Найти тему

Церковь Святой Троицы на Старых Полях, это где? Что за церковь в полях посреди Москвы?

«Поле», о котором пойдет речь находилось в том месте, где ныне возвышается Детский мир, аккурат около памятника первопечатнику Ивану Федорову. Но, на этом поле не сеяли и картошку не собирали. Здесь бились «до первой крови».

А знаете, что одно из значений слова «поле» в древности – «поединок как способ разрешения судебной тяжбы; место, где совершаются такие поединки». «Просить поля» означало взывать к суду, а, соответственно, «присужать поле» – выносить судебное решение о поединке.

Первыми юридическими документами, зафиксировавшими «поле» как судебный поединок, были договоры Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 и 1230-1270 годов

То есть, обидел кто тебя – проси «поля» и дубась обидчика за милую душу. Ага, скажете вы, а ну ка обидчик – детина силушкой не обделенный? А тогда существовал «лайфхак»: можно было за себя бойца ставить, какого только пожелаешь: «жонка, или детина мал, или кто стар или немощен, или чем увечен, или поп ино наймита нанять волно».

Так в Судебнике 1497 г. было написано. Так же там описывались обычаи поединка на поле и определены размеры пошлины, которая так и назвалась – полевая пошлина: «а досудятся до поля, а у поля, не стояв, помирятся, и боярину и диаку по тому расчету боярину с рубля два алтына, а диаку осьм денег…»

Очень интересен отрывок из судопроизводства 1547 г. между Сенкой, человеком бояр Приклонских, и поваром Микиткой:

«И Сенка тако рек: уличаю, господине, их Божией правдою, целовав крест, да лезу с ним на поле битца и наймита шлю.

И судья спросил Микитку повара: ты крест целуешь ли, и на поле с ним лезешь ли битися? –

И Микитка тако рек: яз, господине, крест целую, и на поле с ним битися лезу, и наймита против его шлю»…

Отказ от «поля» означал автоматическое признание вины, после же поединка правым оказывался победитель.

И вот на этом поле стояла церквушка. Первое летописное упоминание о ней относится к 1493 году. Тогда 28 июля случился один из московских опустошительных пожаров. Деревянная Москва горела регулярно и качественно.

«Того же месяца Июля в 28, в неделю, в 7 час дни, загореся церковь от свечи святыя Никола на Песку… А из города торг загореся, и оттоле посад выгоре возле Москву до Зачатья на Востром концы, и по Васильевской луг, и по Все Святые на Кулишки, и оттоле по Иван Богослов и по Старую Троицу…»

Именно Старой тогда называлась эта церковь. А с 1626 года появиляется первое упоминание о каменной церкви: «Церковь каменная Живоначальная Троица, у Китая города у стены, что у Старых Поль»

За свою долгую историю храм много раз перестраивался, пока в 1825 г. не началось строительство нового храма, законченное в 1834 г.

Выглядел он так

Рис. из книги Соловьев Н.А. "Летопись московской Троицкой, что в Полях церкви..." М1887 (из открытых источников)
Рис. из книги Соловьев Н.А. "Летопись московской Троицкой, что в Полях церкви..." М1887 (из открытых источников)
Церковь Живоначальной Троицы в Полях у Китайской стены Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 22 (из открытых источников)
Церковь Живоначальной Троицы в Полях у Китайской стены Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 22 (из открытых источников)
Церковь Троицы Живоначальной, что в Полях за Китайгородской стеной (из открытых источников)
Церковь Троицы Живоначальной, что в Полях за Китайгородской стеной (из открытых источников)

Храм погиб в 1934 г. Он помешал строить коммунизм в отдельно взятой стране и в вполне определенном городе. Его снесли до основания. И его то, белокаменное основание, сегодня мы и можем увидеть

В начале 2000-х годов, в ходе строительства торговых помещений и подземной автостоянки, фундаменты церкви Троицы в Полях были раскрыты археологами и музеефицированы.

Белокаменное основание Церкви Троицы Живоначальной, что в Полях (из открытых источников)
Белокаменное основание Церкви Троицы Живоначальной, что в Полях (из открытых источников)

То, что сейчас мы с Вами можем увидеть это основание храма XVI века.

Строительные периоды церкви. Чертеж взят из статьи Векслер А.Г., Пирогов В.Ю. «Троица, что в Старых Полях» // «Наука и жизнь», № 7 М., 2013 (из открытых источников)
Строительные периоды церкви. Чертеж взят из статьи Векслер А.Г., Пирогов В.Ю. «Троица, что в Старых Полях» // «Наука и жизнь», № 7 М., 2013 (из открытых источников)

Кроме основания храма можно увидеть древние могильные плиты. Одна из них: крышка саркофага княгини Анастасии Львовны Воротынской –вдовы князя Ивана Алексеевича Воротынского, славный прадед которого Михаил Иванович –воевода, герой взятия Казани и битвы при Молодях (об этой судьбоносной битве можете прочитать здесь).

Крышка саркофага (трапециевидная плита) княгини Анастасии Львовны Воротынской. (из открытых источников)
Крышка саркофага (трапециевидная плита) княгини Анастасии Львовны Воротынской. (из открытых источников)

Интересно: совсем рядом, на мостовой на улице Ильинка, можно увидеть контуры еще одного утраченного храма - Церкви Николая Чудотворца «Большой Крест» (о нем здесь). Кстати он тоже играл немаловажную роль в судебном делопроизводстве. Прочтите – и узнаете какую.