Рабочая неделя закончилась. Семнадцать тридцать – коллеги шумно собираются домой, обмениваясь планами на выходные – август в этом году стоит теплый, еще можно успеть понежиться под лучами солнца и даже искупаться.
Николай вышел на улицу почти последним и медленно двинулся по направлению к дому. Идти было недалеко – обычно он тратил на дорогу минут десять, но сегодня ноги не несли его домой – Николай знал, что ему предстоит тяжелый разговор с женой.
Примерно полгода назад он совершил большую глупость, и теперь его настигла расплата.
Когда он вошел в квартиру, Светлана была на кухне – она возвращалась с работы раньше мужа и сразу принималась готовить ужин.
– А ребята где? – спросил Николай.
– Как всегда – во дворе мяч гоняют, – ответила жена.
После ужина мужчина не ушел, как это было обычно, в комнату, а остался сидеть за столом.
Светлана посмотрела на мужа:
– Коля, случилось что-то?
– Случилось. Я в этом месяце без зарплаты. Вообще.
А случилось вот что.
В новогодние праздники муж младшей сестры Николая – Илья – решить пофорсить и показать своим таким же безбашенным друзьям и приятелям, какой он классный водитель. Сам отделался синяками и царапинами, а вот машину разбил.
И все было бы ничего, только машина была не его, а соседа: тот въехал во двор и, не закрыв машину, понес в дом часть покупок, намереваясь через пару минут вернуться за всем остальным.
Илья и его товарищи в это время проходили мимо. Конечно, на трезвый ум такое им и в голову бы не пришло. Но откуда трезвый ум шестого января?
Когда владелец машины подбежал к искореженному автомобилю, Илья уже вылез из него. Завязалась потасовка, и доморощенный «шумахер» отправил хозяина машины в нокаут.
Разбирались два дня. Сосед выдвинул требования:
– Или отдаешь восемьсот тысяч – стоимость машины плюс моральный ущерб, или посажу. Угон, нанесение телесных повреждений, которые зафиксированы, вождение в нетрезвом виде. Свидетелей – полдвора.
Восемьсот тысяч – сумма, на первый взгляд, не очень большая, все-таки у соседа был не «Мерседес», но где ее взять, если в поселке проблемы с работой, а зарплата в сорок тысяч считается хорошей?
Вот родители и бросились за помощью к сыну:
– Коля, одна надежда на тебя. Илюхе в кредите отказали, у него и раньше просрочки платежей были, а Нина не работает. У вас в городе зарплата выше, тебе кредит дадут. Выплачивать Илюха сам будет, мы проследим.
– Мама, вы же знаете, что Света не согласится, а без нее я сам такой вопрос решить не могу, – ответил Николай.
Дело в том, что Нина уже брала взаймы у Светы и Николая, но отдавала через раз. Она и сейчас еще была должна брату двадцать тысяч, которые занимала на ремонт. Перед Новым годом Светлана напомнила золовке о долге: мол, плохая примета в новый год со старыми долгами входить.
Как только не обозвала после этого жену сына свекровь! А сейчас вот снова приходится к Николаю и Светлане обращаться.
Николай прекрасно знал, что Света будет против, он так и сказал матери и сестре.
– Так ты не говори жене, Илья будет тебе каждый месяц деньги переводить, Светка и не узнает, – сказала Нина.
– Сынок! Неужели тебе сестру и племянников не жалко? А если Илью и правда посадят? – стала просить мать. – Не стыдно тебе будет родне в глаза смотреть?
– Да не посадят его. Присудят выплачивать за машину, будет с зарплаты перечислять, – сказал Николай.
– То есть из-за жадности твоей жены Илья должен под суд идти? – возмутилась мать. – А племянникам твоим какое пятно – придется везде писать, что отец судимый. Какое будущее их ждет?
В общем, уговорили они Николая взять для Ильи кредит. Тогда он жене ничего не сказал.
Четыре месяца Илья исправно переводил деньги. А потом загулял – в поселок приехал в отпуск его бывший дружок, и они всю неделю отмечали встречу.
– Мама, напомни Нине, что надо деньги на кредит перечислить, мне уже смс из банка прислали, – позвонил Николай матери.
– Не сможет она в этом месяце перевести – Илью на работе за прогулы оштрафовали. Если она тебе деньги отдаст, то ей детей кормить не на что будет, – ответила мать.
– Ну как же так? Тогда, может быть, вы с отцом им добавите? Ты же обещала следить, как Илья кредит выплачивает.
– Коля! Имей совесть! Мы с отцом – пенсионеры. Откуда у нас деньги? Заплати в этом месяце сам, – сказала мать.
Но Николаю платить было нечем, он уже всю зарплату перевел жене.
В следующем месяце все повторилось. Николай и рад был уже сам оплатить долг, но надо было выкупить путевки в загородный лагерь для сыновей. Долг вырос, из банка снова прислали смс о штрафах и пени.
Когда Николай просрочил третий платеж, ему позвонил сотрудник банка и уведомил, что в том случае, если он не начнет гасить кредит, банк может обратиться в суд или передать его задолженность коллекторному агентству.
Николай как раз в этот день получил зарплату, поэтому тут же закрыл долг за три месяца. На карте осталось шесть тысяч. Теперь уже разговора с женой было не избежать.
–Коля, где твоя голова была, когда ты эту глупость сделал? В другой шапке оставил? – спросила Светлана, глядя на поникшего мужа. – Ведь сколько раз они тебя учили, а до тебя так и не дошло: не отдадут они тебе ничего.
