Найти тему

Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с использованием вестибулярных пластинок МАППИ

Оглавление

Автор Е. В. Кравцова — учитель-логопед МБДОУ ЦРР д/с «Ласточка», г. Обнинск Калужской обл.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

В течение одного учебного года в нашем учреждении, МБДОУ ЦРР детский сад «Ласточка», проходил педагогический проект по теме «Коррекция звуков у старших дошкольников с использованием вестибулярных пластинок МАППИ». В проекте приняли участие родители и дети старших возрастных групп детского сада, педагоги учреждения и учитель-логопед.

Мы с коллегами разработали систему заданий с использованием инновационной технологии работы с вестибулярными пластинками МАППИ трех видов, направленную на постановку различных групп звуков у дошкольников. В помощь логопедам в 2008 г. австрийская компания „Dr. Hinz Dental“ разработала вестибулярные пластинки с бусинкой «Классическая модель» и в 2010 г. — «Новая модель». Для коррекции звукопроизношения также используется пластинка с проволочной заслонкой.

В ходе проекта мы разработали методический комплект «Сказки и упражнения для постановки и автоматизации основных звуков с вестибулярными пластинками МАППИ», в состав которого входят:

— методические рекомендации по работе с пластинками;

— комплексы артикуляционных упражнений для постановки различных групп звуков с использованием пластинок МАППИ;

— артикуляционные сказки для работы с пластинками;

— дневник по работе с вестибулярной пластинкой;

— набор карточек-картинок для артикуляционных упражнений.

Нарушение звукопроизношения у детей — это основная причина, по которой дети старшего дошкольного возраста зачисляются в группу логопедической помощи. Учителя-логопеды в своей работе по постановке звуков применяют специальные комплексы артикуляционных упражнений. Но практика показывает, что для исправления сложных дефектов звукопроизношения традиционных приемов бывает недостаточно. Необходимо применять дополнительные упражнения, нетрадиционные приемы, инновационные технологии.

Логопедическая работа с использованием вестибулярных пластинок МАППИ является здоровьесберегающей технологией, она помогает решать проблемы коррекции звуков у детей со сложными речевыми дефектами, а также у детей с ОВЗ, что является приоритетной задачей в нашем коррекционно-педагогическом процессе.

Во всем мире сейчас мода на здоровый образ жизни. Спортом занимаются буквально все! Одно удовольствие видеть, как родители вместе с детьми совершают пробежку или делают зарядку, ходят в тренажерный зал. Спорт дает силу, здоровье, прекрасное настроение и уверенность в себе. Но не надо забывать, что в тренировке нуждаются не только наши ноги, руки, спина, шея, но и органы артикуляции — губы, язык, щеки. Эти речевые органы состоят из мышечных волокон, а значит, физическая нагрузка и специальные упражнения им просто необходимы. Наши «волшебные сундучки» с пластинками МАППИ и стали для ребят их маленькими личными тренажерами для язычка.

Разработанная нами система заданий с использованием вестибулярных пластинок МАППИ направлена на постановку звуков у старших дошкольников.

Были разработаны конспекты логопедических занятий с использованием пластинок МАППИ (конспекты см. в приложениях).

Мы наблюдали, как в ходе проекта изменились качественные и временные показатели в коррекции звукопроизношения у дошкольников с ортодонтическими проблемами в развитии. Об этом свидетельствовали результаты начального и итогового мониторингов.

В ходе проекта повысился интерес родителей к коррекционному процессу, они стали вместе со своими детьми активными его участниками.

Наши дневники для работы с вестибулярными пластинками имеют красочный и информативный вид (см. приложения «Дневник мальчика, девочки» и «Летний дневничок»). Артикуляционные сказки были полезными и интересными (смотри приложение «Арт-сказки»). Составлены комплексы упражнений с пластинками МАППИ для разных групп звуков и цветные схемы к ним (см. приложение 1).

Одновременно при использовании вестибулярных пластинок в коррекции звукопроизношения у детей формировался правильный прикус, нормализовалось носовое дыхание, устранялись вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей, засасывание губы), укреплялось здоровье детей.

Приложение 1

Комплексы артикуляционных упражнений

Примечание

ПБ — пластинка с бусинкой.

ПЗ — пластинка с заслонкой.

ПБ нов. — пластинка с бусинкой NEW.

Комплекс 1. Упражнения на формирование правильного дыхательного цикла включением дыхания через нос).

