Найти тему

Проанализируем план письменного высказывания, предложенный в задании 38, в сочетании с дополнительной схемой оценивания.

Оглавление

1. «Решение коммуникативной задачи (содержание)»

Аспект 1. (Make an opening statement on the subject of the project.)

Во вступлении участник экзамена должен написать, что выполняет проектную работу, указать её тему и/или цель, а также указать, что он нашёл статистические данные социологического опроса в форме таблицы или диаграммы по теме и собирается их описать. Во вступление могут быть включены фразы о важности обсуждаемой темы.

Возможные ошибки и неточности автор допускает, если:

 во вступлении вообще не упоминает проект/цель своей проектной работы, а приводит некие общие рассуждения;

 не упоминает соцопрос или пишет, что это он сам провёл соцопрос / собрал сведения;

 пишет, что сам составил таблицу/диаграмму;

 пишет: “table/pie chart below” (в ответе нет таблицы/диаграммы, они приводятся только в задании) – это является логической ошибкой и учитывается по критерию «Организация текста»;

 не упоминает или искажает детали опроса (страна, круг респондентов);

 использует слово «диаграмма» вместо «таблица» или наоборот;

 описывает проект как коллективный (использует «мы» вместо «я» во вступлении и в заключении – сравните с заданием 4 устной части, где проект выполняется вместе с другом).

Аспект 2. (Select and report 2–3 facts.)

От участника экзамена требуется описать два-три факта из данных в таблице/диаграмме с указанием цифр. Важно, чтобы автор ссылался на используемую им таблицу/диаграмму, и было понятно, откуда берутся приводимые факты и цифры. Согласно инструкции числительные надо писать в виде цифр, а не слов, т.е. ожидается приведение двух-трёх цифровых показателей.

Возможные ошибки и неточности автор допускает, если:

 не приводит ни одной цифры (нужно, как минимум, две), а даёт только словесное описание (the majority, the least, many respondents, etc.);

 автор пишет числа в виде слов, а не цифр в аспектах 2 и 3 (это ошибка, которая влияет на оценивание по критерию «Организация текста»);

 автор приводит ошибочные цифры, которых нет в таблице/диаграмме, или ошибочно соединяет цифру из одной строки с опцией ответов респондентов из другой строки таблицы/диаграммы.

Аспект 3. (Make 1–2 comparisons where relevant and give your comments.)

Согласно плану необходимо провести сравнение данных из таблицы/диаграммы и прокомментировать их. Важно, чтобы пять фактов из таблицы/диаграммы были правильно распределены между двумя пунктами плана и для сравнения были выбраны такие факты/цифры, о которых можно сказать что-то существенное.

Сравнение обязательно должно быть прокомментировано. Краткого комментария в форме вводных слов и предложений Surprisingly, / Interestingly, / Strange as it may seem недостаточно, необходим более пространный комментарий. Он может содержать объяснение, почему именно эти факты были выбраны для сравнения, объяснение возможных причин различия/сходства между фактами или вывод, который можно сделать из сравнения.

Сравнение предполагает использование либо синтакcических сравнительных конструкций (…while… / …whereas… или twice as many, etc.), либо сравнительной и превосходной степеней прилагательных и слов, обозначающих количество (quantifiers). Если автор просто приводит цифры: «30% респондентов дали ответ… 10% дали другой ответ…», то это не считается сравнением.

Повторение одной и той же информации в аспектах 2 и 3 нежелательно, но не ведёт к снижению оценки, если информация дана в другом языковом оформлении или идея дублирована частично.

Аспект 4. (Outline a problem that can arise with reading and suggest a way of solving it.)

Согласно плану необходимо обозначить возможную проблему, связанную с темой проектной работы, и предложить её решение. 

Возможные ошибки и неточности автор допускает, если:

 предлагает нереальную или нелогичную проблему:

 предлагает реальную проблему, но абсурдное решение этой проблемы;

 пишет: «Судя по статистике…», а в статистике такой информации нет; это логическая ошибка. Например, если в ответе на задание 38.1 из демоверсии прошлого года участник экзамена пишет: «Судя по статистике, чтение плохо влияет на зрение…», то это логическая ошибка, так как такой информации в таблице нет. Если же участник пишет: «Судя по статистике, жанр любовных романов (Romance) непопулярен…», то здесь логической ошибки нет.

Аспект 6 (Стиль.)

В ответе на здание 38 следует соблюдать нейтральный стиль.

