Найти тему
Смысл в кино

Достоен ли фильм Анора Оскара? Вопросы требуют ответов

Оглавление

"Анора" наделала много шума, получив престижную Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля 2024, а теперь ей прогнозируют победу на святая-святых Премии американской киноакадемии.
Такое ощущение, если картине прогнозируют успех на Оскаре, то автоматически положено восхищаться ей.

Постер к фильму "Анора" взят из ТГ канала @poster_pron
Постер к фильму "Анора" взят из ТГ канала @poster_pron

Но посмотрев эту картину режиссера Шона Бейкера, возникает удивление и недоуменный вопрос "С каких это пор фильмы с сюжетом "творчества" канала Россия 1 (хотя там порой бывают сюжеты позабористее) стали получать такие награды?".
Да стиль подачи современный, с атмосферой в стиле "Лакричной пиццы", но что со смысловой нагрузкой?
Мое лицо при виде этого выглядит как мем с закатанными глазами Роберта Дауни Дж.

Интересуясь у старшего поколения, почему они смотрят подобные истории, ответ всегда в стиле: потому что там показывают настоящую жизнь, с ее несправедливостью.
Что впрочем всегда удивляло меня, очевидно, моя жизнь просто выглядит несколько иначе.

Помимо этого, всех взбудоражило, что в наши времена вдруг побеждает фильм с русским подтекстом, персонажами, при это нет ни одной атомной бомбы, золотого зуба, медведя или балалайки. Мол, это гуманно и все в этом духе.

Но постойте, а что за персонажей мы видим?
Избалованного мажорика, который сорит деньгами отца.
Русского олигарха со стервозной женой, которые не дают прорваться наверх бедной девочке, запугивая ее.
Армянских верзил, которые не выглядят как "типичная русская мафия", а скорее как плюшевые мишки, которым оторвала ухо девчонка.

Кадр из фильма "Анора"
Кадр из фильма "Анора"

Неужели такие персонажи "Наводят мосты" в рассорившемся мире?
Скорее высмеивание по типу "вообще-то эти русские не такие уж и страшные".
Мостом могла бы послужить картина о широкой русской душе, а не о даме с низкой социальной ответственностью.

Не менее поражает сравнение с «Красоткой», которое кажется абсолютно неуместным, даже несмотря на некоторые фразы оттуда.
«Красотка» - это сказка, которая в свое время ссылалась на «Золушку» за гранью 18+. Помимо такого немодного сейчас хэппи энда в "Красотке" был и рост персонажей, и шарм, и уважение к женщине.

Но сейчас складывается ощущение, что люди разучились мыслить абстрактно, а потому метафоры сказок стали трактовать прямолинейно, то есть как нечто «токсичное», эдакие Дурсли, которые считают "фантазию" чем-то недопустимым.
Классика стала осуждаться и осовремениваться, чтобы искоренить опасные фантазии и, прости господи, романтику и любовь, ведь все это оскорбляет женщин.

Кадр из фильма "Анора"
Кадр из фильма "Анора"

А по факту это элементарный страх разочарования в реальности, что в жизни не будет как в кино или книжке. Но нам никто этого и не обещает, лишь дарит веру в любовь, которая порой может ранить, но так же может и воскресить.

Восхищение картиной было бы сомнительным, но есть нюанс.

Сильный женский персонаж или снова извращенный феминизм

Помним, что председателем жюри Каннского фестиваля была знаменитая своими феминистскими работами Грета Гервик, а «Анора» точно обладает излюбленным «сильным женским персонажем» в современном понимании этого выражения.
Х
отя с этим точно можно поспорить.
Если женщина может разбить нос здоровому армянину, борется за свои иллюзии (читай, активную жизненную позицию) это еще не говорит о ее силе.

Кадр из фильма "Анора"
Кадр из фильма "Анора"

Вообще непонятно, почему сила должна выражаться в физическом эквиваленте, когда понятие «сильная женщина» говорит скорее о невероятном духе, моральных принципах и стойкости характера, который подчеркивает ее достоинство.

