Найти тему

Пилотирование дронов в VR – как «Полет» открывает новые горизонты обучения

Оглавление

«Комплексный подход не только к обучению, но и ко всему взаимодействию продукта с пользователем».

Введение в мир беспилотных технологий

VR-тренажер по управлению беспилотными летательными аппаратами «Полет» создан для решения актуальной задачи: обучение и практика в управлении БПЛА.

С помощью очков виртуальной реальности и контроллеров пользователи погружаются в реалистичную среду полетов и учатся управлять дронами в различных условиях.

Сфера беспилотных технологий развивается, и с принятием решения о Стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации до 2035 года все больше возрастает необходимость в обучении специалистов.

«Полет» – это безопасная и эффективная альтернатива реальным полетам для обучения. Наша команда глубоко продумала не только механику управления, но и всевозможные варианты поведения пользователя в окружающей среде. Разработали комплексный процесс обучения, который не вызывает психологических препятствий.

В процессе работы над продуктом детально изучили решения конкурентов на рынке. Среди продуктов мы выделили как приложения с продуманным интерфейсом, так и те, где не было оболочки как таковой.

Нашей задачей стала разработка понятной, доступной и эффективной системы для обучения по управлению БПЛА в разных сферах.

С чего начинали

Увидели открывающееся окно для новой возможности популяризации обучения по управлению БПЛА и создали свой продукт после подтверждения спроса. Идея появилась при разработке тренажера облета ЛЭП для Россети.

Цели VR-тренажера «Полет»:

  • Показать подрастающему поколению возможности использования дронов в разных сферах и развеять существующие стереотипы
  • Сделать процесс обучения не просто информативным, но и интересным
  • Распространить решение среди школ для содействия Стратегии развития БПЛА

А теперь мы покажем вам главные этапы создания продукта и подробно расскажем о нем. Так что приступим!

На первом этапе продумали общую концепцию продукта – определили целевую аудиторию и сформулировали уникальное торговое предложение.

Тренажер подходит для проведения обучения в центрах образовательных программ, школах и коммерческих предприятиях

Второй этап – определение структуры обучения в приложении и разработка геймифицированных образовательных сценариев, исходя из потребностей применения дронов в каждой сфере.

Здесь же продумали айдентику продукта, благодаря которой интерфейс получился не только понятным и удобным для взрослого поколения, но наглядным и интересным для учеников.

-2

Третий этап создание самого продукта.

Сюда включается несколько подэтапов:

  • разработка и оптимизация моделей беспилотников на основе реальных чертежей для использования на любых устройствах
Гексакоптер
Гексакоптер
Бпла самолетного типа
Бпла самолетного типа
Квадрокоптер
Квадрокоптер

  • разработка локаций – подготовили реалистичные локации, чтобы пользователь почувствовал себя настоящим сотрудником в выбранной отрасли

  • создание сценариев с описанием каждого действия игрока – для понимания задач и результатов выполнения
-6
  • разработка механики управления дроном – создали систему, которая показывает реальное поведение каждого типа дрона в виртуальной среде и адаптирует его под применение в каждом сценарии, так как у каждого типа БПЛА отличаются механика и принцип управления

Четвертый этап – программное и ручное тестирование продукта. Проанализировали механизм управления дроном, чтобы понять, насколько удобен каждый шаг, и где пользователи обычно ошибаются. Провели тест на фокус-группе для составления плана Customer Journey Map. Зафиксировали и доработали моменты, где пользователи чувствуют отрицательные эмоции.

Проект сделали за 4 месяца - от идеи до релиза.

-7

Разрушаем стереотипы

  1. Беспилотники имеют применение только в военных целях — абсолютно нет!

БПЛА затрагивают разные актуальные сферы использованиястроительство, агрономия, промышленность, логистика, экстренные службы спасения. Проблема в том, что зачастую такие способы применения менее известны для обывателей.

Каждый образовательный сценарий в тренажере «Полет» разработан под определенную область использования БПЛА. К перечисленным выше добавляется промышленная съемка, сценарий которой мы разрабатывали для РусГидро.

  1. Обучение по управлению беспилотником – это очень сложный процесс, который возможен только с физическим аппаратом — миф!

Безусловно, использование реальных дронов требуется для процесса обучения. Но перед тем, как приступать к управлению реальным беспилотным летательным аппаратом, важно потренироваться и предварительно понять механику управления.

Польза внедрения VR-тренажера для обучения:

  • ученики часто ломают лопасти БПЛА и, более того, сами дроны. Например, аппараты могут попасть в воду или, что еще хуже, в людей.

Применять технологии VR в данном случае – выгоднее, чем обновлять сломанные беспилотники.

  • в тренажере унифицирована механика полета для облегчения обучения.

