— Елена?
В телефоне звучал незнакомый голос. Лена хотела было прекратить общение, но в трубке торопливо прозвучало:
— Лена, вы, пожалуйста, не сбрасывайте меня. Я с вашей мамой знакома. Для меня самой откровение, что у Марии есть взрослая дочь. В общем, звоню вам сказать, что маме помощь нужна. Вы, пожалуйста, навестите ее. Там все поймете. Вы же адрес знаете?
— Нет.
— Сейчас отправлю вам СМС.
— Не стоит утруждаться. Я не приеду.
— Почему вы так поступаете? Неужели вы настолько равнодушная? Не ожидала…
Елена сбросила вызов.
Через минуту на экране высветилось уведомление о входящем СМС. «Видимо, адрес сбросила. Мне без разницы. Я все равно ничего предпринимать не намерена», — думала Елена. Каким чудесным и солнечным казалось утро пока не случился звонок.
В юные девятнадцать лет Мария родила Елену. Это не рано, но просто… не ко времени! Рождение ребенка для воспитания не планировалось. Единственным поводом было желание удержать возле себя Сергея. Увы, уловка не сработала. В общем, из города пришлось вернуться в поселок, где в стареньком доме проживала родная мать. Дремучее захолустье по мнению Марии.
Мама не была рада подобному визиту. Она Марию родила, когда ей тридцать один год исполнился. Пришлось растить в одиночку. Время быстро пролетело. Вот уже под пятьдесят лет. Очень надеялась, что Мария не станет рано обзаводиться детьми. И вот те раз.
Когда Марии восемнадцать исполнилось, она стремглав покинула деревню в поисках лучшей жизни в городе. Вот только покорить себе городские чертоги не удалось. Зато упал к ногам Сереженька. Недолгий был роман. Начинался с комплиментов и подарков. Но как только настигла новость о беременности, то несостоявшийся папа «включил заднюю»:
— Маша, не стоит торопить события. Рановато сейчас для детей. Тебе так не кажется?
— Ну, раз уж так получилось. Куда деваться? Давай распишемся, снимем жилье. — Маша приняла ситуацию как вполне естественное явление.
Сергей отмолчался, но и со свадебной подготовкой торопиться не стал. Встретил молодую маму с ребенком в роддоме. Организовал съемное жилье. Однако, уже в первые пару месяцев понял, что такое бессонные ночи и постоянная нехватка денег. Короче, исчез герой однажды. Собрался как обычно на работу, вышел в дверь и больше не возвратился. Мария пыталась его найти. Толку не было. Телефон недоступен. Коллеги пожимали плечами:
— Он нам не докладывался. Уволился и уехал. Куда не знаем.
Где родители Сергея живут она тоже не знала. В разговорах мелькала информация, что где-то на юге. Но никакой конкретики.
Посетив мать в деревне с приданым, Мария констатировала:
— Вот, привезла тебе внучку познакомиться. Нужна помощь.
Глубоко вздохнув, Ирина Петровна выслушала историю дочери. Посетовала о том, какой паршивец Сергей, а затем спросила:
— Ты от меня какой помощи ожидаешь? Я на работе днем. В какие-то моменты могу с Леночкой посидеть, но на большее не рассчитывай. Только один вариант. Ты должна вернуться сюда домой. Я в город никогда не поеду. Там по съемным квартирам скитаться не намерена.
Мария напирала:
— Мам, я просто прошу приютить у себя Лену. Мне в город вернуться нужно будет. Работу там найду и вам помогать регулярно буду.
— Не, не, не. Ни за что! — парировала Ирина Петровна.
— Что ты в самом деле? — с обидой в голосе ответила Мария. — Это реальный шанс выйти раньше на пенсию. Отдохнешь. С внучкой время дома проводить будешь. Я все обеспечу.
— Слушай, дочь, а ты уверена, что я о таком отдыхе мечтаю? — хмурым голосом ответила Ирина. — Значит так! Или вы вдвоем переезжаете ко мне или обе исчезаете из моей жизни.
Осознавая, что дальнейший спор бессмысленный, Мария кивнула головой.
— Сегодня уже поздно. Мы уедем завтра.