«Подуй на бусинку» (ПБ). Мы помыли бусинку, теперь нужно ее посушить. Вдох носом, затем дуем на бусинку, пластину держим перед ребенком на уровне рта. С языком. Выполнять 5—7 раз.

«Пыхтелка» (ПБ и ПЗ). Пластинку вставляем в рот. Удерживаем. Дышим носом (и вдох, и выдох). Выполнять 5—7 раз.

«Пушинка-невидимка» (ПБ и ПЗ). Пластинку вставляем в рот. Удерживаем. На руку на уровне носа кладем ватку. Носом вдох, на выдохе нужно сдуть ватку с руки. Выполнять 5—7 раз.

«Одуванчик» (ПЗ). Пластинка во рту, который приоткрыт. Логопед поддерживает язык пластинкой снизу. Легкий вдох носом, ребенок высовывает язык и дует на ватку, которая приклеена к кончику носа. Выполнять 5—7 раз.

Комплекс 2. Упражнения для коррекции произношения шипящих звуков.

«Утенок» (ПБ и ПЗ). Вставляем в рот пластинку. Ребенок вытягивает губы в трубочку, удерживает пластинку. Расслабляет губы. Повторяет движения. Выполнять 5—7 раз.

«Упрямый ослик» (ПБ и ПЗ). Вставляем в рот пластинку. Ребенок губами удерживает пластинку, в то время как взрослый за колечко с небольшим усилием тянет ее изо рта. Выполнять 5—7 раз.

«Колобок» (ПБ и ПЗ). Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого, удерживая пластинку, «катит» Колобок-бусинку по губам тубам туда-сюда и по языку. Выполнять 5—7 раз.

«Машина заехала в гараж» (ПБ нов.) — для пластинки с бусинкой к спинке языка. Рот открыт. Пластинку держим за колечко на уровне губ. Ребенок высовывает язык, захватывает бусинку снизу и прокатывает по нёбу — «завозит машину в гараж». Выполнять 5—7 раз.

«Горка» (ПБ нов. и ПЗ). Пластинку помещаем в рот. Ребенок не смыкает губы, широко открывает рот, оставляя бусинку за нижними зубами. Кончик остается под бусинкой, а средняя часть языка поднимается горкой. Язык удерживается в таком положении на счет 5. Выполнять 5—7 раз.

«Сметаем снег с горки» (ПБ нов.). Пластинку помещаем в рот. Ребенок не смыкает губы, широко открывает рот, оставляя бусинку за нижними зубами. Кончик остается под бусинкой, а средняя часть языка поднимается горкой. Язык удерживается в таком положении на счет 5. Пластинка остается во рту. Ребенок катит бусинку по языку вверх-вниз — «сметает снег с горки». Выполнять 5—7 раз.

Грабельки (ПЗ). Держим пластинку за колечко и проводим гребенкой-заслонкой по язычку вперед-назад, а потом, наоборот, по всей площади язычка. Широкий язычок лежит на губе. Выполнять 5—10 раз.

Комплекс 3. Упражнения для коррекции произношения звуков [л] и [л’].

«Поймай комарика» (ПБ). Открыть рот. Вставить пластинку, закрыть рот. Вынуть пластинку. Закрыть рот. Проглотить слюну. Почувствовать разницу. Выполнять 2—5 раз.

«Поймай муху» (ПБ). Рот открыт. Пластинка перед ребенком на уровне рта. Ребенок языком тянется к бусинке. Взрослый отодвигает пластинку вверх, вниз, влево и вправо. Ребенок языком «догоняет» ее. Выполнять 5—7 раз.

«Часики» (ПБ). Пластинка перед ребенком на уровне рта. Ребенок языком тянется к бусинке. Взрослый отодвигает пластинку влево поочередно, повторяя: «Тик-так». Ребенок языком «догоняет» ее. Выполнять 5—7 раз.

«Птенчик» (ПБ нов.). Рот открыт, пластинка внутри, губы разомкнуты. Взрослый пластинкой поддерживает язык снизу, обеспечивая верхний подъем. Кончик выносится вперед и вверх изо рта — «выглядывает» и прячется обратно. Выполнять 5—7 раз.

Комплекс 4. Упражнения для коррекции произношения звуков [р] и [р’].

«Грибок» (ПЗ). «Ловим комарика», засовывая пластинку в рот. Ребенок кончиком языка упирает в заслонку, держит на счет. Взрослый вводит пластинку снизу, поддерживает язык заслонкой, обеспечивая верхний подъем. Кончик языка ставится за верхние зубы. Выполнять 5—7 раз.

