Тринадцатого дня Девятого месяца Третьего года Бункю (по н.л. 25.10.1863) скончался некий Танака Ёри. Таинственная личность, о которой ничего не известно кроме того, что он числится среди членов отряда Шинсенгуми по 25 мая 1863 года и похоронен на территории для членов Шинсенгуми в Мибу-дэра вместе с Ногучи Кэнджи (фракция Сэридзавы) и Андо Хаятаро, который участвовал в рейде на Икэда-я, был ранен и вскоре скончался от полученных ран. Что же это за Танака Ёри такой?
Наверное, вы удивитесь, но есть одна версия, согласно которой Танакой Ёри был... Ниими Нишики, правая рука Сэридзавы Камо. И вот про него я нашла кое-что интересное, чего мне раньше не попадалось.
Почему же считают, что Танака Ёри - это Ниими Нишики? Есть несколько доводов в пользу этой теории. Тело Ниими Нишики неизвестно где, могилы у него нет, но ведь где-то же он похоронен? А вот на могиле этого самого Танаки Ёри написана дата смерти 13 сентября 1863 года. А у Ниими Нишики днем смерти значится 15 сентября.
Далее. Нишимура Канэфуми, помощник главного священника Ниши-Хонганджи, хорошо знакомый с Шинсенгуми, в своей книге 新撰組始末記 Шинсенгуми шиммацки говорит, что этот Танака Ёри был убит руками (по приказу) Кондо Исами.
「近藤の意に応ぜざる事のあるをにらみ、闇殺す」Воле Кондо Исами не подчинился, был выслежен и убит во тьме ночи.
Меж тем, у Нагакуры Шимпачи в его 新選組顛末記 Шинсенгуми Тэммацки написано, что не Хиджиката и Яманами вынудили Ниими Нишики совершить сеппуку, а он был захвачен врасплох группой Кондо в борделе Ямано-я в Гионе-Шинчи, где он развлекался с женщиной, ему были предъявлены обвинения во всех нарушениях, после чего ему было предложено совершить сэппуку, а если он откажется, его просто обезглавят как преступника, и Ниими ничего не оставалось, как выполнить приказ.
Все совпадает с небольшой разницей в датах смерти в пару дней. Более того, Нишимура Канэфуми пишет, что этот Танака бывал/проживал в доме с Сэридзавой Камо и Хираямой Горо. На тот момент никаких посторонних людей там не проживало кроме фракции Кондо и фракции Сэридзавы, но никакого Танаки ни в одной, ни в другой не было. И получается, что единственным Танакой, товарищем Сэридзавы и усеппученным в середине сентября 1863 года может быть только Ниими Нишики.
Что же касается Ниими Нишики 新見 錦 , то личностью он был не менее таинственной. Никто не знает его настоящего имени, и есть пара версий:
- Его звали 錦山 Киндзан (это прописано только у Шимодзавы Кана, но хотя подтверждений этом никаких нет, однако второе чтение этих канджи Нишики яма).
- Есть версия, что у него фамилия читается как Шимми. Многие говорят, что он, скорее всего, был хорошо образован, поскольку сумел красиво сыграть с канджи при выборе псевдонима - Шимми Киндзан (Нишикияма) - Ниими Нишики.
- Последние исследования предполагают, что Ниими - это Ниоми Кумэтаро 新家 粂太郎 из Мито, товарищ Шимомуры Цугуджи, а Шимомура Цугуджи - это одно из предыдущих имен Сэридзавы Камо. Они вместе участвовали в Тэнгуто, а после освобождения из тюрьмы Ниоми Кумэтаро взял имя Ниими Нишики.
Никто не знает точной даты его рождения, его родителей и место рождения кроме того, что он был из Мито. Если отсчитать назад от описания, в котором ему было 28 лет в «Исторических материалах семьи Абэ Коёроку», то получается, что он родился в 1836 году. Хотя время неизвестно, он изучал фехтование под руководством Окады Сукеэмона и получил Мунен-рю мэнко кайден. Однако к моменту, когда Киёкава Хачиро собирал Рошигуми, он уже был чем-то известен, поскольку его сразу назначили командиром одного из отрядов, в который по распределению попали Иноуэ Гэндзабуро и Окита Ринтаро. По прибытии в Киото Ниими не жил с Сэридзавой вместе - Сэридзава проживал в доме Яги Гэнноджё, как и группа Кондо, а вот Ниими проживал с мастером меча из Мито Касуей Шингоро в доме Намбу Камэджиро, и они часто приходили к Сэридзаве.
В апреле, когда отряд занял у торговца в Осаке 100 рё, имя Ниими Нишики было написано вместе с Сэридзавой и Кондо, и это почти единственная запись о его деятельности в качестве члена отряда. Однако, что куда интереснее, имя Ниими Нишики не было записано ни в списке членов отряда, представленном Мацудайре Катамори 25 мая, ни в 英名録 Эймейроку, написанном Шимадой Каи, который присоединился к отряду в том же месяце. А сделал сэппуку якобы по приказу Хиджикаты и Яманами он, напомню, 15 сентября. Почему о нем нет сведений с мая по сентябрь, если он все еще служил в отряде?
