19 октября 2024 года исполняется 95 лет со дня рождения бывшего генерального конструктора ОКБ Сухого Михаила Петровича Симонова.
Своими воспоминаниями и впечатлениями об этом выдающемся конструкторе и замечательном человеке поделилась Ольга Леонидовна Козина – главный специалист Отдела сохранения и развития традиций ОКБ Сухого.
Вот уже более 13 лет его нет с нами, уже ушли из жизни его талантливые соратники Авраменко В.Н., Барковский А.Ф., Белянин Н.В., Веселов А.А., Галушко В.Г., Емельянов И.В., Зудилов А.Г., Ильюшин В.С., Калибабчук О.Г., Конохов В.С., Корчагин В.М., Локшин М.А., Лятерман И.Л., Марбашев К.Х., Мартиросов Р.Г., Ракитин Б.В., Рябышкин Ю.А., Шенфинкель Ю.И. и многие другие, но вклад всех этих замечательных людей содержится в каждом самолёте марки «Су», победно участвующем сегодня в СВО – в битве не на жизнь, а на смерть!
Энергия победителя
На фирме еще работает немало людей, которым довелось трудиться вместе с Михаилом Петровичем Симоновым, но бо́льшая часть коллектива знает о нём только из исторических справок – на фирме самым активным образом происходит смена поколений, и это замечательно! О Михаиле Петровиче написано несколько книг, к 85-летию со дня образования ОКБ Сухого вышло в свет фундаментальное издание о самолётах марки «Су», в котором подробнейшим образом изложены процессы их создания в плане разработки конструкций, технологий, компоновки, боевого оснащения и прочего.
Но сегодня, не вдаваясь в технические подробности, хочется вспомнить о той энергии, напористости и неординарности Генерального конструктора Михаила Симонова, которые сыграли решающую роль в переломные для ОКБ Сухого времена. Именно его бойцовские качества и нестандартные подходы к решению проблем позволили фирме не только уцелеть в годы безденежья для ОПК, но и создавать при этом лучшие образцы мировой авиационной техники, превосходящей по своим возможностям достижения конкурентов.
Су-27
В этом году по телевидению было продемонстрировано несколько фильмов о создании самолётов разработки ОКБ Сухого, один из которых был посвящён знаменитому Су-27. Было рассказано о реализации множества конструкторских прорывных идей, но за 40 минут повествования ни разу не было упомянуто имя Михаила Петровича Симонова – Генерального конструктора ОКБ Сухого. А между тем, именно он сумел доказать, что нужно идти не по пути доработки первоначальной конструкции самолета Т-10, который по характеристикам уступал американскому F-15, а проектировать практически новый самолёт, не догонять, а опережать своего противника. Трудно себе представить, как, в условиях советской плановой экономики, при уже запущенном серийном производстве, удалось пробить это предложение в оборонном отделе ЦК КПСС, в Военно-промышленной комиссии при Президиуме Совета министров СССР, в отраслевом министерстве, и, что очень важно, найти понимание руководителей сотни заводов и КБ. Генерального конструктора тогда поддержал директор Комсомольского-на-Амуре авиационного завода В.Н. Авраменко, главный аэродинамик СибНИА Кащафутдинов С.Т., начальник научно-исследовательского отделения НИИАС МАП А.С. Исаев, председатель НТУ ВВС генерал-лейтенант А.С. Клягин.
Министр авиационной промышленности И.С. Силаев, с тревогой давая своё согласие, сказал: «Хорошо, Михаил Петрович, что сегодня не 1937-й год». И добавил: «Лично отвечаете».
- В своей книге «Рядом с Сухим» многолетний оппонент М.П. Симонова, один из ключевых руководителей ОКБ, возглавляемого П.О. Сухим, Олег Сергеевич Самойлович, написал: «В том, что новый вариант самолёта довольно быстро увидел свет, – несомненная заслуга Михаила Петровича Симонова, проявившего в этом деле исключительную энергию». Ещё один его ярый оппонент, руководитель ЦАГИ Г.С. Бюшгенс, в своей книге «Полвека в авиации: Записки академика» тоже признаёт: «Роль М.П. Симонова в том, что Россия имеет Су-27, очень высока. Без него этого самолёта просто не было бы».
- В общественном сознании самолет Су-27 и Генеральный конструктор М.П. Симонов – неразделимы. За создание этого «советского авиационного чуда» (как его окрестили зарубежные эксперты), Михаил Петрович был удостоен звания Героя России и стал лауреатом Государственной премии РФ. Мировая авиационная общественность также по праву считает автором самолёта Су-27 именно М.П. Симонова, и никто не подвергает это сомнению. Именно поэтому его имя, наряду с именами И.И. Сикорского, С.В. Ильюшина и Вернера фон Брауна, увековечено в Галерее славы в Национальном музее авиации и астронавтики в Вашингтоне.
