Найти тему
K-movie Club

Корейское кино о мести

Как и в кинематографе любой страны, в корейских фильмах тоже всегда существовали истории о воздаянии. Но “драма о мести” как отдельный жанр, причем с национальным колоритом, конечно же, была популяризирована режиссером Пак Чхан Вуком (#ParkChanWook) и его фильмом “Олдбой” (Oldboy, 2003). Сначала “Олдбой” приковал внимание корейской публики, а затем шокировал, напугал и вместе с тем восхитил зрителей на Каннском Фестивале, включая тогдашнего председателя жюри Квентина Тарантино, который, как известно, в шок-контенте знает толк. В итоге во Франции фильм получил гран-при.

“Олдбой” привлек внимание и к киноиндустрии Южной Кореи в целом, но в большей степени - к отдельному типу кинокартин, жестоким, стильным триллерам, для которых тема мести становилась ключевой чаще всего. Если обобщать, то можно сказать, что до “Олдбоя” корейское кино (да и азиатское в целом) у западной аудитории ассоциировалось в первую очередь с экспрессивными мелодрамами, или вдумчивым артхаусом. А вот после им на смену пришли изощренные триллеры и фильмы ужасов.

Любопытно, что для самого режиссера Пак Чхан Вука “роман” с фильмами о мести начался годом раньше, когда он снял первую часть своей “трилогии о мести” - жестокую драму “Сочувствие господину Месть” (Sympathy for Mr Vengeance). А закончил он ее в 2005 году - ярким и визуально роскошным “Сочувствие госпоже Месть”.

-2

Разумеется, помимо Пак Чхван Вука в Южной Корее были, есть и будут другие режиссеры, весьма талантливо касавшиеся темы мести в своем творчестве, причем не только в жанре драмы. Ён Джун Хван (#JangJoonHwan) в свое время снял отличную фантастическую черную комедию “Спасти зеленую планету” (Save the green planet), где главный герой, одержимый местью инопланетянам, похищает человека, приняв его за пришельца. А один из главных мастеров корейского кино-экшена, Ким Чжи Ун (#KimJeeWoon), отдал главную роль в своем знаменитом нео-нуаре “Горечь и сладость” (Bittersweet life) актеру Ли Бён Хону, и с тех пор его образ долгое время у многих ассоциировался с корейскими фильмами и о мести. Шли годы, а популярность жанра все не спадала, обеспечивая полные кинотеатры как минимум на родине.

-3

Тем более, что в 2010 году Ким Чжи Ун вывел и триллер в частности, и тему мести в целом на абсолютно новый уровень, сняв до дрожи натуралистичный фильм об охоте на маньяка “Я видел дьявола” (I saw the devil). На экране столкнулись две главных “мстящих” кинозвезды - Чхве Мин Сик из “Олдбоя” в роли максимально отвратительного маньяка и Ли Бён Хон в роли на первый взгляд благородного человека, который, мстя за убитую невесту, постепенно сходит с ума и становится ничем не лучше преступника.

-4

Другие режиссеры тоже продолжали исправно поставлять хиты нужной тематики. Ли Джон Бом (#LeeJeongBeom) с помощью звезды экшена Вон Бина (#WonBin) решил раскрыть тему мести в жанре боевика в фильме “Человек из ниоткуда” (The Man from nowhere, 2010). А в триллере “Осатаневшая” (Bedevilled) в тот же год главными героинями вновь стали женщины, чью дружбу разрушила эта самая жажда мести.

-5

В целом в Южной Корее не проходило и года, чтобы на экраны не выходил заметный масштабный проект, в котором главным двигателем сюжета становилась месть. В 2012 на экраны вышел “Я - убийца” (Confession of murder), в 2013м - “Пятеро” (The Five), где помимо прочих отличных актеров роль средней руки бандита, который согласился помочь женщине отомстить за убийство мужа и ребенка в обмен на донорство органов для его больной жены, сыграл ярко выступивший в свежих “Вечных” от марвел Ма Дон Сок (он же Дон Ли). А в 2015 году к образу одержимого местью гангстера вернулся Ли Бён Хон, исполнив главную роль в политическом экшене “Инсайдеры” (inside men).

-6

Даже в условиях ковидного безрыбья в прокате можно было найти пару-тройку фильмов, попадающих в наше поле зрения. К примеру, похожий на взведенную часовую бомбу триллер “Жесткий удар” (Hard Hit), или остросюжетный боевик “На линии” (On the line), в котором жертва современного телефонного мошенничества внедряется в разорившую его организацию.

