Этикет для детей в школе и на улице играет важную роль в формировании уважительного отношения к окружающим. Чтобы создать дружелюбную атмосферу, необходимо использовать вежливые слова и заботиться о том, как выглядит ваш ребенок. Руки ребенка, которые постоянно находятся в карманах или заняты телефоном, шарканье ногами, спутанные волосы, взгляд исподлобья, сутулость, желание спрятаться в капюшон, желание постоянно сидеть на последней парте, употребление бранных слов, курение свидетельствуют о том, что у вашего ребенка появляются психологические проблемы и пора бить тревогу. Важно приходить в школу чистым, причесанным и аккуратно одетым, а также здороваться со всеми, кого встретишь. Особенно важно первым здороваться со старшими, проявляя уважение и вежливость.
На переменах и в классе нельзя ругаться, драться или грубить. Нужно быть внимательным к тем, кто рядом, и стараться помогать друзьям, особенно младшим. Дети должны уметь с уважением выполнять поручения учителей, обращаться к ним на «Вы», с именем и отчеством. Дети должны слушать внимательно на уроках, поднимать руку перед ответом, чтобы показать уважение к учителю и одноклассникам. Если ребенок вертится на уроке, не слушает учителя, это может свидетельствовать о наличии гиперактивности, которая впоследствии, если вовремя не скорректировать состояние ребенка такими мерами, как спорт, режим, правильное питание и здоровый микроклимат в семье, может привести к различным невротическим состояниям. Гиперактивность мешает концентрации на уроках, мешает тому, что ребенок сможет полноценно принимать участие в процессе обучения.
Как определить, является ли ваш ребенок гиперактивным? Это просто. Гиперактивные дети вертятся, не слушаются родителей, им требуется движение, подвижные игры. Внимание таких детей не фокусируется, если им объясняешь предмет, дети разболтаны, часто имеют неопрятный внешний вид, они неопрятны, у них всклокоченные волосы и беспорядок в одежде.
Современные стандарты одежды дозволяют быть неопрятными и разболтанными, поэтому желательно в школах тщательно соблюдать дресс- код, нужно носить в учебном заведении школьную форму, это поможет школьным психологам сразу определять гиперактивных детей и оказывать им своевременную помощь.
Дома детям важно проявлять заботу о родителях, к примеру, помогая матери помогая им раздеться, снять пальто, согласно этикету. Нужно приучать детей мыть за собой посуду после еды. Если кто-то болеет, стоит быть особенно тихим, не вертеться и не шуметь, проявляя чуткость и понимание. Таким образом, соблюдение этикета помогает создать гармоничное и уважительное общество. Этикет школьника – это не только умение вести себя в классе, но и соблюдение правил общения и поведения в общественных местах. Когда ваши дети находятся в коридоре или на улице, важно помнить о других людях, чтобы не создавать им помех. Если детям нужно остановиться, лучше отойти в сторону и не блокировать проход для окружающих. Это позволит избежать ненужных конфликтов и недопонимания. Внимательно смотрите, как ваши дети ведут себя в обществе.
При передвижении в толпе учите детей не расталкивать людей, даже если им срочно нужно пройти. Вежливое «извините» в случае случайной встречи с кем-то сделает их взаимодействие более приятным. Не нужно нестись вперед, расталкивая локтями окружающих и размахивая портфелем в разные стороны, как сейчас это принято у детей, это выглядит отвратительно и показывает низкий уровень культуры тех, кто воспитывает таких детей. Нужно специально обучать детей правильно носить свои вещи, так чтобы они не задевали проходящих мимо людей. Это отношение к окружающим формирует положительный имидж детей, способствует их успешному обучению, развивает такт и внимательность.
Не нужно забывать о чистоте. Пусть ваши дети бросают мусор только в урны или забирают его с собой. Это мелочь, но она имеет большое значение для поддержания порядка. Общение тоже требует внимания – дети должны избегать громких разговоров, чтобы не беспокоить других. Российская культура речевого этикета никогда не предполагала модуляций голосом на повышенных тонах. Это неприлично. Не нужно брать пример с вьетнамцев, где они разговаривают так, что каждое слово воспринимается как крик или взвизг. Это чуждая России культура речевого поведения. Пусть ваши дети говорят тихо и деликатно.