Согласно 尽忠報国勇士姓名録 Джинчу:хококу ю:ши сэймэйроку Запись имен и фамилий отважнейших воинов патриотизма и верности, написанному Хаякавой Бунтаро, который был связан с Синсэнгуми, Ниими был в отряде всего около трёх месяцев, начиная с февраля 3-го года Бункю (1863). После мая его имя исчезло из всех списков, что позволяет предположить, что примерно в это же время он покинул отряд.
Ещё интересный нюанс. Яги Тамэсабуро (сын владельца дома, где в Мибу поначалу были расквартирован Шинсен) который хорошо помнил Сэридзаву и Кондо, также сказал о Ниими:
「まるきり覚えがありません。いつの間にかいなくなっていた」 "У меня вообще нет никаких воспоминаний о нем. Я даже и не заметил, как он просто пропал".
Однако остальных Тамэсабуро прекрасно всех знал и много что о них помнил, потому что многие детали жизни отряда на первых порах нам известны именно из его воспоминаний. И уж одного из командиров отряда, тем более правую руку Сэридзавы, он "не заметить" не мог. Либо Ниими действительно был слишком незаметен и слишком быстро пропал.
Что интересно, в статье в 浪士文久報国記事 Роши Бункю Хоккоку, написанной под диктовку Нагакуры Шимпачи, Нагакура говорит, что Ниими был「乱暴狼藉が甚だしく、法令を犯しては芹沢や近藤の説得にも耳を貸さなかった」 чрезвычайно жестоким, впадал в бешенство, нарушал законы и отказывался слушать уговоры Сэридзавы и Кондо. Интересно как получается - Сэридзава, как и Кондо, ратовал за порядок и дисциплину в отряде, а бесился и черте-что вытворял не Сэридзава, а Ниими? И интересно, это Нагакура попутал, или портрет Сэридзавы у нас теперь заиграл новыми красками, и он был оклеветан?
Дальше. У Шимодзавы Кана в книге тоже с названием 新選組始末記 Шинсенгуми Шиммацки , написано что Ниими Нишики「遊蕩に耽って隊務を怠り、隊費と称して民家から強請りを繰り返していた」предавался разврату, пренебрегал своими служебными обязанностями и неоднократно вымогал деньги у частных домов "на расходы отряда". Однако о том, что он участвовал в инциденте с борцами сумо в Осаке или в инциденте в Ямано-я, устроенным Сэридзавой, никаких записей нет. Опять же вопрос - неужели это Ниими был главным вымогателем и бандитом в отряде, или просто во фракции Сэридзавы все такие, кроме Ногучи Кэнджи, были?
А теперь самое интересное на десерт.
После реставрации Мэйджи Ниими, который, казалось бы, изначально должен был быть врагом Ишин Шиши, в храме 霊山招魂社 Рэйдзан Щёконща (храм почитания погибших на войне) который был возведен для увековечивания памяти и славы... тадамммм! - патриотов Чошу, был включен в 近世高名一覧勤王為皇国 Кинсэй ко:мё: ичиран кинно тамэ ко:коку - Таблицу известных имен роялистов-патриотов нового времени.
И вот опять же последние исследования говорят, Ниоми Кумэтаро, давний товарищ Сэридзавы, в мае 1863 года брал взаймы денег у вассала Мито-хана Ёшинари Ютаро, проживавшего на перекрестке Ниджё и Киямачи, в Киото, о чем есть запись от 24 мая в дневнике этого самого Ёшинари. Этот дневник хранится среди 池田家文書 Икэда-ка бунщё - Семейных документах рода Икэда, который сейчас принадлежат библиотеке Университета Окаямы.
А недавно обнаружена книга записи небольшой гостиницы-хатаго "万屋" Ёродзуя, (книга сейчас принадлежит Музею исторических документов префектуры Киото), которая была расположена в районе Нагакё неподалеку от замка Ниджё, и там в мае 1863 года была запись-долговая расписка о том, что три ронина Мито-хана взяли в долг 8 рё с обещанием погасить первоначальный взнос в декабре. Среди подписей имя все того же Ёшинари Ютаро, Имаидзуми Ичитаро и Ниоми Кумэтаро. Эту запись обнаружил историк Урадэ Такуро, который утверждает, что хатаго Ёродзуя имела связи с ронинами из Мито-хана. По поводу этой подписи Урадэ сказал: "Поскольку он покинул отряд и ему больше не нужно было использовать имя Ниими Нишики, он, вероятно, подписал расписку настоящим именем. Это важная зацепка, которая связывает эти два имени, и это важный документ, который дает нам представление о том, что произошло после его ухода".
