Найти тему
Кицунэ моногатари

Устав Шинсенгуми и образ создавшего его кровожадного они-фукучо - выдумка?

В романах и фильмах о Шинсенгуми есть такое распространенное клише: свирепый Хиджиката устанавливает железные правила, караемые смертью, и фактически возглавляет Шинсенгуми. На самом деле Хиджиката не был ни тем, кто устанавливал правила, ни тем, кто принимал ключевые решения и руководил отрядом. Более того – в те времена не было никаких исторических записей о «Внутреннем Уставе отряда» 局中法度(Кёкучуу Хатто).

Так был ли Устав на самом деле или он – выдумка потомков? Если он существовал, кто же и когда принял этот Устав? Каков же был настоящий Устав Шинсенгуми? Что это были за пункты? Было ли в нем действительно пять пунктов?

Считается, что Устав отряда – это железные правила, нарушение которых каралось сэппуку. При этом Устав Шинсенгуми был не идеологическим сводом правил, а обязательными к исполнению правилами для внутренней дисциплины в отряде. По сведениям из некоторых японских источников, из-за внутренней чистки были приговорены к сеппуку или убиты около 50 солдат. Это в восемь раз больше, чем количество убитых ими врагов.

Вот эти пять правил, которые сейчас широко известны:

一、士道ニ背キ間敷事 Запрещено уклонение от пути самурая;
一、局ヲ脱スルヲ不許 Запрещено самовольно покидать отряд;
一、勝手ニ金策致不可 Личные заработки на стороне недопустимы;
一、勝手ニ訴訟取扱不可 Личные судебные разбирательства недопустимы;
一、私ノ闘争ヲ不許 Запрещены поединки по личным мотивам;
右条々相背候者切腹申付ベク候也 Если человек нарушит вышеупомянутые пункты, ему будет приказано совершить сэппуку.

Первые четыре пункта Устава взяты из 新選組顛末記 (Шинсенгуми тэммацки) «Полные хроники Шинсенгуми» – это своего рода мемуары Нагакуры Шимпачи, собранные и опубликованные репортером Като Минрю из газеты 小樽新聞 «Отару Шимбун» в виде серии статей. Нагакура согласился рассказать репортеру свои воспоминания, когда ему было уже за семьдесят. Като посещал его, чтобы послушать и обобщить историю, и с марта по июнь 1913 года опубликовал серию из 70 статей. Позже эти статьи собрали в книгу 新撰組永倉新八 «Нагакура Шимпачи из Шинсенгуми» – частное издание, которое подарили родственникам Нагакуры и семьям, кто был связан с Шинсенгуми, к 13 годовщине смерти Нагакуры. В Саппоро живут два правнука Нагакуры – Сугимура Эцуру и Сугимура Кадзунори. Их бабушка и дедушка были младшей сестрой и старшим братом, поэтому эти двое являются двоюродными братьями. Эти двое правнуков и издали эту книгу для частного использования в издательстве Кашивара, Саппоро.

О фотографии Кондо и Хиджикаты на фронтисписе, от правнуков написано: «В последние годы жизни прадедушки в его комнате висели в рамочках фотографии этих двух людей, и он молился им, складывая руки ладонями вместе» .

-2

В этих воспоминаниях Нагакура говорит:

«Сэридзава посоветовался с двумя людьми – Ниими и Кондо, и вместе они приняли эти правила. Первые два пункта касались уклонения от пути самурая и самовольного выхода из отряда. Третьим было самовольное добывание денег. Четвертым – самовольное обращение с тяжбами в судебные инстанции. И дополнение – за несоблюдение этих четырех правил человеку прикажут совершить сэппуку. Кроме того, приговор должен быть оглашен и совершен перед лицом товарищей».

Таким образом, если принять за неоспоримый факт, что Нагакура не напутал или не сочинил, то становится понятно следующее.

Центральную роль в принятии Устава сыграли Сэридзава Камо и Кондо Исами, по сведениям из японских источников примерно в мае 3-го года Бункю (1863). Это случилось, когда отряд еще назывался Мибу Рошигуми. Пунктов в Уставе было четыре. Есть конкретное наименование этих пунктов запретов. Данный устав, по словам Нагакуры, Сэридзава, Ниими и Кондо назвали как 禁令 – кинрэй, запрещающий закон. Нагакура ни разу не называет его 局中法度 Кёкучуу Хатто.

