Найти в Дзене
Primavera

Итальянский фарфор Ginori

Слово «джинори» (ginori) для итальянцев давно стало именем нарицательным – так часто называют изящный качественный фарфор вне зависимости от его производителя. История марки фарфора Ginori началась в 1735 году, когда маркиз Карл Андреа Джинори (1701—1757) основал керамическое производство в фамильном поместье Дочча в Тоскане. Иногда фарфор Ginori называют по наименованию этого поместья – фарфор Дочча. После изобретения европейского фарфора, иметь собственную мануфактуру стало своего рода модным поветрием и престижным делом в кругах европейской аристократии. Далеко не все такие производства прошли испытание временем, но бренд Ginori вот уже почти триста лет радует покупателей своими изделиями.

Редкая настольная табакерка в стиле шинуазни, высота 11,6 см, Ginori, около 1730 г.

-2

Табакерка с «камеями» в позолоченной оправе, ширина 7,3 см, Ginori, около 1750 г.

Производство шкатулок и табакерок было важной частью продукции фабрики. В составе мануфактуры была специальная "Лаборатория Аргентиери", основанная в 1744-1745 годах для изготовления металлических оправ. Идея создания шкатулок с рельефными портретами в подражание классическим камеям возникла у падре Сколопио дона Альберто Папиани, который преподавал философию сыновьям маркиза Джинори. Замысел состоял в том, чтобы табакерки давали своим владельцам некоторое представление о классической истории, а также были красивыми предметами. На крышке этой шкатулки изображены римские императоры, а по бокам - цари династии Птолемеев. Самым плодовитым художником, создавшим эти шкатулки, был знаменитый Джузеппе Ромеи. Согласно архивам, в период с 1743 по 1749 год ему заплатили за роспись по меньшей мере 37 табакерок.

-3

Редкий кофейник, одна из ранних моделей Ginori, высота 26,5 см, около 1747-1750 гг.

Этот кофейник с носиком в виде головы лебедя, украшен штампованным орнаментом (стампино), который создавали путем росписи по специальным трафаретам кобальтовой краской. Упоминание кофейника этой модели есть в переписке Карло Джинори и Гасперо Бруски, главного модельера фабрики.

-4

Бюст Карло Джинори, около 1755 г.

Особая гордость компании – статуэтки, миниатюрные реплики классических монументальных скульптур XVI века Микеланджело Буонаротти, изначально задуманные флорентийскими скульпторами для отливки в бронзе. В каждой такой скульптуре более сотни деталей, изготовленных и соединенных вручную.

-5

«Вакханка с пантерой» по модели Дж. Б. Фоджини, Ginori, 1750 г.

-6

Фарфоровая ваза с накладным горельефным декором, высота 36 см, Ginori, 1862 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.

Эта ваза была в экспозиции Ginori на Лондонской выставке 1862 года, где марка получила приз за лучшие репродукции «античной майолики». Компания Ginori в этот период специализировалась на имитациях итальянской майолики, в частности, на лепных рельефных формах семьи Делла Роббиа.

К концу XIX века мануфактура разрослась до солидного промышленного производства со штатом 1000 человек. В этот период была чрезвычайно популярна посуда в стиле неоренессанса, и многие производители фарфора заинтересовались старинными техниками глазурования, пытаясь достичь эффекта знаменитого красного и золотого глянца итальянской майолики. Далеко не всем удалось добиться такого же успеха, как на этом блюде редкого насыщенного переливающегося канареечно-желтого цвета.

-7

Блюдо в духе итальянской ренессансной майолики, Ginori, около 1880 г.

-8

Блюдо в стиле позднего ренессанса, Ginori, конец XIX века.

-9

Настенный карман в виде женского бюста, по модели Урбано Луккези, скульптора и художественного руководителя мануфактуры с 1876 по 1906 годы, Ginori, конец XIX века.

-10

Фляга пилигрима, майолика, Ginori, около 1870-1880 гг.

-11

Пара монументальных майоликовых ваз на постаментах, высота 163 см, Ginori, конец XIX века.

