«Поле», о котором пойдет речь находилось в том месте, где ныне возвышается Детский мир, аккурат около памятника первопечатнику Ивану Федорову. Но, на этом поле не сеяли и картошку не собирали. Здесь бились «до первой крови».
А знаете, что одно из значений слова «поле» в древности – «поединок как способ разрешения судебной тяжбы; место, где совершаются такие поединки». «Просить поля» означало взывать к суду, а, соответственно, «присужать поле» – выносить судебное решение о поединке.
Первыми юридическими документами, зафиксировавшими «поле» как судебный поединок, были договоры Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 и 1230-1270 годов
То есть, обидел кто тебя – проси «поля» и дубась обидчика за милую душу. Ага, скажете вы, а ну ка обидчик – детина силушкой не обделенный? А тогда существовал «лайфхак»: можно было за себя бойца ставить, какого только пожелаешь: «жонка, или детина мал, или кто стар или немощен, или чем увечен, или поп ино наймита нанять волно».
Так в Судебнике 1497 г. было написано. Так же там описывались обычаи поединка на поле и определены размеры пошлины, которая так и назвалась – полевая пошлина: «а досудятся до поля, а у поля, не стояв, помирятся, и боярину и диаку по тому расчету боярину с рубля два алтына, а диаку осьм денег…»
Очень интересен отрывок из судопроизводства 1547 г. между Сенкой, человеком бояр Приклонских, и поваром Микиткой:
«И Сенка тако рек: уличаю, господине, их Божией правдою, целовав крест, да лезу с ним на поле битца и наймита шлю.
И судья спросил Микитку повара: ты крест целуешь ли, и на поле с ним лезешь ли битися? –
И Микитка тако рек: яз, господине, крест целую, и на поле с ним битися лезу, и наймита против его шлю»…
Отказ от «поля» означал автоматическое признание вины, после же поединка правым оказывался победитель.
И вот на этом поле стояла церквушка. Первое летописное упоминание о ней относится к 1493 году. Тогда 28 июля случился один из московских опустошительных пожаров. Деревянная Москва горела регулярно и качественно.
«Того же месяца Июля в 28, в неделю, в 7 час дни, загореся церковь от свечи святыя Никола на Песку… А из города торг загореся, и оттоле посад выгоре возле Москву до Зачатья на Востром концы, и по Васильевской луг, и по Все Святые на Кулишки, и оттоле по Иван Богослов и по Старую Троицу…»
Именно Старой тогда называлась эта церковь. А с 1626 года появиляется первое упоминание о каменной церкви: «Церковь каменная Живоначальная Троица, у Китая города у стены, что у Старых Поль»
За свою долгую историю храм много раз перестраивался, пока в 1825 г. не началось строительство нового храма, законченное в 1834 г.
Выглядел он так
Храм погиб в 1934 г. Он помешал строить коммунизм в отдельно взятой стране и в вполне определенном городе. Его снесли до основания. И его то, белокаменное основание, сегодня мы и можем увидеть
В начале 2000-х годов, в ходе строительства торговых помещений и подземной автостоянки, фундаменты церкви Троицы в Полях были раскрыты археологами и музеефицированы.
То, что сейчас мы с Вами можем увидеть это основание храма XVI века.
Кроме основания храма можно увидеть древние могильные плиты. Одна из них: крышка саркофага княгини Анастасии Львовны Воротынской –вдовы князя Ивана Алексеевича Воротынского, славный прадед которого Михаил Иванович –воевода, герой взятия Казани и битвы при Молодях (об этой судьбоносной битве можете прочитать здесь).
Интересно: совсем рядом, на мостовой на улице Ильинка, можно увидеть контуры еще одного утраченного храма - Церкви Николая Чудотворца «Большой Крест» (о нем здесь). Кстати он тоже играл немаловажную роль в судебном делопроизводстве. Прочтите – и узнаете какую.