«Комплексный подход не только к обучению, но и ко всему взаимодействию продукта с пользователем».
Введение в мир беспилотных технологий
VR-тренажер по управлению беспилотными летательными аппаратами «Полет» создан для решения актуальной задачи: обучение и практика в управлении БПЛА.
С помощью очков виртуальной реальности и контроллеров пользователи погружаются в реалистичную среду полетов и учатся управлять дронами в различных условиях.
Сфера беспилотных технологий развивается, и с принятием решения о Стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации до 2035 года все больше возрастает необходимость в обучении специалистов.
«Полет» – это безопасная и эффективная альтернатива реальным полетам для обучения. Наша команда глубоко продумала не только механику управления, но и всевозможные варианты поведения пользователя в окружающей среде. Разработали комплексный процесс обучения, который не вызывает психологических препятствий.
В процессе работы над продуктом детально изучили решения конкурентов на рынке. Среди продуктов мы выделили как приложения с продуманным интерфейсом, так и те, где не было оболочки как таковой.
Нашей задачей стала разработка понятной, доступной и эффективной системы для обучения по управлению БПЛА в разных сферах.
С чего начинали
Увидели открывающееся окно для новой возможности популяризации обучения по управлению БПЛА и создали свой продукт после подтверждения спроса. Идея появилась при разработке тренажера облета ЛЭП для Россети.
Цели VR-тренажера «Полет»:
- Показать подрастающему поколению возможности использования дронов в разных сферах и развеять существующие стереотипы
- Сделать процесс обучения не просто информативным, но и интересным
- Распространить решение среди школ для содействия Стратегии развития БПЛА
А теперь мы покажем вам главные этапы создания продукта и подробно расскажем о нем. Так что приступим!
На первом этапе продумали общую концепцию продукта – определили целевую аудиторию и сформулировали уникальное торговое предложение.
Тренажер подходит для проведения обучения в центрах образовательных программ, школах и коммерческих предприятиях
Второй этап – определение структуры обучения в приложении и разработка геймифицированных образовательных сценариев, исходя из потребностей применения дронов в каждой сфере.
Здесь же продумали айдентику продукта, благодаря которой интерфейс получился не только понятным и удобным для взрослого поколения, но наглядным и интересным для учеников.
Третий этап – создание самого продукта.
Сюда включается несколько подэтапов:
- разработка и оптимизация моделей беспилотников на основе реальных чертежей для использования на любых устройствах
- разработка локаций – подготовили реалистичные локации, чтобы пользователь почувствовал себя настоящим сотрудником в выбранной отрасли
- создание сценариев с описанием каждого действия игрока – для понимания задач и результатов выполнения
- разработка механики управления дроном – создали систему, которая показывает реальное поведение каждого типа дрона в виртуальной среде и адаптирует его под применение в каждом сценарии, так как у каждого типа БПЛА отличаются механика и принцип управления
Четвертый этап – программное и ручное тестирование продукта. Проанализировали механизм управления дроном, чтобы понять, насколько удобен каждый шаг, и где пользователи обычно ошибаются. Провели тест на фокус-группе для составления плана Customer Journey Map. Зафиксировали и доработали моменты, где пользователи чувствуют отрицательные эмоции.
Проект сделали за 4 месяца - от идеи до релиза.
Разрушаем стереотипы
- Беспилотники имеют применение только в военных целях — абсолютно нет!
БПЛА затрагивают разные актуальные сферы использования – строительство, агрономия, промышленность, логистика, экстренные службы спасения. Проблема в том, что зачастую такие способы применения менее известны для обывателей.
Каждый образовательный сценарий в тренажере «Полет» разработан под определенную область использования БПЛА. К перечисленным выше добавляется промышленная съемка, сценарий которой мы разрабатывали для РусГидро.
- Обучение по управлению беспилотником – это очень сложный процесс, который возможен только с физическим аппаратом — миф!
Безусловно, использование реальных дронов требуется для процесса обучения. Но перед тем, как приступать к управлению реальным беспилотным летательным аппаратом, важно потренироваться и предварительно понять механику управления.
Польза внедрения VR-тренажера для обучения:
- ученики часто ломают лопасти БПЛА и, более того, сами дроны. Например, аппараты могут попасть в воду или, что еще хуже, в людей.
Применять технологии VR в данном случае – выгоднее, чем обновлять сломанные беспилотники.
- в тренажере унифицирована механика полета для облегчения обучения.
Управление разными типами дронов в VR меняется, в зависимости от веса выбранного дрона и типа его строения.