-12

Кувшин по модели XVIII века, высота 80 см, Ginori.

-13

Пара кувшинов в стиле барокко, высота 67 см, Ginori, конец XIX века.

-14

Большая чаша-трилистник с аллегорическим сюжетом "Время похищает красоту" и гротескными головами сатиров, диаметр 40,5 см, Ginori, XIX век.

-15

Пара элегантных бело-золотых фарфоровых ваз, высота 50,5 см, Ginori, конец XIX века.

Эти вазы 1980-х годов по технике и типу декора входят в группу фарфора Джинори с золотой росписью, ставшую отражением стиля в интерьерах итальянцев конца XIX века, который мы теперь называем ориентализмом.

-16

Большая кобальтовая ваза с золотой росписью, высота 108 см, Ginori, 1870-1880 гг.

-17

Плакетка работы Лоренцо Бекерони «Мадонна делла Седия» по картине Рафаэля, 18,5 х 18,7 см, Ginori, 1856 г.

Мануфактура Ginori славилась не только своими скульптурными формами, но и мастерством художников по фарфору. Их рисунки и орнаменты – в числе главных сокровищ архива компании. Среди фирменных росписей Ginori выделяются своим необычным стилем работы знаменитого архитектора и дизайнера Джио Понти, который руководил мануфактурой в период 1923—1930 гг. Это серия дизайнов с амазонками «Venatoria», включающая сцены охоты или отдыха.

-18

Декоративное блюдо «L'Amazzone con il Corno» по дизайну Джио Понти, диаметр 54 см, Ginori.

-19

Монументальная ваза по дизайну Джио Понти, высота 54 см, Ginori, около 1924 г.

-20

Ваза «Con Minaci» по дизайну Джио Понти, высота 54 см, Ginori, около 1924 г.

-21

Красная ваза с серебром «Trinfale» по дизайну Джио Понти, высота 23 см, Ginori, около 1929 г.

-22

Ваза по дизайну Джованни Гарибольди, высота 74 см, Ginori, 1938 г.

-23

Ваза по дизайну Джованни Гарибольди, высота 63 см, Ginori, 1950 г.

В начале XXI века компания столкнулась с финансовыми трудностями, обанкротилась и была приобретена в мае 2013 года фирмой Gucci. Нынешнее руководство компании, по словам управляющего директора бренда Джованни Джункеди, так видит миссию компании:

«Наша первостепенная задача – вывести старинную итальянскую мануфактуру на высокий уровень, сделать ее глобальной компанией. При этом, на мой взгляд, важно не потерять главное: бережно хранить историю и секреты мастерства и адаптировать все достижения к современным реалиям. В поместье основателя, маркиза Карла Джинори, теперь находятся библиотека и архив компании – в нем хранятся формы и эскизы за всю историю бренда. А первым коллекционером был сам маркиз – он стал собирать изделия мануфактуры с 1744 года. Вообразите: бесконечные ряды полок от пола до потолка, покрытых вековой пылью... И наши мастера частенько эту пыль стряхивают, заглядывая в архив, чтобы подпитаться идеями, придумать новые трактовки».
-24

Большая двуручная ваза, высота 53 см, Ginori.

-25

Большая двуручная ваза, расписанная сюжетом «Вакх и Ариадна на острове Наксос» по мотивам Антуана Куапеля, высота 53 см, Ginori.

-26

Двуручная ваза, расписанная в стиле старинной итальянской майолики Дерута, высота 53 см, Ginori, ХХ век.

Мастера Ginori сегодня используют те же техники, что и в XVIII веке: гипсовые формы пропитывают оливковым маслом или марсельским мылом, затем заливают в них фарфоровую смесь (каолин, кварц и полевой шпат в выверенных пропорциях). В течение суток заготовки обжигают в печах, раскаленных до 1000 градусов, чтобы получить шероховатый фарфор, который итальянцы называют biscotto (бисквит). А блеск и глянец появляются уже после второго обжига, более продолжительного и еще более горячего.

-27

Как и 300 лет назад, мастера Ginori многие операции выполняют вручную.