«Уборка» (ПБ). Взрослый пластинкой поддерживает язык снизу, обеспечивая верхний подъем. Ребенок кончик языка двигает вперед, постепенно максимально близко приближает к верхним зубам (альвеолам), воздушная струя сильная. Выполнять 5—7 раз.

«Леденец» (ПЗ). Рот открыт, пластинка внутри, губы разомкнуты. Взрослый пластинкой поддерживает язык снизу, обеспечивая верхний подъем. Кончиком языка плавно облизываем верхнюю губу вперед-назад. Выполнять 5—7 раз.

«Ворота закрыты» (ПЗ). Открыть рот. На счет 5 держать рот открытым, закрываем, когда вводим пластинку. Кончик языка упирается в заслонку. Выполнять 5—7 раз.

«Барабанщик» (ПЗ). Пластинка во рту, который приоткрыт, пластинка поддерживает язык снизу, кончиком языка ребенок упирается в нёбо, произнося быстро звук [д]. Выполнять 5—7 раз.

Штангист (ПЗ). Ребенок высовывает язык, на который укладывается проволочная часть — заслонка. Пластинку держим за колечко, ребенок старается поднять заслонку на языке. Выполнять 5—7 раз.

Комплекс 5. Упражнения для коррекции произношения свистящих звуков.

«Росинка» (ПБ). Пластинка перед ребенком на уровне рта. Ребенок языком тянется к бусинке. Взрослый немного отодвигает пластинку для увеличения амплитуды движения. Дотянувшись языком до бусинки, ребенок должен покрутить ее кончиком языка, как бы слизывая капельку с листа. Выполнять 5—7 раз.

«Утенок» (ПБ и ПЗ). Вставляем в рот пластинку. Ребенок вытягивает губы в трубочку, удерживает пластинку. Расслабляет губы. Повторяет движения. Выполнять 5—7 раз.

«Упрямый ослик» (ПБ и ПЗ). Вставляем в рот пластинку. Ребенок губами удерживает пластинку, в то время как взрослый за колечко с небольшим усилием тянет ее изо рта. Выполнять 5—7 раз.

«Ворота закрыты» (ПЗ). Открыть рот. На счет 5 держать открытым, закрываем, когда вводим пластинку. Кончик языка упирается в заслонку. Выполнять 5—7 раз.

Приложение 2

Артикуляционные сказки

У каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Это вызывает у ребенка интерес. Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, они сами становятся активными участниками этой сказки, охотнее выполняют упражнения для язычка. Артикуляционные сказки можно разнообразить, вводить новые сюжеты и элементы, чтобы у детей не пропадал интерес. В артикуляционные сказки желательно вводить элементы мелкой и общей моторики.

Предлагаем внимаю читателей две артикуляционные сказки для занятий с вестибулярными пластинками.

«Колобок» на новый лад

Жили-были дед да баба. Дед говорит бабе: «Испеки мне колобок». «А из чего испечь?» — спрашивает она. «А ты, — говорит дед, — направо посмотри, налево погляди — может, что и найдешь. (Упражнение «Часики». <рис.>) Баба посмотрела направо, поглядела налево, набрала немного муки и водицы и спекла колобок. Горячий был колобок — надо его остудить. (Упражнение «Подуй на бусинку». <рис.>) Остыл Колобок и покатился по дорожке (Упражнение «Колобок». <рис.>), и двери за ним закрылись. (Упражнение «Ворота закрыты». <рис.>) Покатился Колобок и спрятался он в ротике у Вани (Маши). Да так надежно, что ни волк, ни заяц, ни медведь, ни хитрая лисица его оттуда не достанет. (Упражнение «Упрямый ослик». <рис.>)

Веселые приключения «Бусинки»

Жила-была на свете Бусинка. Она очень дружила с Язычком. Вместе целый день они весело играли: то спрячется Бусинка, а Язычок ищет ее, достает. (Упражнения «Поймай муху» <рис.> и «Поймай комара». <рис.>) То как мороженое лизать ее Язычок начнет. (Упражнение «Росинка» <рис.>), то далеко закатится Бусинка, никак ее не достать. (Упражнение «Упрямый ослик». <рис.>) Так друзья развеселятся: то уточку сделают (Упражнение «Утенок» <рис.>), то как ежик пыхтят (Упражнение «Пыхтелка» <рис.>)! А как-то раз в глубокое озеро Бусинка упала. Спас ее Язычок и посушил. (Упражнение «Подуй на бусинку». <рис.>) Вот какая дружба у них крепкая!