Управление разными типами дронов в VR меняется, в зависимости от веса выбранного дрона и типа его строения.

Реализовали оптимальное решение между безопасностью и реалистичностью. Минимизируем ущерб, риск здоровью и даем возможность тренироваться бесконечно. Также предусмотрена возможность подключать пульт управления аппаратом при обучении.

ТОП-4 неочевидных факта о продукте:

1. Максимально продуманный механизм взаимодействия пользователя с дроном в виртуальной реальности.

Предсказываем поведение пользователя и типичные виды ошибок. На каждую ошибку мы продумали отдельные действия, которые происходят в программе для понимания причины ошибки.

Например, столкновение с деревьями или выход за границы полей. Добавили механику – автовозвращение – если пользователь заходит за границы игрового мира, то дрон автоматически возвращается на нужную дистанцию. При падении – он не разбивается навсегда, а переносится на стартовую позицию.

2. Результат обучения — «Я не просто умею управлять дроном, но и решать с его помощью реальные задачи».

Мы начинаем взаимодействие с пользователем с обучения по управлению в системе.

Рассказываем про средства использования дрона для решения конкретной задачи. Даем ученикам простое понимание сложных процессов.

Рассмотрели сценарии не только с точки зрения правильного прохождения, но и с учетом возможных ошибок, которые люди часто допускают в реальной жизни.

Наглядно показываем нарушения сотрудников на площадке. В сценарии по фиксированию нарушений мы придумали историю для каждого нарушителя, находящегося на строительной площадке. Будь это нахождение под опасным грузом, разговор по телефону или курение на рабочем месте.

-8

3. Полная визуализация эффектов и отдельное внимание саунд-дизайну.

Комфортное и интуитивно понятное управление с помощью нескольких органов чувств. Каждому типу действий соответствует специальный звук. Благодаря этому можно взаимодействовать с интерфейсом продукта при помощи звуков, даже не всматриваясь в иконки.

4. Специальный лаунчер для обновления и удобный способ доставки.

Наш тренажер объединяет все решения, представленные на рынке, позволяет проводить тренировки с использованием настоящего пульта управления, VR гарнитурой, FPV шлемом  и предоставляет комплексное обучение. Самый продуманный и удобный способ контента для пользователей.. Одно приложение, в котором есть все.

-9

Комфортный и понятный интерфейс в Desktop приложении и режиме VR. Доступен как на ПК для стационарных шлемов, так и для автономных гарнитур. Поддержка управления реальными дронами через FPV-пульт управления.

Выставки и проекты

Тренажер впервые был представлен на ЦИПР-2024 совместно с РусГидро.

-10

На стенд приходило огромное количество людей разной целевой аудитории. Вместо прослушивания инструкций по управлению посетители за 5 минут своими руками решали реальную задачу, обучаясь управлению дроном.

Демонстрация проекта на выставках. Гонка дронов. 2024.

-11

Вызовы при разработке – мнение разработчиков и руководителей продукта

Владимир, Product-manager AVM Technology:

«Одним из вызовов, вставших перед нами в разработке продукта стал вопрос: Как систематизировать сценарии с учетом применения БПЛА в разных сферах?

Мы разработали не просто красивый интерфейс, а интуитивно понятную и комфортную среду для учеников, впервые надевших VR шлем. Эту задачу мы решили, используя базовые принципы наследования дизайна между платформами для быстрой адаптации. Интерфейс разных версий приложения похож друг на друга и использует привычные принципы взаимодействия, чтобы сохранить удобство управления контентом.

Мы спроектировали общий паттерн взаимодействия человека с БПЛА. В нашем приложении универсальный интерфейс управления дроном и разные устройства ввода не противоречат, а дополняют друг друга.»

Николай, разработчик AVM Technology:

«Тремя наиболее трудными задачами стали:

  • Создание достоверной физической модели для разных типов БПЛА;
  • Поддержка разных платформ и большого количества VR очков и устройств ввода.
  • Оптимизация для улучшения производительности (в особенности для автономных VR очков).

Преодолели их при помощи поиска самых тяжелых для производительности частей проекта и их оптимизации, а также использовали оригинальные модели беспилотных летательных аппаратов для воссоздания их VR-версии.»

Игорь, разработчик AVM Technology:

«Мне кажется, технически самое неочевидное было – заставить работать «Полет» с реальным пультом и оптимизировать под VR-шлем PICO.

Для решения этих сложностей прорабатывали и тестировали разные варианты как локаций (в том числе и освещение на них для разного времени суток), так и механик управления дронами.»

-12

Можно долго рассказывать о тренажере, но лучше потестить в реальной жизни!

Поэтому ждем вас: оставляйте заявку на тест и заказ разработки на нашем сайте!