А в данном случае нам подают истеричную девочку не в адеквате, которая настолько юна, что просто не понимает, что происходит, которая не обладает внутренним стержнем, чтобы выдержать ситуацию.
И для 20ти-летней девушки это нормально, это приобретение определенного жизненного опыта, который вероятно позже приведет ее к взрослости.

Но это точно не стоит подавать и представлять, как сильную женщину, ибо сейчас идет очень жесткая подмена понятий, и любой материал нужно очень сильно фильтровать, особенно тот, который направлен на молодые умы.
И с учетом современного кризиса отношений и популярностью карьеры эскортниц, такие персонажи легко могут стать примером для подражания.

Кадр из фильма "Анора"
Кадр из фильма "Анора"

В то время как цель истинного феминизма заключалась в том, что женщина имела право голоса, выбирать работать ей или нет, распоряжаться своей жизнью без указки сверху.
А в итоге, это превратилось в истерию и войну между полами.

Потеря связи с реальностью

То, за что на самом деле боролась Анора или Эни, так это за собственные иллюзии.
И фильм на самом деле не о сильной женщине, а о потере связи с реальностью.
Забавно, что фильм хочет столкнуть нас с реальностью, снимая розовые очки романтичных комедий, но при этом почти все персонажи носят эти розовые очки.

Кадр из фильма "Анора"
Кадр из фильма "Анора"

Никто из персонажей не осознает, что на самом деле происходит.
Эни вместо того, чтобы кайфануть то время, которое у нее есть с мажорчиком и подзаработать на безбедные пару лет жизни или на учебу, кстати, в
"Красотке" как раз в этом и была сила героини, что она решила не принимать предложение мужчины, которое считает неподходящим для себя, а уйти с улицы, подняться с низов, получив образование.

И это является примером силы, а не истерики
"почему мне не дают жить - не тужить с богатеньким мальчиком за счет его родителей?".
Анора вместо трезвой оценки ситуации впадает в алкогольный транс и «семейную жизнь» с готовностью делить имущество, которого нет.

Кадр из фильма "Анора"
Кадр из фильма "Анора"

Ванечка-дурачок скорее Емеля, который требует исполнения желаний, не слезая с печи. Про него постоянно говорят, что он не хочет взрослеть и за ним постоянно приходится расхлебывать неприятности.
Осознает ли он это?
Он просто слезает с неудобных тем, впадая в забытье разных форм и калибров. Тут не то что потеря связи с реальностью, эта связь даже не существовала.

Родители Ванечки активно пытаются не замечать, что их сынок мерзкий, отвратительный, грязный таракан, которому ни в коем случае нельзя учиться манерам и отвечать за свои поступки. Легче закрыть глаза, чем признать свои провалы в воспитании.

Единственный, у кого действительно была связь с реальностью - это Игорь. Он четко осознавал, что происходит, на кого работает и с кем имеет дело.

Кадр из фильма "Анора"
Кадр из фильма "Анора"

Собственно, финал истории показал нам, что именно он в какой-то степени отрезвляет фантазии Аноры.

Финал - это, пожалуй, самое интересное во всем фильме.
Мы видим, что Игорь отдает ей кольцо, а она по своей привычке или натуре решает "отблагодарить" его или увидеть в нем своего спасителя.
Но позже осознает, что во всей этой истории не ее изнасиловали, а она сама отдалась людям с
"глазами насильников" ради кольца с бриллиантом.
Насильником оказался не Игорь, а все остальные, но она сама запрыгнула к ним на колени.

Благодарю, что дочитали до конца.
Также буду рада вашим лайкам и подпискам, это действительно помогает моему каналу развиваться.
И конечно, если вы хотите поддержать автора, то свои донаты вы можете отправлять
по ссылке здесь.

Недавно я создала свой ТГ канал, если интересно, заходите.