Долгое время истории о мести были прерогативой полнометражного кино, но все мы знаем, как стремительно развивается сфера сериалов. Их сюжеты становятся все глубже, сложнее, интереснее - и на данный момент основные “клиффхенгеры” многих топовых корейских сериалов тесно связаны с темами расплаты и воздаяния. В одном 2021 году вышло как минимум три сериала, главные герои которых - “виджиланте”, самопровозглашенные борцы за справедливость, желающие вернуть ее насквозь коррумпированному обществу, которое ничего не желает видеть и слышать: “Винченцо” (Vincenzo), “Таксист” (Taxi driver) и “Дьявольский судья” (The Devil Judge). А на прошлой неделе мы уже рассказывали о дораме “Во имя мести” (My name) и молодых многообещающих актерах, которые исполняют в ней главные роли.

Осталось лишь ответить на вопрос - в чем же секрет популярности именно корейских драм о мести и на родине, и по всему миру? В конце концов, фильмов с похожими сюжетами снимают немало, в любой стране.

-7

Возможно, один из главных секретов современного корейского кино в целом заключается в том, как на протяжении всего 20го и начала 21 веков кинематограф этой страны, с одной стороны, существовал в очень тяжелых условиях (оккупация, распад на две страны, Война в Корее, смена нескольких авторитарных режимов подряд) - а с другой никогда не сдавался окончательно, не впадал в абсолютный кризис, даже в самые трудные времена умудряясь развиваться и находить во всем, что происходит вокруг, источник вдохновения.

Долгое время и корейские зрители, и те, кто снимает кино, были вынуждены сдерживать свои чувства, терпеть репрессии, не имея возможности ответить власть имущим. Так что нет ничего удивительного в том, что режиссеры и сценаристы создали столько талантливых историй о мести. И для них самих, и для аудитории эти фильмы стали отдушиной, способом выплеснуть эмоции, идя вместе с главным героем по его тяжелому, кровавому пути, чтобы в финале достигнуть зачастую трагической, но дарящей облегчение точки. А самое главное, вопреки расхожему мнению некоторых не самых компетентных людей, жестокость в фильмах не способствует повышению злобы в обществе. Совсем наоборот, идя в кино, человек переживет в зале те отрицательные эмоции, которые мог бы выплеснуть на живых людей.

Потому и западные зрители, даже те, кто не в курсе подробностей корейской истории 20 века, чувствуют в этих фильмах что-то мощное, живое, настоящее, некий сильный бэкграунд, пусть и не всегда осознанно. Как бы ни был высок градус натуралистичности насилия в фильмах о мести, его почти никогда нельзя назвать бессмысленным. И на первом месте - все равно яркий, интересный, отлично проработанный образ главного героя, вызывающий либо возмущение, либо острое сопереживание, даже если его поступки неоднозначны.

-8

Корейские фильмы о мести в итоге впечатлили не только западного зрителя, но и киноделов из Голливуда. Правда, поначалу их попытки заигрывать с жанром были не особенно удачны. Ровно десять лет спустя после премьеры, в 2013 году известный режиссер Спайк Ли снял свою версию “Олдбоя” с отличным актером Джошем Бролином в главной роли, но фильм получился откровенно слабым. Зато в наши дни даже в самых популярных американских кинофраншизах отчетливо видны отсылки к фирменным “фишкам” корейского кино. К примеру, главный герой в исполнении Киану Ривза из серии “Джон Уик” местами здорово напоминает корейского “Человека из ниоткуда”. А в третьей части “Уика” есть сцена с байкерами, фехтующими на мечах - очевидная отсылка к еще одной корейской драме о мести, “Злодейке” (The Villainess,2017) с Ким Оквин (#KimOkvin) в главной роли. Кстати, сейчас по этому фильму в Америке делают сериал.

Несмотря на то, что мир корейского кино долгое время был довольно-таки мужским, истории об отмщении всегда демонстрировали завидное гендерное равенство - видимо, это блюдо, которое лучше подавать холодным, одинаково доступно всем))). К примеру, в том же году, что и “Сочувствие Госпоже Месть”, вышел детектив “Принцесса Аврора” (Princess Aurora), режиссерский дебют актрисы Пан Ын Джин (#BangEunJin), история о матери, которая мстить за смерть дочки. В уже упомянутой нами на неделе драме “Осатаневшая” одна из главных героинь мстит и мужу, который над ней измывался, и односельчанам, которые ему потворствовали, и даже тем, кто просто не вмешивался.

Учитывая непростую историю современной Южной Кореи, всем ее гражданам приходилось непросто. Но женщинам - в особенности, учитывая, насколько они были поражены в правах как минимум половину 20 века, особенно в азии. Их боль, их жажда справедливости тоже были обязаны рано или поздно прорваться на экраны в таких фильмах, как “Скрытая правда” (The truth beneath, 2016), тоже снятая женщиной-режиссером. Или суровая инди-драма “Сестра” (no mercy, 2019).

-9