После выпуска «Полных хроник Шинсенгуми» Нагакуры Шимпачи и Като Минрю, выходит в свет 新選組始末記 (Шинсенгуми шимацки) «Летописи Шинсенгуми» Шимодзавы Кана, и тексты при этом оказываются очень схожи. Это говорит о том, что его книга базировалась на статьях Като Минрю, которые, в свою очередь, были основаны на воспоминаниях Нагакуры. Там же впервые появляется название устава 局中法度 Кёкучуу Хатто и пятый пункт о поединках. Возможно, Шимодзава узнал об этом пункте с чьих-то слов, поскольку его труд был основан и на беседах с очевидцами или участниками событий, так или иначе имевших касательство к Шинсенгуми. Но он вполне мог его и придумать, поскольку сам Шимодзава упоминал, что пишет не исторические хроники, а романы. К тому же Нагакура, непосредственный участник событий, такого пункта не упоминал.

Теперь обратимся к 浪士文久報告記事 (Роши Бункю Хоукоку киджи) – «Записи отчета ронина Бункю». Это записки Нагакуры Шимпачи, написанные в первый год эры Мэйджи (1868). Там вообще нет никаких упоминаний о четырех пунктах запретительного закона. Так же нет ни слова о том, кто был автором этого закона.

Таким образом, получается, что когда Нагакура по свежим воспоминаниям писал в 1868 году свои записки, он об Уставе не упомянул. В «Полных хрониках Шинсенгуми», которое было написано третьим лицом со слов уже очень пожилого Нагакуры, появились четыре пункта и указание их авторства. А уже после в произведении Шимодзавы Кана, который написал свою книгу, практически переписав статьи Като Минрю и приукрасив их для оформления сухих фактов в литературное произведение, появляется новое название Устава и пятый пункт.

Впрочем, первое и второе друг друга не исключает – Нагакура, записывая свои первые воспоминания, мог действительно просто не упомянуть про Устав – возможно, не подумал о нем, возможно, решил, что это не заслуживает пристального внимания, а возможно в те неспокойные времена предпочел умолчать об этом или счел, что не имеет права разглашать секретную документацию отряда.

Однако все же есть единственный исторический документ тех времен, который доказывает существование Устава Шинсенгуми.

元治秘録 – (Гэнджи Хироку) «Секретный документ годов Гэнджи» (27.03.1864– 30.04.1865). В отличие от материалов Нагакуры, о которых узнали уже позже, это единственный исторический материал того же периода времени, в котором существовал отряд Шинсенгуми.

Есть описание закона Мибу Роши, который состоит в том, что если самовольно выбывший из отряда (сбежавший человек) обнаружен, то его же товарищам будет приказано его убить, из чего следует, что члены отряда убивали сбежавших. Однако конкретного названия этого закона и самого оригинального текста японский источник не нашел.

Можно было бы и это тоже счесть выдумкой, однако в 新撰組往事実戦譚書 (Шинсенгуми ооджи джиссэн танщё) «История прошлых боевых действий Шинсенгуми», написанной в 39 году Мэйджи (1905) есть письмо домой от октября 1864 года одного из членов отряда Кондо Ёшиске, который присоединился к Шинсенгуми во время вербовки в Эдо. В письме написано следующее:「組中の様子を見て解約せんとするも許さず、結局死さざれば脱するを得ず」– «Видя положение в отряде, попытался расторгнуть договор, позволения мне не дали, в конечном итоге. можно выйти только если умер». Иными словами, попав в отряд после вербовки и увидев все изнутри, Ёшиске понял, что это отличалось от того, что он ожидал, и когда он решил уйти, ему не позволили. Если не умер, выход невозможен, поэтому уйти не получилось.

Таким образом, по состоянию на октябрь первого года эры Гэнджи среди солдат было понимание, что «выход из отряда = смерть», что говорит о том, что какие-то правила, в том числе и смерть за выход из отряда, все-таки существовали.

Однако, Устав, появившийся в литературных произведениях, теперь часто цитируется в статьях о Шинсенгуми, мангах и дорамах, а сцена, в которой они-фукучо Хиджиката Тошизо, читает их перед солдатами, уже является классикой.

Однако стоит помнить, что созданный этими клише образ Хиджикаты Тошизо, который строго следил за соблюдением Устава в отряде, пусть и оказался воистину демоническим, но решительно продвигали эти правила с самого начала два командира – Сэридзава и Кондо.

В отношении же самого Шинсенгуми так же бытует образ «ужасающего отряда с железной дисциплиной», который на самом деле далек от исторических фактов, но он в значительной степени навязан творениями потомков. Однако в конце сёгуната Токугава, даже в самурайских кланах, действия, нарушающие бушидо, естественно, были запрещены, даппан (самовольный выход из клана) карался сэппуку, а также были запрещены денежно-кредитная политика и судебные разбирательства. Так что, если рассмотреть ситуацию в стране в целом, то выходит, что Шинсенгуми были не экстраординарной в своей жестокости группировкой, наводящей ужас, а вполне обычный военный отряд с обычными для того времени внутриотрядными правилами дисциплины.

Источники: 1, 2, 3, 4