Реализовали оптимальное решение между безопасностью и реалистичностью. Минимизируем ущерб, риск здоровью и даем возможность тренироваться бесконечно. Также предусмотрена возможность подключать пульт управления аппаратом при обучении.
ТОП-4 неочевидных факта о продукте:
1. Максимально продуманный механизм взаимодействия пользователя с дроном в виртуальной реальности.
Предсказываем поведение пользователя и типичные виды ошибок. На каждую ошибку мы продумали отдельные действия, которые происходят в программе для понимания причины ошибки.
Например, столкновение с деревьями или выход за границы полей. Добавили механику – автовозвращение – если пользователь заходит за границы игрового мира, то дрон автоматически возвращается на нужную дистанцию. При падении – он не разбивается навсегда, а переносится на стартовую позицию.
2. Результат обучения — «Я не просто умею управлять дроном, но и решать с его помощью реальные задачи».
Мы начинаем взаимодействие с пользователем с обучения по управлению в системе.
Рассказываем про средства использования дрона для решения конкретной задачи. Даем ученикам простое понимание сложных процессов.
Рассмотрели сценарии не только с точки зрения правильного прохождения, но и с учетом возможных ошибок, которые люди часто допускают в реальной жизни.
Наглядно показываем нарушения сотрудников на площадке. В сценарии по фиксированию нарушений мы придумали историю для каждого нарушителя, находящегося на строительной площадке. Будь это нахождение под опасным грузом, разговор по телефону или курение на рабочем месте.
3. Полная визуализация эффектов и отдельное внимание саунд-дизайну.
Комфортное и интуитивно понятное управление с помощью нескольких органов чувств. Каждому типу действий соответствует специальный звук. Благодаря этому можно взаимодействовать с интерфейсом продукта при помощи звуков, даже не всматриваясь в иконки.
4. Специальный лаунчер для обновления и удобный способ доставки.
Наш тренажер объединяет все решения, представленные на рынке, позволяет проводить тренировки с использованием настоящего пульта управления, VR гарнитурой, FPV шлемом и предоставляет комплексное обучение. Самый продуманный и удобный способ контента для пользователей.. Одно приложение, в котором есть все.
Комфортный и понятный интерфейс в Desktop приложении и режиме VR. Доступен как на ПК для стационарных шлемов, так и для автономных гарнитур. Поддержка управления реальными дронами через FPV-пульт управления.
Выставки и проекты
Тренажер впервые был представлен на ЦИПР-2024 совместно с РусГидро.
На стенд приходило огромное количество людей разной целевой аудитории. Вместо прослушивания инструкций по управлению посетители за 5 минут своими руками решали реальную задачу, обучаясь управлению дроном.
Демонстрация проекта на выставках. Гонка дронов. 2024.
Вызовы при разработке – мнение разработчиков и руководителей продукта
Владимир, Product-manager AVM Technology:
«Одним из вызовов, вставших перед нами в разработке продукта стал вопрос: Как систематизировать сценарии с учетом применения БПЛА в разных сферах?
Мы разработали не просто красивый интерфейс, а интуитивно понятную и комфортную среду для учеников, впервые надевших VR шлем. Эту задачу мы решили, используя базовые принципы наследования дизайна между платформами для быстрой адаптации. Интерфейс разных версий приложения похож друг на друга и использует привычные принципы взаимодействия, чтобы сохранить удобство управления контентом.
Мы спроектировали общий паттерн взаимодействия человека с БПЛА. В нашем приложении универсальный интерфейс управления дроном и разные устройства ввода не противоречат, а дополняют друг друга.»
Николай, разработчик AVM Technology:
«Тремя наиболее трудными задачами стали:
- Создание достоверной физической модели для разных типов БПЛА;
- Поддержка разных платформ и большого количества VR очков и устройств ввода.
- Оптимизация для улучшения производительности (в особенности для автономных VR очков).
Преодолели их при помощи поиска самых тяжелых для производительности частей проекта и их оптимизации, а также использовали оригинальные модели беспилотных летательных аппаратов для воссоздания их VR-версии.»
Игорь, разработчик AVM Technology:
«Мне кажется, технически самое неочевидное было – заставить работать «Полет» с реальным пультом и оптимизировать под VR-шлем PICO.
Для решения этих сложностей прорабатывали и тестировали разные варианты как локаций (в том числе и освещение на них для разного времени суток), так и механик управления дронами.»
Можно долго рассказывать о тренажере, но лучше потестить в реальной жизни!
Поэтому ждем вас: оставляйте заявку на тест и заказ разработки на нашем сайте!