Выделяется четыре типа стилистических ошибок:

1) риторические вопросы;

2) разговорные выражения и конструкции типа Let's… (Let us и Let me всё же считаются нейтральным стилем);

3) сниженная лексика типа folks (people);

4) стяжённые (краткие) формы: I’m, he’s, don’t, aren’t, can’t, didn’t, I’d like... (исключение: needn’t).

Повторяющиеся ошибки одного и того же типа считаются за одну ошибку. В критериях указано допустимое количество ошибок на каждый балл оценивания по критерию «Решение коммуникативной задачи».

Дополнительно: следует иметь в виду, что иногда содержание ответа по определенному аспекту непонятно в силу языковых ошибок. В этом случае аспект считается нераскрытым. Например, в заключении надо было выразить своё мнение по качеству материалов, которые размещены в Интернете. Следующее заключение не может быть принято, поскольку языковые ошибки делают текст бессмысленным.

2. «Организация текста»

Организация текста включает в себя логичность, деление на абзацы и использование средств логической связи. В критериях указана общая сумма ошибок всех трёх категорий, допустимая при оценивании на каждый балл – от 3 до 0. Логичность обеспечивается в первую очередь следованием плану.

В отношении деления текста на абзацы сохраняются существующие подходы. Чтобы избежать ошибок, следует каждый пункт плана раскрывать в отдельном абзаце. Так Вы не пропустите ни одного пункта и обеспечите логичность текста. Напомним также, что абзац в тексте нейтрального стиля не может состоять из одного простого предложения.

Что касается средств связи, то здесь также надо соблюдать общее правило: каждый следующий абзац должен соединяться с предшествующим абзацем неким «мостиком». Абзац, раскрывающий второй пункт плана (два-три факта из данных в таблице/ диаграмме), логично начать с According to the table/pie chart/results of the opinion poll или To begin with, I would like to say/mention that…

Третий абзац можно начать следующим образом: Further analyses shows… или The data analysis reveals the fact that… или The results of the opinion poll invite comparison / Allow me to make some comparisons…

В начале четвёртого абзаца можно дать: Undoubtedly / However, some problems may arise… или It is important to note that…

В начале пятого: In my opinion / I believe / I think / In conclusion, I would like to express my opinion on…

Возможные ошибки и неточности в организации текста частично уже были указаны. Суммируем и дополним эту информацию. Считается ошибкой или неточностью, если автор:

 не сообщает в первом абзаце, что результаты социологического опроса были представлены в виде таблицы/диаграммы, но второй абзац начинает «Из таблицы/диаграммы следует, что…», это считается логической ошибкой;

 пишет в аспектах 2 и 3 слов в виде числа, а не цифр;

 использует в описании результатов социологического опроса то настоящее, то прошедшее время (например, «респонденты считают… участники опроса выбрали...»);

 пишет: «Судя по статистике...», а в статистике такой информации нет. Например, соцопрос посвящен популярности разных жанров среди подростков, а участник экзамена пишет: «Судя по статистике, чтение плохо влияет на зрение...». Это логическая ошибка, так как такой информации в таблице нет и быть не может. Если же участник пишет: «Судя по статистике, жанр любовных романов (Romance) непопулярен…», то здесь логической ошибки нет;

 неправильно употребляет личные, притяжательные и указательные местоимения в качестве референтных слов. Типичная логическая ошибка – употребление he в случаях, когда нужно заменить местоимением существительное в единственном числе, например teenager/student. В этом случае допустимо использование he/she или he or she. Однако в современном английском языке нормой в подобных обобщениях (generalization) стала замена существительного в единственном числе, а также замена местоимений everyone/everybody и т.п. на местоимение they и использование в аналогичных случаях притяжательного местоимения their;

 использует сочинительные союзы But и And в начале абзаца. Внутри абзаца они могут использоваться, если соответствуют контексту. Что касается подчинительного союза Because, то его использование и в начале абзаца, и в начале предложения внутри абзаца является ошибкой. Ошибкой также считается использование связки Firstly без дальнейшего использования связки Secondly;

 неверно структурирует текст по объёму. Введение и заключение должны быть приблизительно одинаковы по объёму; общий объём основной части никак не может быть меньше общего объёма введения и заключения – это универсальные правила для любого развёрнутого письменного высказывания.

