазом, - люди жадно набираются первого, такого жданного солнечного загара. Вид пляжа, конечно, интересный, - на берегу полно людей, прямо толпятся, свободного места мало, а в воде единичные нетерпеливые смельчаки. И те долго в воде не задерживаются, но ведут себя очень активно, ныряют, рвутся в заплыв наперегонки. Видимо, так теплее. В воду в основном лезут мужчины, хотя на пляже женщин не меньше, чем мужчин, что даже странно для военного санатория. Наверное, особенности сухумского санатория?! Вода в море очень чистая, прозрачная, хорошо проглядывается дно. Лёгкая волна неторопливо накатывается на покатый берег. На пляже песка нет, весь берег покрыт мелкими морскими камешками или, как говорят, - галькой, гладкой и почти мягкой на ощупь. Но в этом есть и плюс, не набивается в одежду и куда попало мелкий песок, не выносится песок с пляжа и не разносится по санаторию. От того только чище вокруг.
Неплохо в жаркую погоду потягивать прохладное пиво под пальмой
– На море мы обычно не задерживаемся долго, окунёмся ненадолго в освежающуюся и бодрящую морскую майскую воду, погреемся, позагораем на морском берегу и идём посвежевшими в город. Продолжаем знакомится с незнакомым Сухуми, с его интересными местами. Магазинов и магазинчиков здесь очень много, и они не пустуют. Вроде, люди приезжают сюда ради моря, южного солнца, для отдыха, но эти же самые отдыхающие просто толпами ходят по магазинам и магазинчикам, в большинстве своём, это делают, конечно, женщины. Деловито снуют, всё рассматривают, щупают, примеряют и покупают. Многие мужчины тоже не отстают, делают покупки, правда меньше щупают и примеряют. Надо сказать, что разнообразного товара в магазинах довольно много такого, что непривычно для обычных советских магазинов. Самая разная одежда и обувь и прочий «промышленный» товар. Пусть и не импорт, но всё вполне приличное и современное модное. Приходится только удивляться такому обилию товара. Тоже какая-то не очень понятная местная южная и кавказская особенность.
Раннее утро на сухумской набережной
– Мы уже привыкли, что днём и вечером улицы Сухуми заполнены народом, кругом оживление и городской шум, суета. На набережной допоздна звучит музыка, местами гремит. Отдыхающий народ навязчиво развлекает. Сами любим выходить в город вечером после ужина, побродить по оживлёнными, даже шумным вечерним улицам или заполненной праздным народом набережной. Так сказать, имеем желание потолкаться среди праздного отдыхающего безмятежного народа. Но, когда оказываешься вдруг рано утром в городе или на набережной, удивляешься малому количеству людей. Выходит, это тоже особенность курортного южного приморского города, который бурлит днём и вечером, и отсыпается по утрам. Мы это хорошо знаем по себе. Ложимся у себя поздно, утром спим долго, иногда и завтрак пропускаем. А как иначе, - мы же в отпуске и у нас есть совсем не частая возможность нахально и безнаказанно поваляться в постели утром. Вот вернёмся после отпуска на службу и будем встречать на ногах каждое раннее утро, а иногда даже и в сапогах.
Приятный горно-морской ландшафт и вид на наш пляж
– Как-то появился в нашем санаторском лётном корпусе странный отдыхающий. Поселили его в отдельной одноместной комнате, которых здесь было всего пару штук, остальные все четырёхместные и даже одна «многоместная», это веранда человек на восемь. Познакомились с ним, оказался относительно молодым старшим лейтенантом, совсем не лётчиком. Говорят, что ракетчик из Москвы. Ненавязчиво познакомились с ним. Гена своё привилегированное поселение объяснил тем, что он приехал приболевшим и его поселили одного в смысле изоляции. Геннадий вполне вписался в нашу компанию, ходили вместе по пиву, на дегустацию вина и на море. Но как-то мы на территории санатория встретили самого начальника Сухумского санатория, который очень вежливо обратился к Геннадию и спрашивал о здоровье его отца. Гена объяснил нам, что это давний однополчанин отца. Позже узнал я, что отец у этого старшего лейтенанта был начальником военторга военного округа, поэтому и был ему такой «почёт» в санатории.