- В 1985 году на самолёте Су-27 (П-42) было установлено 27 мировых рекордов, часть которых не перекрыта до настоящего времени.
- В 1989 году на авиасалоне в Ле-Бурже лётчик-испытатель Пугачёв В.Г. продемонстрировал на самолёте Су-27 фигуру высшего пилотажа, которую позднее назовут «кобра Пугачёва».
- Самолёт Су-27 был принят на вооружение постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №862-114 от 23 августа 1990 года (хотя до этого уже более 5 лет находился в эксплуатации).
Давайте не будем об этих событиях забывать никогда и осознавать ту роль, которую Михаил Петрович Симонов сыграл в создании и развитии проекта «Су-27»!
Су-33
Очень яркой страницей в истории ОКБ Сухого является создание самолёта корабельного базирования Су-27К (Су-33), на котором впервые в отечественном авиастроении был реализован трамплинный взлёт с палубы и посадка на корабль с помощью зацепления посадочного гака за трос. Работа шла в условиях жесточайшей конкуренции с разработчиками корабельного истребителя МиГ-29К. Симонов прекрасно понимал, что в борьбе победит тот, кто первым осуществит посадку на палубу. С полной ответственностью Михаил Петрович заявлял, что и корабль, и самолёт готовы к первой посадке, но НТС ГНИКИ (Научно-технический совет Государственного Научно-испытательного Краснознамённого Института ВВС) не хотел выносить своего положительного решения.
В последний день октября 1989 года в подмосковном Жуковском заседал методический совет ЛИИ по вопросу первой посадки на палубу. Михаил Симонов, который был обязан присутствовать на нём, посчитал, что ему необходимо остаться в Крыму (там находился наземный испытательный комплекс «Нитка»). Тогда члены совета свернули заседание и тоже отправились в Крым. 01 ноября 1989 года на борту корабля находилась авторитетная правительственная комиссия, члены которой (председатель – вице-адмирал Устьянцев А.М., члены – директор Черноморского судостроительного завода Макаров Ю.И., Генеральный конструктор ОКБ Сухого Симонов М.П., главный конструктор корабля Белов Л.В., руководитель службы лётных испытаний ОКБ МиГ Рязанов О.Т.), в довольно напряженной обстановке, подписали документ о готовности Су-27К к посадке на палубу. Однако, за переборкой кают-компании стоял шум и гам: НТС ГНИКИ, также прибывший на корабль, не решался дать разрешение на эту посадку. Возникло опасение, что выдача разрешения вообще может быть отложена на неопределённый срок, ввиду непредсказуемости последствий.
В этой обстановке Михаил Петрович в очередной раз в критической ситуации взял всю непомерную ответственность на себя, будучи уверенным в готовности и самолёта, и лётчика к посадке на палубу. Не зря же было выполнено более 500 посадок на бетонную «палубу» наземного комплекса «Нитка»! Симонов пробрался на мостик командира посадки, в служебное помещение. На третьем развороте самолёта над палубой Симонов попросил дежурного офицера выдать в эфир всего три слова – «работаем по полной», понятные только ему и лётчику, и получил в ответ пугачёвское «По-о-о-нял»! Неожиданно для спорящих членов НТС, за иллюминаторами, на палубе, появился самолёт, который стоял перед ними, слегка покачиваясь! Пугачев В.Г. первым «распечатал» палубу корабля. Все бросились качать лётчика! А победителей, как известно, не судят.
В этот же день на палубу авианесущего крейсера «Тбилиси» (позже – «Адмирал Кузнецов») также совершили посадку самолёты МиГ-29К и Су-25УТГ.
- Самолёт Су-33 был принят на вооружение Указом Президента РФ №1037 от 31 августа 1998 года.
Су-27 в Китае
- 1991-й год… Распад Советского Союза привёл к ликвидации Министерства авиационной промышленности и обнулению государственных заказов. Все предприятия ОПК оказались на грани выживания. Нечем было платить зарплату сотрудникам, не было средств на развитие производства.
Михаил Петрович Симонов решает, имея лучший в мире истребитель Су-27, вовлечь ОКБ Сухого в военно-техническое сотрудничество с Китайской Народной Республикой. Неслыханно! Торговать секретами?! Такого ещё не было!
На одном из показов Президенту РФ Б.Н. Ельцину самолёта Су-27, Симонов М.П. обратился к нему за устным разрешением на продажу партии самолётов Су-27 в Китай, что позволило бы развиваться ОКБ Сухого, а также пополнить валютой российскую казну. И, убедив Президента, такое разрешение он получил! Далее, естественно, последовали большая работа по преодолению бюрократических коридоров, демонстрация самолёта потенциальному заказчику, серия переговоров и заключение контрактов на продажу самолётов, а позднее – на продажу лицензии на производство Су-27 в Китае.