3. «Лексика», «Грамматика», «Орфография и пунктуация»

Работая над языковым оформлением своего ответа на задание 38, следует помнить, что это задание высокого уровня сложности, рассчитанное на участников ЕГЭ, изучавших иностранный язык по углублённой программе, чей уровень владения иностранным языком превышает пороговый уровень и приближается к пороговому продвинутом уровню (В2). В силу этого обстоятельства требования к языковому оформлению ответа на задание 38 значительно выше, чем требования к ответу на задание 37. От участника ЕГЭ ожидается богатый словарный запас и разнообразие используемых грамматических средств, что учитывается при оценивании. Нельзя ориентироваться только на количество тех или иных ошибок. Неслучайно в критериях при оценивании лексики и грамматики на 2 или 3 балла указывается: «Используемый словарный запас соответствует /

Используемые грамматические средства соответствуют высокому уровню сложности задания…) . Таким образом, балл по критериям «Лексика» и «Грамматика» может быть снижен не только за ошибки, но и за однообразное повторение в ответе одних и тех же слов и грамматических структур.

Возможные ошибки и неточности:

 английское слово data может использоваться как с глаголом в форме множественного числа, так и с глаголом в форме единственного числа (data shows / data show);

 английское слово statistics в значении «статистические данные» требует использования глагола в форме множественного числа (statistics show);

 английское соответствие слову «процент» может писаться как слитно, так и раздельно: percent / per cent; множественного числа не имеет;

 если слово, повторяющееся в работе несколько раз, первый раз написано правильно, а второй раз (третий и т.д.) – неправильно, это считается ошибкой. Если слово написано неразборчиво и какая-то буква либо какие-то буквы непонятны, то это считается ошибкой;

 если в начале предложения нет заглавной буквы, то это орфографическая ошибка; если в середине предложения появляется без оснований заглавная буква (например, I do not like it Because…), то это также является орфографической ошибкой;

 в плане пунктуационных ошибок учитывается правильное оформление начала и конца предложения (заглавная буква, точка, восклицательный и вопросительный знаки), наличие запятой при однородных членах и вводных словах, кавычек при прямой речи.

Для проверки правильности использования лексических единиц и грамматических форм в развёрнутых ответах участников экзамена могут быть использованы только авторитетные словари и грамматические справочники, выпущенные признанными издательствами. Данные пользовательских словарей и ресурсов, форумов и блогов (Мультитран, Википедия и т.д.) использоваться не могут.

Перед выполнением задания 38 важно внимательно ознакомиться с коммуникативным заданием, обратить внимание на ограничения времени и объёма и разумно распределить 60 минут, рекомендованные на выполнение этого задания. Надо обязательно выделить до 5 минут на анализ задания, внимательно прочитать предложенные темы проектов, таблицу/диаграмму и план, обдумать, какая проблематика скрыта в каждом из заданий, мысленно подобрать возможное содержание Вашей работы по каждой из предложенных тем проектов (цель и задачи проекта, два-три примера опросов с приведёнными данными, проблемы, которые могут возникнуть и т.д.). Важно выбрать тему, наиболее выигрышную для участника экзамена с точки зрения содержания, а также демонстрации лексического запаса и диапазона владения грамматикой английского языка, а не ту, которая покажется более интересной с первого взгляда. Сделав выбор, не следует допускать дальнейших колебаний и сомнений, иначе можно потерять много времени и не выполнить задание до конца.

Вопрос о том, следует ли писать весь текст ответа на задание 38 полностью на черновике, индивидуален и также связан с правильной оценкой участником своих возможностей. Выпускник должен понять, сколько времени уходит у него на черновик и сколько – на его переписывание и проверку, учитывая, что на экзамене никакие записи черновика не учитываются экспертом: проверке подлежит только бланк ответов № 2 (т.е. то, что написано набело), черновик не проверяется и никак на оценку не влияет.

Важно также соблюсти указанный объём текста: тексты недостаточного объёма, а также часть текста, превышающая требуемый объём, не оцениваются. Учитывая всё это, мы, как и раньше, рекомендуем не тратить время на традиционный черновик, не писать полный текст работы сначала на черновике. Переписывание начисто занимает много времени. Даже если Вы привыкли писать такие работы с черновиком, надо попробовать потренироваться в предложенном нами режиме. Наш режим не отменяет черновик, но меняет его назначение. Мы рекомендуем использовать черновик не для написания полного текста работы, а для выстраивания её логики и определения крупных блоков содержания с опорой на ключевые слова и выражения.