В ситуациях общего пользования важно соблюдать элементарные правила вежливости и уважения к окружающим. Например, при ожидании в очереди следует сохранять дистанцию, не нужно лезть настырным угрем впереди стоящих бабушек и тетушек. Если кто-то забыл взять необходимый документ или предмет, стоит предложить свою помощь, а не игнорировать человека. Если кто-то рядом уронил свою вещь, следует поднять ее и подать, если это женщина, бабушка или девочка, или мужчина, или дедушка. Сверстникам подавать упавшие вещи не обязательно. Улыбка или доброжелательное слово могут сделать день приятнее не только вам, но и окружающим. Приучите вашего ребенка улыбаться, когда к нему обращаются.
На общественном транспорте стоит помнить о том, что уступки места нуждающимся — проявление уважения и заботы. Необходимо также следить за громкостью разговора и собственного поведения, чтобы не доставлять неудобств другим пассажирам. При выходе из транспортного средства не следует задерживаться. Учите детей вовремя пользоваться личными предметами, такими, как кошельки и пластиковые карты, а не в последний момент, сдирая с себя впопыхах наушники, позволяя войти тем, кто будет ехать дальше.
В уборных общественных мест, таких как кафе или библиотеки, важно оставлять места чистыми и не забывать убирать за собой. Культура поведения формируется каждым из нас, и, придерживаясь простых норм и правил, мы способствуем созданию комфортной атмосферы для всех. Элементарно, нужно смывать за собой, согласитесь, в общественных местах слишком часто можно наблюдать иную картину.
Кроме того, важно помнить о тишине и уважении к окружающим. Если ваши дети говорят по телефону, постарайтесь говорить тихо, чтобы не мешать другим пассажирам. Помните, что не всем интересно слушать вашу беседу, а у кого-то может быть необходимость в спокойствии.
Если вы пришли с ребенком в театр, необходимо следить, чтобы ваше чадо соблюдало тишину во время спектакля или представления. Не позволяйте детям бестактных эмоций: взвизгов, хохота и битья ногами о кресло соседа. Как то раз я посещала театр с соседкой и ее десятилетним сыном, это был испанский стыд. Великовозрастный ребенок вертелся на стуле, как жареный поросенок, взвизгивая и хохоча при каждой шутке артистов. Ребенок вертелся на театральном кресле, стуча ногами и раскачиваясь, иногда вслух обращался к матери или выражал свои эмоции от увиденного, совершенно не стесняясь того, что кричал громче актеров и его слышал весь зал.
На мою просьбу вести себя потише его мать удивленно вскинула брови: "Это же ребенок". Впоследствии этот ребенок имел многочисленные проблемы в школе, еле дотянул до восьмого класса и бывал на домашнем обучении из-за его неуправляемости и из-за дикого поведения, которое поощрялось в семье.
Вот чтобы таких случаев не было, на родительских собраниях родителям нужно раздавать памятки, как должны себя вести их дети в обществе. А если дети будут себя вести непотребно, следует ввести такой предмет в школе, как был при СССР и назывался он "поведение", и выставлять оценки и за поведение тоже.
Детей, имеющих двойку по какой-либо дисциплине, следует оставлять на второй год, а обучение для второгодников можно сделать платным. Только тогда родители задумаются о том, как должен и как не должен вести себя их ребенок в обществе.
Не забывайте о личной гигиене ребенка и о его внешнем виде. Избегайте резких запахов, следите за тем, чтобы ребенок мылся по утрам, чтобы не создавать дискомфорт окружающим. Чистота и порядок — важные составляющие внешнего вида вашего ребенка.
Дети, которые умеют корректно общаться, чаще находят общий язык со сверстниками и взрослыми. Таким образом, они создают позитивную атмосферу вокруг себя, что содействует их социализации и общему развитию. Важно учить детей конкретным примерам, а не просто перечислять правила.
Не перебивать взрослых!
Улыбаться, когда к тебе обращаются!
Разговаривать в общественных местах на полутонах, без взвизгиваний и криков!
Убрать из лексикона бранные слова!
Применять в речи вежливые слова перед обращением или после, такие как спасибо, пожалуйста, извините!
Уметь сдерживать свои отрицательные эмоции!
Контролировать себя в пространстве, уметь правильно двигаться в коридоре, в помещении, в транспорте, на улице!
Кроме того, установка на вежливость и уважение формирует хороший характер. Дети, которые понимают значение слов благодарности и прощения, чаще становятся отзывчивыми и заботливыми взрослыми. Обучение речевому этикету должно быть наглядным и постоянным, чтобы навыки общения стали естественными и привычными для ребенка. Эти привычки станут основой его будущих взаимоотношений и успехов в жизни.