Найти тему
TacticMedia

Иван Лавриненко. Генералы, графы и капитан Камозин

Оглавление

Из советских лётчиков-истребителей, принявших участие в боях за Керченский полуостров с осени 1943 по весну 1944 года, наиболее известен командир эскадрильи 66-го истребительного авиаполка 329-й истребительной авиадивизии, дважды Герой Советского Союза Павел Михайлович Камозин. За годы войны он одержал 34 личные и как минимум 4 групповые победы, из которых большая часть пришлась на бои за Керчь.

К сожалению, лётчик не оставил мемуаров, но на основании бесед с ним его друг, писатель Георгий Реймерс, издал документально-художественную повесть «Внимание! В небе Камозин». В этой книге и других изданиях, посвящённых асу, особенно выделяются два эпизода: уничтожение в последний день 1943 года транспортного самолёта, перевозившего 18 генералов и других высокопоставленных немецких офицеров, и последующий поединок с немецким асом, получившим в книге имя «Граф». Попробуем на основании сохранившихся архивных данных разобраться, что в этих историях миф, а что — реальность.

Говорят, под Новый год что ни пожелается…

Документы 329-й истребительной авиадивизии и входившего в неё 66-го истребительного авиаполка сохранились в архиве Министерства обороны Российской Федерации и отличаются от фондов других частей и соединений завидной полнотой. Согласно им, 31 декабря 1943 года сразу после полудня старший лейтенант Камозин во главе шестёрки «Аэрокобр» вылетел с Тамани на задание по разведке войск противника на Керченском полуострове. Лётчики должны были исследовать обширный район Заморск — Багерово — Тархан — Глубокая Балка — Грязевая Пучина — Катерлез — Булганак.

Подходя к Казантипскому заливу, в 12:35 разведчики заметили следующий на аэродром Багерово на высоте 400 метров немецкий двухмоторный транспортный самолёт неустановленного типа под прикрытием четвёрки «Мессершмиттов» Bf 109: пара летела позади, два других находились в стороне. Отделившаяся от советской группы пара старшего лейтенанта Павла Камозина и его ведомого младшего лейтенанта Алексея Владыкина атаковала транспортник в лоб. Затем советские лётчики развернулись и произвели две атаки в хвост, выпустив с убийственной дистанции 20–25 метров 10 пушечных 37-миллиметровых снарядов, 146 крупнокалиберных 12,7-мм пуль и 500 пуль винтовочного 7,62-мм калибра.

Согласно докладу лётчиков, в результате немецкая машина рухнула в пяти километрах восточнее посёлка Мескечи (ныне Песочное, северо-западнее станции Ташлы-Яр, она же Зелёный Яр). Лётчики успели увидеть вражеский самолёт горящим на земле, после чего вступили в бой с зазевавшимися было немецкими истребителями, произведя две атаки на виражах. Однако, находясь далеко от своей территории и имея другую задачу, советские лётчики предпочли не ввязываться в затяжной бой и ушли в облака, взяв курс на свой аэродром.

Основным транспортным самолётом люфтваффе был хорошо известный всем советским лётчикам трёхмоторный «Юнкерс» Ju 52, хотя немцы использовали в этом качестве целое множество различных машин, вплоть до трофейных. То, что в заявке Павла Камозина и его ведомого фигурирует некий двухмоторный самолёт, служит дополнительным доказательством её достоверности.
Основным транспортным самолётом люфтваффе был хорошо известный всем советским лётчикам трёхмоторный «Юнкерс» Ju 52, хотя немцы использовали в этом качестве целое множество различных машин, вплоть до трофейных. То, что в заявке Павла Камозина и его ведомого фигурирует некий двухмоторный самолёт, служит дополнительным доказательством её достоверности.

Поскольку в одном из наградных листов на Камозина, составленных в январе 1944 года, упоминание об этой победе отсутствует, можно сделать вывод, что победу ему сначала не засчитали. Однако после освобождения Керченского полуострова, якобы по опросам местных жителей, было установлено, что на упавшем транспортном самолёте летело 18 немецких генералов и офицеров с высокими званиями, которые везли награды и подарки на Новый год. Будто бы немцы оградили место падения «важной птицы», никого туда не пускали и целую неделю носили траурные повязки на рукавах. Таким образом, победа аса получила не только подтверждение, но и известность.

В настоящее время достоверно известно, что в декабре 1943 года в районе Крымского полуострова не погиб ни один генерал вермахта. Более того, представляется совершенно невероятным, что в радиусе действия советских истребителей в одном самолёте могло лететь такое количество высокопоставленных офицеров. Если отбросить фантастическую легенду о погибших генералах, то победа могла бы иметь под собой вполне реальные основания, учитывая, что советские лётчики произвели по транспортнику в общей сложности три атаки и израсходовали немалую часть боекомплекта. Настораживает лишь пассивность сопровождающих немецких истребителей, позволивших паре Камозина трижды беспрепятственно атаковать транспортную машину. Также в оперативных документах почти ничего не сказано об оставшейся четвёрке лётчиков группы Камозина, хотя они могли продолжить выполнять разведку и не видеть падение немецкого транспортника.

Лётчики 66-го ИАП, слева направо: командир эскадрильи капитан Павел Михайлович Камозин, лётчик младший лейтенант Алексей Васильевич Владыкин (курсантское фото) и начальник воздушно-стрелковой службы полка капитан Фёдор Александрович Капустик (послевоенное фото). Постоянный ведомый Камозина Алексей Владыкин был результативным лётчиком, одержавшим на момент своей гибели 12 января 1944 года пять личных побед и одну в группе, на счету Фёдора Капустика к концу войны было 10 личных побед
Лётчики 66-го ИАП, слева направо: командир эскадрильи капитан Павел Михайлович Камозин, лётчик младший лейтенант Алексей Васильевич Владыкин (курсантское фото) и начальник воздушно-стрелковой службы полка капитан Фёдор Александрович Капустик (послевоенное фото). Постоянный ведомый Камозина Алексей Владыкин был результативным лётчиком, одержавшим на момент своей гибели 12 января 1944 года пять личных побед и одну в группе, на счету Фёдора Капустика к концу войны было 10 личных побед

Любопытно, что в итоге личная победа была записана на счёт старшего лейтенанта Камозина, хотя по факту он атаковал и сбил вражескую машину в паре с ведомым младшим лейтенантом Владыкиным. Что касается сохранившихся немецких данных о потерях, то в них подходящий транспортный или другой подобный самолёт в нужном районе и в нужную дату не значится. Возможно, атакованная немецкая машина лишь получила незначительные повреждения и благополучно совершила посадку, поэтому в список потерь не попала, либо потеря попала в сводки за 1944 год, которые сохранились далеко не в полном объёме.

Читать полностью >>>