Самая настоящая горная река Гумиста близ Скухуми
– Побывали мы уже на всех экскурсиях, что предлагал нам санаторий. Сначала «закончились» экскурсии в переделах Сухуми, потом мы съездили в Ново-Афонский монастырь. Узнали там, что его основали, приглашённые русским царём монахи из греческого Афона, которым здесь выделили землю. С удивлением узнали, что этим монахам выделены были ещё земли в Пицунде, где у них было подсобное хозяйство. Там же посетили и Новоафонскую пещеру, в её подземелье заезжали на небольшом электропоезде. Под землёй, конечно любопытно и необычно. Настоящее подземелье, - какая бы ни была жара на поверхности, в пещере всегда было прохладно. Набрались много впечатлений и наслушались про сталактиты и сталагмиты. Когда «кончились» и новоафонские пещеры, решили сами поехать за город на горную речку Гумиста, что впадает в Чёрное море недалеко от Сухуми. Доехали туда на автобусе, потом пешком. Побродили по окрестностям, по тропам. В пяти километрах от Сухуми уже дикие горные и лесистые места. С виду небольшая речка несла в себе бурный поток холодной воды с горных ледников. А мы, наивные, собирались в ней искупаться. Когда даже ненадолго заходишь в речку, то ноги просто ломит от ледяного стремительного потока.
Мы уже дома, строим гараж для мотоциклов
– Подошёл к концу срок санатория. Как и договаривались заранее с товарищем моим, Колей Зайцевым, приехали мы в Краснодар и встретились в местном фирменном магазине «Ява». Здесь мы собирались купить по мотоциклу Ява. Но, к сожалению, узнали, что в данный момент мотоциклов Ява в продаже нет, будут через несколько дней. Но есть какие-то Чезеты, про которые мы раньше и не слышали. Ждать мы не могли, поэтому поинтересовались Чезетвми и выяснили, что это тоже чехословацкие мотоциклы с такими же двигателями, как и у Явы. Только у них немного другая рама, поменьше размером и мотоцикл полегче. И цена Чезета была девятьсот рублей, это на пятьдесят рублей дешевле Явы. Решили мы брать Чезеты. Тут же и сервис кое-какой был, отвезли наши мотоциклы на ЖД станцию, - мы собирались оттуда отправить наши мотоциклы к себе в Смирных. Но оказалось, что на Сахалин багажом нельзя их отправлять, а только морским контейнером. Пришлось нам отправлять свои Чезеты багажом к родителям, а потом уже позже от родителей отправлять их морскими контейнерами на Сахалин. Сейчас во всей этой история меня больше всего удивляет то, как мы договаривались и встречались в другом городе, не имея никаких, как сейчас, мобильных телефонов?! Вернулись мы из отпуска, началась наша служба, приступили к полётам, а тут и пришли на станцию в Смирных контейнеры с нашими Чезетами, которые мы отправляли каждый от своих родителей. Прикатили мотоциклы со станции, привели их «в чувство», - зарядили аккумуляторы, залили бензин и масло. И стали их потихоньку осваивать. Построили мы нашим Чезетам небольшой гараж из брусьев, так что были они у нас и под замком, и под крышей.
Типичный сахалинский пейзаж с мотоциклистом
– Чезеты требовали девяносто третьего бензина, которого на местной заправке не было и в помине. Бензин этот только входил «в моду» с появлением Жигулей и был не везде. Но на аэродроме были автомобили Уралы – АПА (специальные агрегаты для запуска самолётов) на этом бензине. Вот с них мы и брали девяносто третий. Сначала мы опробовали Чезеты на аэродроме, ведь мы с Колей до этого на мотоциклах не ездили никогда. Потренировались немного и съездили в город Поронайск за 60 км, там сдали в ГАИ вождение мотоцикла и получили в свои водительские права отметку о разрешении управлять мотоциклом. Процедура оказалась несложной. После этого поездили по Смирных, в магазины и на почту уже не ходили пешком. Ну, а потом начали отъезжать и подальше от Смирных, стали ездить в сопки. Туда шли лесовозные дороги, которые местный леспромхоз своими силами пробивал для вывоза леса вдоль русел речек. Эти дороги почему-то называли временными, они были хорошо укатаны тяжёлыми лесовозами. Ездили по ним с удовольствием, знакомились так сказать, с окрестностями. Очень уж интересно было в сопках. Виды просто изумительные, кругом заросшие хвойным лесом сопки, буйная сахалинская зелень. Живописные красивейшие места, чистейшие речки и изумительно чистый воздух. Вот только пыль сильно клубилась из-под колёс. Вторым ехать было очень непросто, - и ни черта впереди из-за пыли не видно было, и глотать приходилось эту пыль. Поэтому при поездках всё время менялись местами и ехал каждый по очереди первым. Вот тогда всё отлично, - мотор звенит, впереди изумительные виды, чистый воздух, тебя обдувает встречным воздушным потоком, - красота.
19.10.2024 – Севастополь.