Иранский режиссёр Али Аббаси (Ali Abbasi), которого можно знать по постановке социальной драмы “Убийца “Священный паук” (Holy Spider) и двух финальных эпизодов сериала “Одни из нас” (The Last of Us), в этом году представил свою новую картину. Это – биографическая драма “Ученик. Восхождение Трампа”, которая рассказывает о том, как ученик превзошёл своего учителя.
Премьера состоялась 20 мая 2024 года в Каннах в рамках официальной программы (77th Cannes Film Festival). Главные роли исполнили Себастиан Стэн (роль Дональда Трампа), Джереми Стронг (роль Роя Кона) и Мария Бакалова (роль Иваны Зелничковой, первой жены Трампа).
С 2004 по 2017 года на канале NBC выходило реалити-шоу The Apprentice, в нём конкурсанты – начинающие, ещё неизвестные бизнесмены – соревновались за то, чтобы стать учеником американского миллиардера Дональда Трампа. Они боролись за приз – годовой стартовый контракт на 250 000 долларов на продвижение одного из объектов недвижимости Дональда Трампа. В конце эпизода один из участников выбывал, “Вы уволены!” – последнее, что он слышал в этом шоу в свой адрес. Думаю, название биографического фильма отчасти вдохновлено названием реалити-шоу, где Трамп был ещё и продюсером, и ведущим.
Сюжет
В 1973 году 27-летний энергичный и напористый Дональд Трамп познакомился в элитном нью-йоркском клубе Le Club с Роем Коном, политиком и адвокатом, имеющим связи в верхушке власти.
В 1950-х годах благосостояние семьи Трамп увеличилось благодаря послевоенному буму на рынке недвижимости. В 1960-х и начале 1970-х жилые комплексы, принадлежащие Трампам, оказались в центре скандала. На Трампов подали жалобу из-за расовой дискриминации, якобы в эти дома не заселяют афроамериканцев. В 1973 году американское Министерство юстиции подало в суд на Фреда (отца Дональда) и самого Дональда, который на тот момент был вице-президентом их семейной организации, за нарушение Закона о справедливом жилищном строительстве.
Рой Кон предложил Дональду подать встречный иск в Министерство юстиции на 100 миллионов долларов, обвиняя в нанесении ущерба репутации. Дело было улажено, иск был урегулирован два года спустя в соответствии с соглашением, которое не требовало от Трампов признания вины.
Рой Кон и Дональд Трамп стали общаться больше как друзья, потому что первый не выставлял второму счёт за свои услуги, зато методично подсказывал и показывал, как вести дела, чтобы удача шла в руки. Общение с Коном научило Дональда использовать власть и внушать страх, следуя трём правилам: атаковать, всё отрицать и никогда не признавать поражения.
Каким получился фильм
Сюжет фильма охватывает период, когда Дональд Трамп занимался недвижимостью и зарабатывал свои миллиарды как бизнесмен, то есть задолго до его политической деятельности. Хотя идея выдвинуться в президенты у него возникла ещё в 1987 году, публично он отрицал этот слух, но утверждал, что сделай он это, то однозначно бы победил.
Арка героя Дональда Трампа выписана в драме тщательно – сценарий показывает, что нынешний образцовый американский миллиардер всё же когда-то был уязвимым симпатичным юношей. Пусть он и осознавал свою исключительность, он знал, что в нём есть талант быть миллиардером, но его живая энергия и обаяние делали его привлекательным. Златовласый принц, как его называл Рой Кон. В фильме достаточно крупных планов, показывающих лицо Дональда, сокращающих расстояние между зрителем и главным героем, чтобы “познакомить” их как можно ближе.
Себастиан Стэн проделал впечатляющую работу над ролью, потому что складывается ощущение, что на экране именно настоящий бизнесмен и будущий Президент США – благодаря типичным ужимкам и манере наклонять голову и складывать губы при разговоре.
В первой половине фильма формируется симпатия к Дональду. Почему бы и нет – он слушает уроки Роя Кона, который на личном примере показывает, как вести бизнес, а Дональд вдохновенно слушает и учится (напомню, что крупные планы, выхватывающие эмоции на лице и в глазах, очень помогают). А Кон, похожий на поджарого добермана, чувствует выгоду и чётко следует по направлению к месту, где лежит решение любой проблемы.
В процессе постижения азов ведения бизнеса нельзя бояться чего-либо, ведь есть два типа людей – убийцы (то есть победители) и неудачники. В этом деле не может быть колебаний и страха перед тем, что можно задеть чувства. Кон учит юнца, что существует три правила: атаковать, всё отрицать и никогда не признавать поражения. Рой Кон, похоже, сам учился у лучших – чтобы иметь в запасе самые увесистые козыри, он записывал все разговоры высокопоставленных лиц на плёнку, чтобы при случае использовать и манипулировать. Так же поступал Джон Эдгар Гувер. Благодаря этим записям, Кон помогал Трампу получать налоговые послабления для строительства его небоскрёбов. Дональд учился нахрапистому поведению не только в бизнесе, так же он “захватил” и свою первую жену Ивану Зелничкову, модель из Чехословакии. Она была помолвлена, когда Дональд появился в её жизни, но ему было это неважно. Он решил, что это будущая миссис Трамп, и добился своего, потому что он красивый, богатый и лучший вариант в Нью-Йорке.
