Найти тему

Aftermarket Forum Auto3N: российский рынок автозапчастей и компонентов в 2024 году

Портал Auto3N провел онлайн-конференцию Aftermarket Forum 2024 на тему «Анализ рынка автозапчастей в России». О том, как меняется активный автопарк в России в текущих реалиях, как выросли расходы автовладельцев на ТО и ремонт машин и какими критериями они руководствуются при покупке запчастей, рассказал в рамках форума директор по развитию аналитического агентства Index Automotive Павел Лунин. Основные тезисы доклада эксперта — в материале «Движка».

Авторынок и активный автопарк в 2024-м

Продажи новых легковых автомобилей в последние два года по сравнению с предыдущими годами сначала значительно снизились, а после начали постепенно восстанавливаться. Из-за отсутствия достаточного объема продаж автопарк страны стареет. Сейчас средний возраст машин в активном автопарке — 11 лет.

Хотя общая масса зарегистрированных в РФ легковых автомобилей и превышает размер активного автопарка, интерес для профессионалов сферы послепродажного обслуживания представляют потребители, владеющие автомобилями возрастом до 20 лет, которые регулярно посещают СТО и покупают автотовары.

По словам Павла Лунина, для того чтобы устаревающие, утилизируемые, попадающие под списание в результате ДТП или иных ситуаций автомобили эффективно замещались новыми, необходимо, чтобы в год продавалось не менее 1,65 млн новых «легковушек». Эксперт отметил также, что в соответствии с возрастом активного парка в ближайшие два года отрасль столкнется с уменьшением общей массы легковых автомобилей и, в частности, сегмента «молодых» машин возрастом до трех лет.

Прогноз Index Automotive по продажам на 2024 год — порядка 1,5 млн легковых автомобилей без учета легких коммерческих машин (LCV).

Средний пробег — ниже межсервисного интервала

По данным агентства, средний пробег 69% машин в активном автопарке находится сегодня ниже среднего межсервисного интервала (15 тыс. км). Порядка 20% автовладельцев не посещали сервис в течение последних 12 месяцев, что выше уровня 2023 года на два процентных пункта.

Доля водителей, которые не эксплуатируют свой автомобиль в достаточной степени или не готовы нести затраты на сервис, не увеличивается на протяжении последних 12 месяцев в сравнении с 2021 и 2022 годами, что также характеризует относительную стабильность эксплуатации машин.

Понимание средних интервалов пробега по активному автопарку помогает рассчитать ожидаемые визиты на ТО по количеству заездов, покупок и операций. Хотя затраты автовладельцев по сравнению с 2022 годом выросли на 8% в рублях, а рост доходов домохозяйств составил 22%, эксперты, по словам П. Лунина, отмечают тенденцию к стремлению потребителей экономить на ТО и ремонте. В частности, автовладельцы все чаще стараются самостоятельно покупать и менять изнашивающиеся детали, а некоторые переходят в более дешевые сегменты рынка послепродажного обслуживания. Расходы на техническое обслуживание и ремонт машины в 2024 году в среднем составляли 38 775 рублей (без учета стоимости шин).

-2

Где россияне покупают запчасти?

Автовладельцы стали все чаще приобретать детали в интернет-магазинах и на маркетплейсах из-за большого выбора, а также доступной доставки на дом или в пункт выдачи, который у многих находится буквально на первом этаже дома. Не стоит также забывать, что на маркетплейсы вышли и продолжают выходить многие известные марки запчастей. Такой тренд на приобретение запчастей может продолжиться, прогнозирует П. Лунин.

Более 90% автовладельцев используют онлайн-покупки для целей, связанных с эксплуатацией автомобиля. Порядка 55% используют онлайн-магазины для сравнения цен на запчасти, а 51% — для подбора запчастей. Еще 58% опрошенных совершали покупку в течение 12 месяцев.

В основном автовладельцы подбирают запчасти через каталог по марке и модели, по VIN‑номеру автомобиля и по артикулу товара. Реже всего — с помощью онлайн-консультации специалиста.

Основные критерии при выборе автотоваров в онлайн-магазинах следующие: «бренд, которому я доверяю», «личный опыт эксплуатации» и «цена». Затем идут аргументы «потребительские свойства лучше, чем у других» и «та же марка, что и в прошлый раз». Таким образом, цена хоть и вошла в топ‑3 критериев, но не стала самым значимым из них.

-3

Тренд‑2024: купил сам — установил на сервисе

Одним из основных трендов текущего года является увеличение доли самостоятельных покупок запчастей с их последующей установкой на СТО. Связано это с тем, что сегодня информация о запчастях, их наличии и распространение через интернет становятся все более доступными. В основном автолюбители обращаются в независимые автосервисы (45%). В сетевые СТО — лишь 9%. Многие в целях экономии выполняют работы самостоятельно.

Главные причины, по которым водители возвращаются в тот или иной автосервис: «доверие к ремонту» (47%), «высокий профессионализм сотрудников» (40%), «возможность привезти свои запчасти» (36%), «возможность прийти в ремзону и ознакомиться с ходом ремонта» (33%), «сервис специализируется на марке моего автомобиля» (30%).

-4

Электромобили — будущее автосервисной отрасли?

Говоря о ближайшем будущем российского рынка запчастей и послепродажного обслуживания автомобилей, Павел Лунин рассказал также о формирующемся тренде на электромобили. При самом оптимистичном сценарии, по его мнению, доля BEV (полностью электрических машин) превысит долю дизельных не ранее 2030 года. Сценарий, при котором доля BEV в автопарке достигнет 6%, возможен при продажах более 1,5 млн новых автомобилей в год и доле BEV свыше 15% с 2027 года. Базовый сценарий предполагает, что при продажах до 1,2 млн машин в год доля BEV превысит 2,2%.

Фото: журнал «Движок»

Авто
5,66 млн интересуются