Найти в Дзене
Осторожно: КГБ!

Божена Немцова «Бабушка»

«Помню, «Простое сердце» Флобера я читал в Троицын день, вечером, сидя на крыше сарая, куда залез, чтобы спрятаться от празднично настроенных людей. Я был совершенно изумлен рассказом, точно оглох, ослеп, — шумный весенний праздник заслонила предо мной фигура обыкновеннейшей бабы, кухарки, которая не совершила никаких подвигов, никаких преступлений. Трудно было понять, почему простые, знакомые мне слова, уложенные человеком в рассказ о «неинтересной» жизни кухарки, — так взволновали меня?..»

© М. Горький

Читая «Детство» Горького, у меня были схожие чувства: Акулина Ивановна Каширина вызывала у меня дикий восторг. Обычная русская женщина, но сколько было в ней любви, добра, терпения, кроткого почтения и сердечности. Это тот пример для подражания, которого порой мне лично не хватает.

С «Бабушкой» Божены же мы не сошлись характерами. Либо я совершила ошибку, не надо было читать обе эти книги одновременно.

Да, она милая, приятная, вся тёплая и светится, согревая всех вокруг – от детворы до самого императора Иосифа. И я понимаю автора – Божену, – которая хотела сохранить добрую память о своём любимом человеке, её самобытную красоту; передать переполняющую любовь к бабушке другим людям, поделиться ею. И это, правда, здорово. Читать местами без улыбки, не покидающей лицо, было невозможно. Слишком всё мило и приторно приятно.

Возможно, Горький был прав, говоря, что «русские люди, по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными. В бесконечных буднях и горе – праздник и пожар – забава; на пустом лице и царапина – украшение…» Поэтому-то я оживлялась, проявляя интерес к чтению, когда Мадла (главная героиня книги) начинала рассказывать о своих горестях-трудностях жизни: как мужа потеряла (умер Иржик после ранения на войне), как долго не могла пристроится с детьми, как не согласилась отдать детей в учение чужим («Кто бы их научил любить свое отечество и родной язык? Уж наверно никто. Усвоили бы немецкую речь, привыкли бы к чужеземным обычаям и позабыли бы свою родину. Какой ответ я дала бы господу богу?»), как долго скиталась по чужим краям, не зная, в какой стороне её страна родная, как жила одна и растила детей, но при этом никогда не жаловалась на судьбу. Вот в такие моменты я и видела женщину сильную, смелую, достойный пример для подражания для одних да наука для иных.

-2

Но вот, когда шла в рассказе обычная бытовуха, я скучала. Видимо, не умею я «чувствовать» книги, всё мне чёрствой анализ да критику подавай.

Однако, несмотря на то, что по большей части книга мне не понравилась, я не могу назвать её плохой. Для знакомства с Чехией, её бытом и нравами в XIX веке – это отличное произведение. Тут и историй разных вам расскажут, и сказок немало, и о традициях не забудут поведать. Короче говоря, есть что на ус мотать.

-3

Советую ли эту книгу? Конечно, да. По крайней мере любви и ласки вам там достанется с лихвой.