Добрый день, мой читатель, коллега, клиент и просто прохожий!
В работе психотерапевта много удивительного и неожиданного, ведь он имеет дело с бессознательным и говорит с ним на одном языке.
Образ - то, что было до речи и он способен многое рассказать о своем носителе.
Иногда прямо в процессе нашей работы, вдруг клиентское бессознательное само подкидывает идею о том, как проработать тот или иной симптом, ту или иную эмоцию.
Работа психотерапевта хоть и подчинена некоторым алгоритмам, все же процесс творческий и потому бывает так, что в конкретной работе рождается новая техника или новый подход.
Один из моих клиентов - человек творческой профессии, столкнулся с ПА (паническими атаками), которые судя по образам отсылают к моменту рождения (роды не были простыми и как говорит сам наш герой (вы наверное помните, что так я называю своих клиентов) маме он дался сложнее, чем старший брат.
ПА характерны про тех, кто не в контакте со своими чувствами и не признает их, подавляет и всячески изолирует от сознания.
Трудоголики, работающие на износ, те кто привык терпеть и не выражать свои чувства в числе тех, кто рано или поздно сталкивается с ПА.
Организм посредством ПА кричит SOS, включая режим опасности. Это такая организменная мобилизация, работа органов и систем на пределе, как последняя попытка психики вернуть владельца к чувствам и эмоциям, которые он игнорирует.
И страх в череде прочих эмоций занимает здесь первое место.
Во время ПА уровень тревоги зашкаливает и человек переживает состояние запредельного ужаса, чаще отсылающего к базовому страху смерти.
Так страх напоминает о своей сигнальной функции, которую человек игнорирует.
Благодаря одной такой работе родилась техника, которую я вам предлагаю, как способ исследования страхов клиента, помощь в их признании и принятии.
Страху важно быть легализованным (как и прочим эмоциям), иначе он захватит организм целиком.
В одной из клиентских работ выяснилось, что страхов множество, в том числе весьма экзотических (как раз из тех, которые проросли из детства и к взрослой реальности человека не имеют отношения).
Итак, я предлагаю Вам, как и предложила своему клиенту отправится в «Галерею страхов».
(техника «Галерея страхов» на примерах страхов клиента Андрея (имя изменено, согласие на публикацию получено).
Страхи можно представлять в виде образов (как в картинной галерее), только лучше если образы будут живыми.
Итак, первый страх Андрея - страх китов и акул.
Здесь важно показать, что этот страх не актуален для жителя большого города
и отсылает к детству и даже травме рождения (не сколько акулы и киты оказались страшны, сколько вода).
Подходим ближе и признаем страх: «Я тебя вижу, я тебя чувствую, я тебя признаю!». Я боюсь китов и акул.
(В процессе наблюдаем за реакциями клиента на образ, его ощущениями в теле и эмоциями).
Используем техники ЭОТ, например «Парадоксальное разрешение»: «Страх (кит/акула) я не буду тебя пугать!».
Второй страх нашего героя - страх пауков. Также поступаем с образом паука, но здесь добавляется чувство омерзения и тогда разрешаем не отвергать мужскую природу (паук - мужской образ).
Далее идем по галерее и встречаем страх, очень личный для Андрея, связанный с профессиональной деятельностью.
Это страх ошибки, а точнее страх опозориться, упасть как музыкант в глазах других людей.
Используем гротеск. Клиент проживает ситуацию в сильно преувеличенном и даже комичном виде.
Затем работаем методами ЭОТ через телесный симптом, который поднимается по мере проживания (зажим в области горла и чуть ниже).
Постепенно клиент вспоминает ситуации из детства, находим и устраняем причины страха через возвратные и другие техники.
Наше путешествие по галерее страхов продолжается.
Благодарю Андрея за разрешение предъявить всем Вам его страхи, мудрое бессознательное за идею, а Вас мои читатели и коллеги за внимание!
Надеюсь, что данная техника будет полезна и станет частью вашего арсенала!
Автор: Сердюк Алевтина Александровна
Психолог, Терапевт ЭОТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru