Найти тему
Киновед в штатском

Ходют и ходют: Почему зрителей перестали пугать фильмы о зомби?

Когда автор был маленьким, он очень боялся... скелетов. Не помню, чем они меня так пугали, но от одного вида костей и черепов меня бросало в дрожь – не только в каком-нибудь "Тумане", но даже в "Индиане Джонсе". А уж если приходилось сталкиваться со скелетами во сне, это был настоящий ночной кошмар. Страх прошел внезапно – в школе я просто понял, что скелет не может двигаться, ему для этого нужны мышцы и сухожилия, соединительная ткань и кровоток. Оказалось, что живой скелет – это нелепица, противоречащая здравому смыслу. На этом можно было бы и распрощаться, но я хотел рассказать совсем о другом. О зомби. О том, почему их боялись раньше, и почему перестали бояться теперь. Итак, готовьтесь стрелять прямо в голову...

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Зомби – старожилы в мире киноужасов, их экранная история началась еще в 1930-х, когда зрители увидели фильм о жертвах гаитянских колдунов вуду. Роль повелителя зомби исполнил Бела Лугоши, тот самый, который годом ранее сыграл Дракулу и обеспечил себе место в мировой культуре. Следующей знаковой картиной в данном поджанре стала "Ночь живых мертвецов" Джорджа Ромеро – здесь герои столкнулись с вылезающими из могил трупами уже в привычном американском пригороде. 2000-е с "Зомбилендом", "Ходячими мертвецами" и "Обителью зла" стали для зомби эпохой расцвета, но за пиком интереса образовалась пропасть – в какой-то момент ожившие трупы перестали пугать.

-3

Жанр хоррора прост и незатейлив, и является наиболее очевидным ответом на страхи и проблемы, с которыми сталкивается общество. Обилие фильмов о пришельцах и мутантах в середине прошлого века было ответом на покорение человечеством космоса и ядерной энергетики. Бум слэшеров стал реакцией на рост безрассудства у молодежи. Популярность "найденных пленок" возникла с приходом бытовых видеокамер в каждый дом. Зомби тоже были ответом на внешнее воздействие, в основном на возникновение страха перед чужими, незнакомыми людьми. К сожалению или к счастью, перемены в обществе приводят к новому равновесию, страхи отступают, а ужастики перестают работать так, как задумывали авторы.

-4

Однажды зомби просто перестали наводить страх. Они всё еще бродили на заднем плане или даже нападали на людей, но для массовой аудитории это уже не имело должного эффекта – ходячие трупы постепенно стали смещаться в сторону комедий, либо создателям картин и сериалов приходилось придумывать для недавних чудовищ какие-то новые свойства и сверхспособности. Простое же ожившее тело аудиторию уже не трогало. Прежде от вида одного зашевелившегося мертвяка зритель приходил в трепет, теперь же герои "Ходячих мертвецов" или "Одних из нас" учат детей охотиться и расправляться с нежитью. Что же с нами стало?..

-5

Ужас начал отступать по историческим меркам совсем недавно. В определенный момент Голливуд решил поэкспериментировать с пугающими жанрами, и лучше всего это получилось именно с зомби – тема оживших мертвецов пошла одновременно двумя направлениями: постапокалиптическим и комедийным. Переломным моментом стал выход комедии "Зомби по имени Шон" – Эдгар Райт, Саймон Пегг и Ник Фрост окончательно уничтожили миф о смертоносной опасности зловещих мертвецов. С ними, как оказалось, можно сосуществовать. А уж способов избавления от них, знаете, сколько? Тут нам на помощь приходит фильм "Добро пожаловать в Зомбиленд", начинающийся с правил поведения в разгар Апокалипсиса и развлекающий рубрикой "Лучшее убийство зомби на этой неделе".