Но Маша покинула родительский дом одна. Проснулась утром Ирина Петровна от детского плача. Дочки и след простыл. Наверное, больше сотни раз пыталась безуспешно набрать номер Марии. Но телефон упорно молчал…
Посетила мысль, что нужно обратиться в полицию. Но затем, взглянув такую несчастную, зареванную Леночку с красными глазенками и…
— Хорошо, внученька, как-то придется вместе выживать, — утирая злую слезинку сказала Ирина Петровна.
И пришлось действительно тяжко. Поскольку Ирина ходила на работу, ребенка удавалось пристроить к соседке, которая сама возилась с двумя ребятишками.
— В декрете нахожусь, поэтому приводи Леночку, пригляжу за ней. Только давай договоримся, что ты как будто внучку в платный садик отдала, — сказала соседка.
Деваться было некуда. Ирина Ивановна согласилась на условие. Пришлось из сбережений на черный день выделить определенную сумму. Видимо, нелегкие времена наступили раньше, чем предполагалось.
Девочка подросла. Удалось определить ее в местный садик. И тут Маша вновь нарисовалась на пороге.
— Чего приперлась? — безрадостно сказала Ирина.
— Мам, умоляю, давай без хамской полемики, — резко ответила Мария. — Да, виноватая я. Иначе поступить не смогла. Извини. Знала, что за Леночкой ты непременно присмотришь. Планировала, что быстро удастся встать на ноги, чтобы активно начать помогать. Однако, процесс затянулся.
Мрачно выслушав дочь на пороге, Ирина Петровна даже не хотела впускать Марию в дом. Но наглая девушка без приглашения плечом отодвинула мать. Проходя в комнату, она поинтересовалась:
— А где Леночка? Я не с пустыми руками. Подарки вот ей и денег немного тебе передать хочу.
— Вот, не надо. Пойду ребенка соберу, ты ведь за ним приехала?
Маша насупилась.
— Мам, не стоит лишний раз Лену тревожить. Сейчас мне девочкой заниматься несподручно. Я на работе. И, кстати, замуж выхожу. Жених не в курсе, что у меня есть ребенок.
Ирина Петровна не выдержала. Распахнув широко входную дверь, сказала:
— Убирайся, чертовка!
Ей очень хотелось в моменте схватить Марию за дорогую шевелюру и от души приложить лбом в стену. Но удалось сдержаться.
— Мам, я с дочкой увидеться хочу, — попыталась прозвучать серьезно, сказала Мария, но вышло не убедительно.
— Послушай, вижу я как тебе дорога доченька. Откровенно плевать на ее судьбу. Потешить самолюбие приехала? Подачки в виде подарков привезла. Проваливай пока руки ноги целы. Я за себя не ручаюсь!
Маше ничего не оставалось, как уйти. Ирина Петровна села на коридорный пуфик и горестно разрыдалась. Хорошо, что ребенок не видел происходящего. Леночка сейчас была на прогулке вместе с соседкой и ребятами.
Прошло без малого два года. Телефонный звонок от Марии прозвучал как гром с неба.
— Мам, трубку не бросай. Я тебе деньгами помочь хочу. Свою гордыню успокой, пожалуйста. Лена подрастает. Я все понимаю. Деньги вам сейчас очень нужны.
— Долго же ты собираешься. Не хочется увидеть дочурку? А может настало время подарить ребенку семейное счастье?
Маша молча выслушала слова матери. Она стеснялась рассказать, что уже второй раз успела выйти замуж. Новый муж также не знал о ребенке. Он мечтает о сыне. Воспитание чужой дочери ему точно не понравится.
— С вшивой овцы хоть шерсти клок поиметь. Переводи деньги на карту, — резко отозвалась Ирина Петровна.
В трубке лишь послышалось молчание.
Леночка задавала Ирине Петровне вопросы о маме. И бабушка почти правдиво рассказывала:
— Мама твоя далеко уехала. Настолько далеко, что вернуться быстро не получается. Вот, периодически высылает денюшку.
— А за мной она когда-нибудь придет? — с надеждой в голосе спросила Лена.
— Милая, я не знаю, — произнесла бабушка, нежно обняв девочку.
Продолжение следует...