Но именно эта инициатива М.П. Симонова стала не только спасительной, но и способствующей развитию для фирмы, а также для огромного числа предприятий-смежников, работающих в кооперации с ОКБ Сухого.
Су-30МКИ
Пройдя школу военно-технического сотрудничества с Китаем, М.П. Симонов выдвигает идею создания, на базе самолёта Су-27УБ, сверхманевренного двухместного многофункционального истребителя Су-30, в интересах Индии и за счёт средств заказчика. В 1993 году начался сложный переговорный процесс. Сформировались две команды – в ОКБ и на Иркутском авиационном заводе, которые мощно взялись за оформление и продвижение контрактов на поставку готовых самолётов и их лицензионное производство на оборонных предприятиях Индии.
В итоге, за счёт средств Индии, был создан первый в мире многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-30МКИ, внедрённый в серийное производство, оснащённый управляемым вектором тяги, включённым в контур управления самолётом.
Самолёт Су-30МКИ стал звездой отечественного и мирового авиастроения. На его основе была создана российская модификация самолёта, а также экспортные модификации, в рамках военно-технического сотрудничества со многими странами, продажи которых преумножали валютный фонд России. Финансовое положение ОКБ Сухого также заметно улучшилось.
Кстати, средства, полученные фирмой от реализации программы Су-30МКИ, позволили частично профинансировать работы по созданию уникального экспериментального самолёта Су-47 («Беркут») с крылом обратной стреловидности. Некоторые прорывные идеи и технологии, реализованные при создании «Беркута», были в дальнейшем учтены при разработке самолёта 5-го поколения Су-57.
Су-34
Благодаря М.П. Симонову, на самолёте Су-34 была создана не имеющая аналогов в боевой авиации кабина для лётчиков.
Дело в том, что в 1987 и в 1988 годах, когда проводились испытания самолёта Су-27УБ, в целях изучения возможностей мобильности машины и её готовности к дальним перелётам, доказанные преимущества машины были нивелированы чудовищной усталостью экипажей. Лётчиков, с серо-зелёными лицами, буквально выносили из кабины на руках после завершения сверхдальних полётов.
Михаил Петрович был очень встревожен этим зрелищем и сказал, что в кабине, за креслом, надо создать место, где бы лётчики могли размять ноги, походить в полный рост. Надо улучшить снабжение кабины кислородом. Наконец, у пилотов должна быть горячая пища.
Экипаж истребителя-бомбардировщика – лётчика и штурмана-оператора – разместили рядом, как на фронтовом бомбардировщике Су-24, а не тандемом. Это повысило боевую эффективность самолёта, избавило от дублирования ряда приборов и органов управления, облегчило взаимодействие членов экипажа между собой. Саму по себе кабину, закрытую, герметичную, выполнили впервые в мире для самолётов такого класса в виде сварной броневой титановой капсулы с толщиной стенок до 17 мм. Кабину самолёта оснастили системой отопления и кондиционирования воздуха. Кресла пилотов снабдили вибромассажёрами. Для экипажа были обеспечены эргономические и санитарные нормы отдыха и питания – на борту был устроен камбуз и туалет.
Конечно, за такую кабину пришлось «повоевать» с военным заказчиком, но результат удовлетворил всех. Ничего подобного у фронтовых бомбардировщиков зарубежных конкурентов нет!
Спортивные самолеты
Хотелось бы отметить отеческое, отношение Генерального конструктора М.П. Симонова к лётному составу. А также его особую любовь к спортивной авиации – по его инициативе было создано семейство спортивных самолётов Су-26, Су-29 и Су-31 и их модификаций, на которых сборные СССР и России по высшему пилотажу завоевали на чемпионатах мира и Европы более 300 медалей, в том числе, около 160 – золотых.
Михаил Петрович Симонов возглавлял ОКБ Сухого в течение 16-ти лет – с 1983 по 1999 годы, сначала – в должности Генерального конструктора, затем, после акционирования предприятия – в должности Генерального конструктора-Генерального директора. Далее, до 2011 года, он оставался Генеральным конструктором, но не будучи при этом Генеральным директором, то есть не являлся первым лицом предприятия, принимающим управленческие решения.
На долю М.П. Симонова выпало непростое для ответственного руководителя перестроечное время, требующее принятия судьбоносных решений. Но он делал всё возможное и даже невозможное для того, чтобы сохранить коллектив и вовлечь его в интереснейшую работу по созданию лучших в мире самолётов! И надо признать, что он успел сделать очень многое, неистово добиваясь реализации своих идей!
Гл. специалист ОСиРТ ОКБ Сухого О.Л. Козина