А в июне Ниоми отправился в Чошу в качестве телохранителя Оогимачи Кинтадо, назначенного главным инспектором провинции Нагато по изгнанию иностранцев именно в Чошу-хан, чтобы руководить ими в этом нелегком деле изгнания иностранцев. Об этом тоже есть запись в дневнике Ёшинари Ютаро. Однако в Чошу Ниими был замешан в скандале из-за своего пристрастия к алкоголю, но поскольку в то время он был личным вассалом Оогимачи Кинтадо, его наказание было отложено благодаря заступничеству Токуды Хаято. Но он снова оскандалился там с пьянкой и уже на этот раз 15 сентября совершил сэппуку - а день смерти Ниими Нишики как раз 15 сентября. И тогда при храме Рощёджи 蘆樵寺 в городе Хофу, префектура Ямагучи, была установлена его могильная плита, которой сейчас не существует. И возраст на момент смерти был указан 28 лет как и у Ниими. Более того, записан он там как Ниими Кумэтаро, а не как Ниоми. Но поскольку плита сейчас уже не существует, достоверности в том, что все именно так и было, нет.
Тем временем материалы, связанные с Ниими, были также обнаружены в городе Мито префектуры Ибараки. В 石河明善日記 Дневнике Ишикавы Мэйдзэна (хранящемся в Городском музее Мито), ученого конца периода Эдо, подробно записано о ситуации в Мито-хане и инциденте у ворот Сакурада. Там есть описание, касающееся происхождения Ниими и Сэридзавы.
Историк из Мито Кобаяши Ёшитада, сделавший это открытие, сказал: "В Мито и 新見 Ниими, и 新家 Ниоми произносятся как Ниоми, а Дневник Ишикавы Мэйдзэна также описывает историю Мито, и это весьма достоверный материал, который раскрывает происхождение Ниими и Сэридзавы, окутанное тайной.
Описания этих двоих содержатся в 19 томе 30-томного Дневника Ишикавы Мэйдзэна. 26 февраля 1861 года оно было написано как "Подчиненые правительству (Управление Мито-хана) поименно", и была включена информация об этих двух из 10 имен. Ниоми описывается как «ученик Оцутаро, Канамачи Сургая, а затем отправился в Эдо, чтобы стать учеником Канэкэна (Канэко Кэнширо), где учился на протяжении примерно 5-6 лет». Канэко Кэнширо, у которого, как говорят, учился Ниоми Кумэтаро, является старшим учеником Окады Ёшитоши, самтера меча шинтоистской школы Мунэн-рю. В 1860 году Ниими и Сэридзава присоединились к группе 玉造勢 Гёкудзо-ики, которая образовалась путем разделения экстремистской группы из Мито 長岡勢 Нагаока-ики на две группировки. Поскольку силы Гёкудзо-ики закупали оружие для изгнания иностранцев на средства, насильно отобранные у богатых людей, управление хана приказало произвести массовые аресты Гёкудзо-ики, а Ниими и другие также были схвачены в 1861 году.
На втором году правления Бункю (1862) Ниими и Сэридзава были освобождены в связи с кампанией по амнистии Киёкавы Хачиро, подали заявку на вступление в Рошигуми, которую в то время вербовал сёгунат, и направились в Киото.
И вот тут прям реально интриги и расследования. Ёшинари Ютаро в своем дневнике пишет, что Мибуро не знали, что делать с Кумэтаро, они не могли с ним справиться, и после обсуждений им лично (Ёшинари) с Кондо, Сэридзавой и другими его временная приостановка службы была расторгнута и его заставили окончательно покинуть отряд - я так понимаю, он был временно отстранен, но ни выкидывать из отряда, ни сэппучить его пока ещё не собирались, но в конце концов он достал так, что его всё же выперли, - но при этом дали ему шанс на новую жизнь, и после мая имя Ниими исчезло из записей Мибуро (Шинсенгуми). И в мае же он засветился, занимая деньги у земляка, а далее смотри историю про телохранителя Оогимачи Кинтадо в Чошу.
Непонятно только, если его из отряда выперли, но сэппуку делать не заставляли, то почему он якобы похоронен в могиле в Мибу-дэра, да еще под именем Танаки Ёри? Не потому ли, что по уставу выход из отряда был только через сэппуку?
Похоже, тут получилось, как с Сайто Хаджиме - ушел из отряда якобы со скандалом вместе с Ито Кашитаро, а вернулся подозрительно похожий на Сайто Ямагучи Джиро. Остальным в отряде не положено было знать, что он получил приказ от Кондо и Хиджикаты шпионить в отряде Ито Кашитаро, поэтому возвращение беглеца, которого по каким-то привилегиям не стали усэппучивать в наказание за самовольный уход из отряда, могло бы стать прецедентом, провоцирующим бегство других
Так вот если Ниими Нишики отпустили живым, может быть в могиле под именем символического Ниими - Танака Ёри - и нет никого?
А вот теперь думайте, что хотите )))