– Света, ну мать за Илью просила.
– Не за Илью она просила, а за дочку свою – Ниночку. Как, впрочем, и всегда. Неужели ты еще ничего не понял? Бабушкину квартиру кому отдали? Ниночке. Матушка твоя сказала, что у тебя все есть. А что у тебя есть, Коля? Квартира, в которой мы живем, моя. Машину, на которой ты ездишь, мне мой отец подарил. А что тебе твои родители дали? Трое вас у родителей – Нина и вы с Михаилом. Но ни тебе, ни твоему старшему брату ни разу ничем не помогли. Все Нине и ее безмозглому Илюше. Да мне ничего и не надо, лишь бы они с нас не тащили. Михаил поумнее тебя – с него в пользу «бедной Ниночки» ни копейки не смогли вытянуть, а ты у своих детей забираешь, а племянникам отдаешь. Скажи, пожалуйста, а чем мне в этом месяце твоих сыновей кормить? Напоминаю: у тебя их двое – Вовке двенадцать, а Сашке – десять. И у них очень хороший аппетит.
– Ну, ты же получила зарплату, – сказал Николай.
– То есть ты считаешь, что семью, в том числе и тебя, должна содержать я? А ты будешь свою зарплату Нине отдавать? В общем, даю тебе месяц, чтобы ты решил этот вопрос.
На следующий день Светлана объявила сыновьям, недавно вернувшимся из лагеря: собирайтесь, поедем в поселок к бабушке и дедушке.
Свекровь очень удивилась, увидев на пороге своей квартиры невестку с внуками.
– Вот, Екатерина Васильевна, этот месяц внуков кормите вы – а мне надо к своим родителям съездить. И еще: возьмите список того, что ребятам надо купить к школе, – сказала Светлана.
– Подожди, а Коля где? – попыталась остановить ее свекровь.
– Не знаю, я его выгнала, – ответила Светлана и, помахав сыновьям, ушла.
Вечером, когда Николай вернулся домой, его ждала собранная дорожная сумка.
– Света, ты зачем матери сказала, что выгнала меня? – спросил муж.
– Потому что я тебя действительно выгнала. Я же тебе еще вчера сказала, что даю месяц на то, чтобы ты решил все проблемы со своими родственниками. У меня отпуск, я уезжаю к родителям. В квартиру не рвись – я замки поменяла.
– А где я буду жить?
– Не знаю. Родни у тебя много – кто-нибудь приютит.
Николай пошел к старшему брату. Михаил сказал, что Николай может у него переночевать, но дальше пусть ищет себе жилье.
Ездить на работу от родителей из поселка было неудобно, и Николаю пришлось снять себе комнатку в коммунальной квартире.
Светлана вернулась от родителей через две недели и сразу же забрала детей от свекрови. Понятно, что ничего из нужного к школе бабушка им не купила.
Узнав, что жена дома, Николай пришел с ней поговорить.
– Ты разобрался со своими долгами? Нет? Тогда тебе нечего здесь делать, – сказала она. – Имей в виду, я подала на алименты.
– Ты решила развестись со мной?
– Пока нет. Но содержать тебя и твою родню я не собираюсь, – ответила Светлана.
В выходные Николай отправился в поселок к родителям.
– Мама, давайте все-таки решим вопрос с кредитом. Я из-за этого могу потерять семью.
– Не велика потеря, – заявила мать. – Мне твоя Светка никогда не нравилась.
– Зато мне она нравится. А если я в ближайшее время не избавлюсь от долга, она подаст на развод, – сказал Николай. – Когда вы уговаривали меня взять кредит для Ильи, вы за него поручились. Я знаю, что деньги у вас есть, поэтому предлагаю: вы сейчас закрываете кредит, а Илья с Ниной постепенно выплачивают долг вам.
– Ты долго думал? – спросила мать.
– Долго. И имейте в виду, если из-за этого я останусь без своей семьи, то вам от этого легче жить не станет.
– Ты нам угрожаешь? – возмутился отец.
– Нет, не угрожаю, а сообщаю, что буду делать дальше. Сначала я попробую продать свою долю в этой квартире. Тут почти семьдесят метров, жилой площади – сорок пять, так что та девятиметровая комната, что возле кухни, как раз моя. Если надо, пойду в суд.
– Ничего у тебя не получится, – сказала мать, – так что готовься к разводу.
– А если я разведусь, то тут же женюсь на какой-нибудь даме с тремя детьми и вредными привычками и поселю их в этой квартире – имею право. Думайте до завтра.
После того, как Николай ушел, мать позвонила старшему сыну – Михаилу:
– Миша, Колька совсем умом тронулся – грозится долю свою продать, какую-то бaбy в нашу квартиру привести.
– И приведет. Вы его сами до края довели. С Нинкой и Ильей нянчитесь, а он должен это оплачивать? Все, закончился добрый Коля. И все, что сказал, он сделает – я точно знаю, что он с юристом советовался по поводу продажи доли в квартире.
На следующей неделе отец вместе с Николаем пришли в банк и закрыли кредит.
Николай вернулся домой. Теперь он точно знает, где его семья.
Для того чтобы выплатить родителям долг, Нине пришлось устроиться на работу. Но до конца рассчитаться с родителями они так и не смогли, потому что Илья попал в очередную передрягу – его поймали на воровстве бензина на автобазе и уволили.
Автор – Татьяна В.