Фильм начинается с того, что организация Трампов борется с Минюстом, а сам Дональд разрабатывает свою личную амбицию – он хочет перестроить старый отель на 42-ой улице Commodore рядом с Центральным вокзалом. Для Дональда этот проект являлся делом чести отчасти – он хотел доказать своему властному отцу, что может превзойти его в бизнесе. Фредерик Трамп построил Trump Village, а сын хочет создать что-то своё, не связанное с отцом (и это тоже говорит о его амбициозности и стремлении быть выше, сильнее, быстрее). Дональд Трамп действительно отремонтировал здание, оно было открыто в 1980году как отель Grand Hyatt на 1400 номеров.
А спустя три года было презентовано новое владение – Trump Tower, офисный, торговый и жилой комплекс. В фильме есть сцена, когда Фредерик и Дональд стоят в холле Trump Tower, и отец оговорился, что это их недвижимость, а Дональд твёрдо поправляет родителя: “Нет, ты построил Trump Village, а я – Trump Tower”. Своё величие он ни с кем делить не собирался. И это был тот момент фильма, тот отрезок его истории, когда Дональд уже потерял своё былое очарование, которое зрителю было показано в начале.
Если до этого фраза: “Никто не пытается стать таким великим, как я” из уст Дональда звучит громко, но не так серьёзно, то к моменту открытия небоскрёба его громкие слова обретают новое звучание, они приближают к тому образу Трампа, который стал привычным.
Стоит ли удивляться, что Дональд преобразился от златовласого принца до позолоченного идола, ведь у него был достойный учитель. Рой Кон был заметной фигурой в политике США. Хитрый, находчивый и потрясающе лицемерный, настоящий родоначальник альтернативных фактов. Рой Кон считал, что правда – это игрушка, с которой можно делать всё, что хочешь. Он приобрёл дурную славу как главный юрисконсульт комитета сенатора Джозефа Маккарти по искоренению коммунистов и предполагаемых коммунистов из правительства. В Нью-Йорке в 1970-х и 80-х он устраивал вечеринки в ночном клубе Studio 54,где торговали наркотиками. Он пользовался влиянием как друг знаменитых и влиятельных людей, включая Барбару Уолтерс, Энди Уорхола, Рональда и Нэнси Рейган. Как юрист, он представлял интересы от боссов мафии до крупных бизнесменов (среди которых позже появился и Дональд Трамп). За несколько недель до своей смерти был лишён адвокатской лицензии, в том числе за мошенничество.
Кон всегда был закрытым гомосексуалом, который преследовал других гомосексуалов. Он знал, что людям с нетрадиционной ориентацией путь в политику закрыт, и, будучи таким, он лишал работы в правительстве геев. Кон опровергал слухи о себе, хотя и брал на мероприятие своих любовников. Когда он заболел СПИДом, он говорил, что у него рак печени. Журнал Esquire на своих страницах однажды написал, что Рой Кон "прошёлся по политике второй половины 20-го века, как злобный Форрест Гамп".
Джереми Стронг в этой роли немного пугает, потому что мало похож на живого человека. Этот неестественный загар из солярия, застывший взгляд и чуть приоткрытый рот. На контрасте с пышущим здоровьем как булочка из печи Дональдом Кон выглядит усохшим. Но Стронг справился. Его Рой Кон получился впечатляющим, отталкивающим и неприятным. Его сложно “поймать” – что это за человек. Стронг, готовясь к роли, из биографии своего персонажа почерпнул речевые особенности, которые тот использовал в диалогах. Это были такие фразы, как “мёртвая утка” и “фальшивый, как трёхдолларовая купюра”. Эти мелкие детали действительно придали образу объём.
Важно отметить, что свою деятельность Дональд Трамп развивал в период, когда Нью-Йорк находился в тяжёлом положении. Это был финансовый кризис, высокий уровень преступности и массовый отток жителей. Город находился в депрессии, мэрии пришлось урезать услуги для рабочего класса, это выражалось в отключениях электроэнергии. Казалось, Нью-Йорк находится в необратимом упадке и не подлежит восстановлению. Дональд Трамп, планируя реконструкции и строительства, повторял, что хочет сделать город снова великим, излечить его от депрессии и вернуть жителей обратно. Обновление отеля дало бы новые рабочие места. Загвоздка была в том, что ему требовались налоговые послабления, а они в свою очередь ущемляли права простых нью-йоркцев – они страдали из-за кризиса, а мэр должен был освободить Трампа от налогов, чтобы тот стал богаче, по сути.
В том, как часто звучит фраза о возвращении величия Нью-Йорку и как Дональд Трамп стремился возродить город, я увидела пересечение с научно-фантастической драмой Фрэнсиса Форда Копполы “Мегалополис”. Дональд Трамп словно Цезарь Катилина, и ему тоже нужно найти компромисс с мэром, чтобы получить своё. А в Новом Риме, преобразованном в Мегалополис, есть что-то общее с Trump Tower. Фантастическое средоточие амбиций и мании величия.
Я считаю, что повествование выстроено очень чётко. Главный герой проходит впечатляющий путь от молодого человека, который сидит в клубе и ещё грезит о своём блестящем будущем, и немного смущается, когда слышит смех “друзей” Роя Кона, до состоявшегося бизнесмена, у которого свой кабинет в собственном Trump Tower с видом на возрождающийся Нью-Йорк. От напыщенной самоуверенности до настоящего победителя, Трамп превзошёл своего учителя, с лёгкостью оставив его в прошлом. Финальный аккорд выглядит достаточно отталкивающе и в стиле учителя. Дональд на встрече с писателем Тони Шварцем обсуждает свою будущую книгу “Искусство заключать сделки” (The Art Of The Deal). Дональд говорит, что ему помогали три правила, но не делает отсылки к Кону, который научил его этому. Стоит ли удивляться и жалеть несчастного Кона. По-моему, они друг друга стоят. Эстафета перешла в хорошие руки.