-6

Постапокалиптические картины о восставшей из могил нежити или трупах, которые не могут найти покоя, казалось бы, должны были составить комедиям конкуренцию и вытеснить легкомысленное отношение к зомби. Но этого не произошло – очень скоро выяснилось, что ходячие, даже в огромных количествах, не слишком пугают, а фильмы, которые позиционируются как зомби-хорроры, на самом деле говорят о чем-то другом. Взять хотя бы знаковую корейскую зомби-ленту "Поезд в Пусан". Мертвяки показаны здесь жестокими и кровожадными, но атмосфера ужаса создается не ими, а клаустрофобией и неизвестностью – герои заперты внутри несущегося вперед пассажирского состава, конечный пункт которого вряд ли будет спасением. Что же до "ходячих", то их можно обмануть и обойти, просто не создавая много шума. Разве же это смертельная угроза?

-7

То же самое можно сказать и о заслуженно ставшим популярным сериале "Ходячие мертвецы". Те, кто внимательно следил за сюжетом, в какой-то момент осознали, что заглавная угроза просто исчезла не только из кадра, но и из упоминаний главными героями. Выжившие в Апокалипсисе боролись с чем угодно – с крушением государства, с претензиями на власть, с бандами мародеров и убийц, с климатом и отсутствием привычных благ цивилизации – но только не с зомби. Отмахнуться от них оказалось проще простого: забор попрочнее да внимательность при передвижении. В обоих указанных произведениях живые часто становились большей угрозой, чем мертвые. А когда условно Добро пугает больше столь же условного Зла, впору задуматься о системе координат.

-8

В самом начале 2020-х у зомби появился неожиданный шанс снова перевернуть игру и вернуть себе статус монстров, а не "мальчиков для битья". С началом эпидемии ковида и массовой изоляцией людей в своих домах весь привычный нам мир превратился в декорации фильма "28 дней спустя", а заболевшие, как бы грубо это ни звучало, многими воспринимались именно как стоящие одной ногой в могиле полутрупы. Но и здесь кино вступило в противоречие с реальностью, ведь нас гораздо сильнее пугают единичные смерти. Один умерший – это трагедия. Трое – кошмар. Но когда счет идет на десятки, сотни и тысячи, наш разум блокирует некомфортное воздействие внешней среды и убирает негатив. В разгар пандемии смерть стала приниматься равнодушно, а всё, что связано с умершими, трансформировалось в печальную, но всё же рутину.

-9

Зомби в мире массовой смертельной эпидемии делать нечего. Сложно напугать фильмом о том, что на улицу страшно выйти, когда это запрещено в реальности. Не получится создать эффект паники от обезображенных лиц трупов в ситуации, когда в реальном мире все закрыты масками и заведомо сторонятся компаний. Не действуют угнетающе картины со сценами пустых городов, когда в действительности закрыты торговые центры, стадионы, концертные площадки. Мы прожили несколько месяцев в подлинном зомби-апокалипсисе, нас теперь "Обителью зла" не напугаешь... Ходячие мертвецы при этом не стали менее страшными, не утратили аппетита к мозгам и не перестали вызывать отвращение своим обезображенными внешним видом. Просто мы стали чуточку иными, перешли на новый уровень, где зомби – пережитый во сне кошмар, развеявшийся после пробуждения.

-10

Впрочем, не станем окончательно списывать "ходячих" со счетов. Для кинематографа зомби остаются одним из наиболее удобных хоррор-персонажей – для их экранного воплощения нужно всего-то немного грима да лохмотья. Смещение акцентов зрительского интереса должно стать вызовом для самых креативных постановщиков, которые обязательно нащупают новое применение старым трюкам – и тогда, вполне вероятно, обезображенная рука, вырывающаяся из-под толщи земли на свежей могиле, снова заставит нас трепетать, грызть ногти и обнимать прижатые к груди колени. Страх тем и интересен, что возникает внезапно, пронизывает насквозь и затягивает во тьму. И вызвать его может что угодно – реальность у нас на выдумку хитра. А за ней и кино подтянется.

-11

Расскажите в комментариях, как вы воспринимаете кино про зомби и что пугает вас больше всего. А я пока переключусь на другие темы – хочется делиться впечатлениями от всего увиденного в кинотеатрах и дома. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подпишитесь на нас в телеграме, там вы точно не пропустите ни одного нового текста. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не бойтесь скелетов, и...

-12

Увидимся в кино!

Дополнительные материалы: